Программа математического кружка Занимательная математика для 5 класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска»
Рассмотрено на заседании городскойСогласовано
творческой мастерской учителей математики Зам. директора по УВР
Руководитель творческой мастерской_____________/Татаринова Т.В./
_______________/Сизова С.А./«____» __________2015г.
«___»________ 2015г.
Программа кружка «занимательная математика» для 5 класса
Составила: учитель математики
Уртюкова М.А.
г.Козьмодемьянск
2015г.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Занимательная математика» своим содержанием сможет привлечь внимание учеников 5 класса, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счета, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.
Следует отметить, что навыки решения различных математических задач совершенно необходимо любому пятикласснику не только для того, чтобы успешно участвовать в игре «Кенгуру» и олимпиадах, но и являются средством развития их математических способностей, таких качеств ума, как сообразительность и смекалка.
Опыт общения с учащимися 5 классов говорит о том, что у них еще присутствует любознательность, большинству детей интересно учиться. Следует не упускать данный момент и способствовать развитию их логического мышления, расширять кругозор, а главное – пробудить желание заниматься изучением интереснейшей науки, математики.
Цель курса: формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для решения практических проблем.
Задачи курса:
Научить учеников решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности.
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость мышления.
Усилить практический аспект в изучении математики, развивать умения учащихся применять математику в реальной жизни.
Содержание курса. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он предполагает четкое и краткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматривается достаточно большой круг задач практического содержания, особенно при рассмотрении тем «Логические задачи», «Задачи на движение», «Переливания», «Взвешивания». Предполагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений до задач олимпиадного уровня.
Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, практикум по решению задач.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
При достаточно полном рассмотрении вопросов данного курса, несомненно, у учащихся будут выработаны более совершенные навыки решения математических задач, будет значительно расширен их кругозор, они овладеют теоретическими знаниями, которые помогут им в дальнейшем обучении точным наукам. Итогом изучения курса станет выполнение учащимися творческих работ и участие в олимпиадах.
В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны:
Научиться правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
Научиться новым приёмам устного счета (умножение двузначных чисел на 11; деление на 5, 50, 25; возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5, и др.);
Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше»-«меньше» с расположением точек на координатной прямой;
Решать текстовые задачи разными способами;
Овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
Сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для повседневной жизни (умения сравнивать, обобщать, систематизировать и др.)
Учебно-тематический план
Наименование тем курса Всего часов Теория Практика
1. Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей. 1 0,5 0.5
2. Приемы устного счета 2 1 1
3. Числа. Четность и нечетность 2 1 1
4. Переливания 2 1 1
5. Взвешивания 2 - 2
6. Составление выражений 2 - 2
7. Головоломки и числовые ребусы 2 - 2
8. Метрическая система мер 2 - 2
9. Логические задачи 2 - 2
10. Геометрия вокруг нас 3 1 2
11. Задачи на составление уравнений 2 - 2
12. Задачи на части 2 - 2
13. Задачи на движение 2 1 1
14. Принцип Дирихле 2 1 1
15. Задачи-шутки 2 1 1
16. Решение олимпиадных задач 3 1 2
17. Итоговое занятие 1 - 1
Содержание программы
Тема1. Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей.
Сообщается история возникновения слова «Математика». Происходит знакомство детей с интересными сведениями из истории развития счета: начиная от счета на пальцах до счета в наши дни. Запись чисел в Древнем Египте, Древней Греции, на Руси и, наконец, позиционная (арабская) система нумерации.
Тема 2.Приемы устного счета.
Показ выгодности использования приемов устного счета для облегчения математических расчетов. Приемы устного счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5; умножение двузначных чисел на 11; деление на 5, 50, 25.
Тема 3. Числа. Четность и нечетность.
Классификация натуральных чисел: четные и нечетные, однозначные и многозначные. Изучаются свойства четных чисел. Решаются задачи практического характера на применение данных свойств.
Тема 4.Переливания.
Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений).
Тема 5. Взвешивания.
Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Решение задач на взвешивание с использованием для наглядности рычажных весов.
Тема 6.Составление выражений.
Выполнение разнообразных заданий на отработку навыков решения примеров в несколько действий. Самостоятельно конструируя выражения (расставляя в них различным способом скобки, знаки действий), учащиеся отрабатывают вычислительные навыки, в том числе и навыки устного счета.
Тема 7. Головоломки и числовые ребусы.
Развивается логическое мышление, умение анализировать ситуацию, находить альтернативные пути решения. Головоломки и числовые ребусы – задания, которые способны совершенствовать вычислительную культуру учащихся.
Тема 8. Метрическая система мер.
Сообщаются интересные исторические сведения о различных мерах длины, площади, массы, существовавшие на Руси с давних времен. Обзорное знакомство с метрическими мерами в других странах: Англии, Японии, Франции. Решение задач практического содержания.
Тема 9. Логические задачи.
Развивается логическое мышление, умение анализировать условие, находить альтернативные пути решения. Логические задачи – это те задания, которые способны научить учащихся культуре рассуждений.
Тема 10. Геометрия вокруг нас.
Восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение. Исторические сведения о развитии геометрии. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.
Тема 11. Задачи на составление уравнений.
Показ ученикам альтернативного пути решения задач на уравнение- способ составления уравнения. Объяснить алгоритм рассуждений, которые необходимо проводить для решения задач данным способом, установить его преимущества и недостатки.
Тема 12.Задачи на части.
Развитие навыков анализа условия задачи. Задачи на смеси, сплавы имеют большую практическую значимость и межпредметную связь.
Тема 13. Задачи на движение.
Показ способов рассуждения и приемов решения основных типов задач на движение. Показ значимости и удобства записи краткого условия в виде схематического рисунка.
Тема 14. Принцип Дирихле.
Сообщить ученикам историческую справку о П.Г. Дирихле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирихле относятся к классу логических задач. Поэтому главное – научить детей анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче.
Тема 15. Задачи-шутки.
Задачи данного типа не требуют от учеников специальных математических знаний. Они призваны развивать мышление учащихся, умение вдумчиво работать с текстом, улавливать смысловые несоответствия в словах задачи, способствуют развитию интереса к математике.
Тема 16. Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной степени трудности, требующих от учеников напряженной умственной работы. Подготовка к итоговому занятию данного курса.
Тема 17. Итоговое занятие.
Олимпиада среди учащихся. Выявление призеров и победителей.
Литература:
Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности / авт.- сост. Г.М.Киселёва.- Волгоград: Учитель, 2015.—133с.
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе: математика / Л.В.Гончарова. – М.:Учитель,1997.