Методическая разработка Цветов таинственная связь













СЕМИНАР по ДПИ

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Цветов таинственная связь»
Учитель изобразительного искусства: Лабазова И.А.



Цели проведения:

Воспитание средствами декоративно- прикладного искусства
Личное развитие
Развитие творческого потенциала
Адаптация личности к жизни в обществе
Организация содержательного досуга
Профессиональная ориентация и самоопределение
Социальная реабилитация (инвалидов)
Популяризация данного вида искусства


Задачи:

Обучение навыкам и умению работать с различными инструментами, Т.Б.
Обучение умению обработки природного материала и подготовки его к работе
Обучение различным способам работы с природным материалом
Обучение умению различать и выполнять различные виды декоративной работы с природным материалом: аппликацию, инкрустацию, декоративную скульптуру, плетение, икебану
Обучение умению подбора или создание эскиза будущей работы и оформления выполненных работ
Осуществление специальных задач путем расширения словаря и кругозора в процессе деятельности


Литература: легенды о цветах, этимология слова,
Альбом- каталог «Н.Курач» Нижневартовск 2002г.
«Сухие травы» Г.Федотов Москва 1997г.
«Поделки из природного материала» И.Черныш 1999г.
С.А.Есенин «Стихотворения и поэмы»
Советский энциклопедич. словарь,
интернет- сайты, «Проблемы композиции» сборник научных трудов1998г.
«Твоя маленькая мастерская» Т.А. Чернуха 1989г.
журнал «Работница» февраль 2007г.
газеты «Цветы» 8, 9, 10, 7, 11, 12, 13 номера 2006 года
журнал «Маруся» февраль 2007г.
«Коллажи и панно» школа флористики Ю. Марьина 2005г.

Оборудование: природный материал, гербарий, клей, ножницы, нитки, щипцы,
иголки, бархатная бумага; муз. центр, перс. компьютер и т. д.

Зрительный ряд: работы учащихся, работы преподавателя, музыка романс
«Отговорила роща золотая»; выставка книг, журналов и фотографий, призы
участникам- бутоньерки




План выступления:

I. Индукция (наведение): Ознакомление с присутствующими, постановка задач
IV. Разрыв (осознание нового) беседа:
Определение ДПИ, виды связанные с природным материалом и флористикой (соломка, плетение из лозы, перо, косточки, камни,..)
История развития
Вид ДПИ
Художники- флористы (Николай Курач)
Выставка работ преподавателя и учащихся
Флористика для начинающих:
Подготовка материала, инструменты, Т.Б.
Азы цветоведения, законы композиции
Эскизы, шаблоны, загадки (для работы с детьми), декор, стилизация
Техника: аппликация, инкрустация, плетение, скульптура, икебана
II.Работа с материалом (практическая часть):
Поэтапность изготовления. Воплощение творческой идеи.
Проявить фантазию в тематике.
Оформление работы и дополнительные аксессуары
Тест на фантазию, чувство цвета, чистоту линий
III. Социализация (обсуждение этапов работы, обнародование):
V. Рефлексия: Анализ занятия. Итоги работы. Важность промысла в быту и истории.








Флористика: техника засушивания
Цветок засохший, бездыханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя...
Обработка и сушка растений - самый ответственный этап работы. Существует несколько основных способов сохранения декоративных качеств: высушивание на воздухе, засушивание под прессом, обработка влагопоглощающими материалами.
Высушивание на воздухе - самый простой способ сохранения растений в сухом виде. Температура в помещении должна быть не ниже 10 градусов. Растения сушат в стоячем, подвешенном или лежащем положении. Зависит это от характера растительного материала. Подобным способом чаще сушат декоративные травы. Перед цветением они приобретают светло-зеленую или светло-соломенную окраску, поэтому собирают их именно в этот момент. Собранный материал связывается в пучки, хотя крупные экземпляры и растения с пышными соцветиями высушивают по одному. В стоячем положении сушат рогоз, колосья пшеницы, семенные головки лука. В лежачем - побеги бамбука, маковые коробочки. Чтобы ускорить процесс, растительный материал раскладывают на поверхности, которая хорошо впитывает влагу - картоне, хлопчатобумажной ткани, газете. Иногда высушенные растения, например, собранные в неподходящий период, легко рассыпаются. Это можно предотвратить периодическим опрыскиванием растения фиксатором - недорогим лаком для волос.
Прессование: Для засушивания материала под прессом Вам придется приготовить бумагу, хорошо впитывающую влагу - оберточную или же фильтровальную, согнутую пополам - в виде книжки, затем подобрать несколько газет для прокладок и груз. Прокладку кладем под книжку и сверху нее. листья, травы и цветы кладем внутрь книжки. Книжки с растениями можно накладывать друг на друга, но обязательно следите, чтобы их отделяли газетные прокладки. На верхнюю прокладку кладем дощечку, сверху помещаем груз 10 - 12 кг. Прокладки следует менять ежедневно, заменяя отсыревшие газеты новыми. Высыхают растения, как правило. в течение 5-6 дней. Быстро получить засушенные растения можно следующим способом. Кладем листья на стопку газет и покрываем их еще одной газетой. Проглаживаем горячим утюгом, переворачиваем на другую сторону, передвигая на сухое место и снова проглаживаем. В течение 3 минут листья высыхают. Кстати, цветы обрабатывать таким образом не рекомендуется. Данный способ хорошо применять для листьев клена, осоки, боярышника, ландыша, некоторых других декоративных трав. Высушенные методом прессования растения прекрасно подходят для панно, картин, миниатюр, коллажей. Мелкие цветки засушиваются целиком, массивные - разбирают на лепестки и сушат раздельно.
Обработка влагопоглощающими материалами: К сморщиванию лепестков цветов при засушивании приводит неравномерная потеря воды. Избежать этого можно, если применять осушители - гигроскопические вещества. Для этой цели прекрасно подходят жженые квасцы, бура, селикагель. Если применять их в смеси с чистым мелким песком, будет еще лучше. Вам понадобится невысокая коробочка с отверстиями в дне и поддон для нее. Коробку следует поставить на поддон и насыпать тонкий слой осушителя, а на него уложить цветы и тоже засыпать их осушителем. через 5 - 10 дней цветы высохнут, причем в селикагеле гораздо быстрее. Засушенные цветки довольно хрупки, поэтому для их извлечения приподнимите коробку: осушитель высыплется на поддон и цветы обнажатся. Не допускайте, чтобы материал отсырел. От этого он побуреет. Побуреет о и в том случае, если не досушить цветки, если же цветки пересушить, они станут очень хрупкими и могут потерять естественную окраску.
Сушка в микроволновой печи: можно сушить цветы и травы серебристой или серой окраски, используемые в аранжировке. Сушку необходимо тщательно контролировать. Разложите цветы рядами на нескольких слоях фильтровальной бумаги в печи. Включите печь на половинную мощность на 2-3 минуты, затем выньте цветы и повесьте их за стебли на пару дней, если они не нужны вам для аранжировки сразу же. Такой метод хорош для растений со множеством мелких цветков, таких, как гипсофила, золотарник, манжетка и лаванда
Флористика: заготовка материала
На земном шаре обитают сотни тысяч видов растений. Все они по-своему хороши, а очень многие не теряют привлекательности и после высушивания. Люди заметили это свойство - и растения получили вторую жизнь.
Первым этапом подготовки материала для работы является его сбор. Этот этап довольно приятен и полезен. Общие рекомендации по сбору растений сводятся к следующему: собирать нужно тогда, когда природа предлагает большой выбор растений. Руководствуясь девизом "Кто вовремя собирает, тот нужды не знает", обеспечьте себя достаточным запасом. Кроме того, собирайте материал  только в сухую погоду, на них не должно быть остатков росы. Влажные растения при сушке буреют. 
Собирать природный материал можно круглый год, с ранней весны до поздней осени. У каждого времени года есть свои прелести. Одни виды интересны в бутонах, вторые - в полном цвету, третьи - в плодах. Семена ясеня, клена собирают даже зимой. Ранней весной можно засушивать цветы и листья ландыша, тюльпанов, купавки, лютика. В начале лета можно собрать тополиный пух, в середине - заготовить лесные, полевые, луговые цветы, чуть позже - листья осенних деревьев. Тем более осенью, листьями будет покрыта вся земля. Местами сбора растений являются леса, болота, луга и сады.
Для сбора дикорастущего материала надо чаще ходить по лесу, собирать замшелые ветки, мхи, корни и траву.  Сухой материал для аранжировок может быть и в виде естественно высохших растений, объемно высушенных  растений сада, растений, засушенных в плоскости.
Чем разнообразнее материал вы заготовите, тем легче будет с ним работать. Поэтому старайтесь брать побеги и цветки разной окраски и формы. Но знайте - чем моложе соцветия, тем устойчивее их окраска. Вообще, для того, чтобы при засушивании сохранялся их естественный цвет, надо знать, в какое время их лучше собирать. Сроки сбора растений рекомендует З. А. Мамонтова в книге "Гербаризация растений с сохранением их естественной окраски и формы (М., 1965). Помните: главное условие сохранения цвета - быстрое засушивание. Главное условие сохранения формы - правильная укладка засушиваемого материала.
Комбинируя растения леса и сада, можно получить большое количество оригинальных сочетаний. Объемно высушенные растения сохраняют все свои качества для букетов и других композиций. Растения, засушенные в плоскости, сохраняют окраску и контур и используются для создания панно, фризов, экранов.
И последнее. Не превращайте сбор и заготовку материала в истребление зеленых насаждений. Для того, чтобы поселить в доме красоту, совсем не обязательно губить молодой клен или рябину, гнуть березу или уничтожать елочку. Всегда надо помнить, что впереди будут новые поколения людей, которым, как и нам, будут нужны леса и парки, вода и чистый воздух.  Собственный сад, ранки, цветочные магазины, даже увядшие букеты, подаренные Вам - все это может служить отличным подспорьем для творчества. Например, у ромашек всегда можно сохранить желтые сердцевинки, состоящие из трубчатых цветков, а у гайлярдии или рудбексии - коричневые сердцевинки. Всегда остаются красивыми в засушенном виде чашечки гвоздик.
Бережно относитесь к природе, и она щедро отблагодарит вас за это!

Ассортимент цветов используюмых для сухих букетов:
Акроклинум розовый, гелихризм, кермек выемчатый, синеголовник альпийский, скабиоза кавказская, гипсофила метельчатая, лунник, амарант хвостатый. (Мои любимые цветы №7 2006г.)

Консервирование глицерином:
Налить в высокий сосуд 1часть воды и 2части глицерина. На стеблях сделать разрезы и периодически подрезать снизу, чтобы раствор хорошо впитался. Затем поставить веточки в сосуд и убрать в темное место на три недели. В смесь можно добавить пищевого красителя, чтобы придать растению желаемый оттенок. Выдержанные таким способом растения сохраняют эластичность, не теряют цвет и сохраняют блеск.


























Флористика: этимология слова


ДПИ- область декоративного искусства: создание худ. изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
Все предметы, окружающие человека должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Включенное в повседневную жизнь людей декоративное искусство является источником эстетического воспитания.

АППЛИКАЦИЯ- от лат. прикладывание, это создание художественных изображений, наложение одного материала на другой, пришивание или наклеивание фрагментов на основной фон, в зависимости от выбранного материала.

СТИЛИЗАЦИЯ- в декоративном искусстве, дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов.
переосмысление художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

ЭСКИЗ- предварительный набросок, фиксирующий замысел художника, отдельной части или целого произведения

ДЕКОР- система украшения сооружения или изделия.

КОМПОЗИЦИЯ- составление, соединение, сочетание различных частей, в единое целое в соответствии с какой- либо идеей.. построение худ- го произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

ФЛОРА- в римской мифологии богиня цветов и весеннего цветения

ФЛОРИСТ- художник создающий свои произведения из засушенных растений (листьев, цветов, веток, мха и другого природного материала).
Толковый словарь С.И.Ожегов1996г

ТВОРЧЕСТВО ФЛОРИСТОВ- это изготовление разнообразных работ (игрушки, поделки, картины), декорирование интерьера при помощи цветочных композиций, со знанием общих принципов оформления интерьера с моделированием штор, основы композиции, цветоведения, и светотехники.

КОЛЛАЖ- прием в изобразительном искусстве, наклеивание материалов на основу, отличающихся по цвету и фактуре. Введение стилистически чудных фрагментов из других техник.

ФАКТУРА- характер поверхности материала, от лат. «обработка»











Флористика: введение

Фантазия художника безгранична, а в сочетании с оригинальной изобразительной техникой она приносит-
удивительные результаты!

Каждый материал таит в себе целую историю, дает толчок для творчества. Флористика- жанр ДПИ достаточно уникальный. Его своеобразие заключается именно в не разрывном, удивительном, гармоничном единстве человека, дитя Природы, ее частицы и Самой Природы. Руками художника словно сама Природа создает свои шедевры.
В мировоззрении человека есть характерная черта- острое ощущение живого начала и тяга к природе. Листва- тонкие пластинки деревьев, кустарников, трав. При их упоминании возникает живой и прекрасный мир природы: ее лесов, полей, лугов. Любоваться появлению первой листвы, улавливать в воздухе ароматы цветов, слушать шелест листвы, навевающей в душе тишину и покой. Но приходит пора листопада! Как хочется продлить это очарование! Кого не восторгает это красочное явление в природе, воспетое во все времена поэтами, художниками, композиторами? Именно это обилие красок, цветовых оттенков яркого осеннего разнотравья стало рабочим материалом художников-флористов. Многообразие флористических элементов, расцветок, фактуры, сортов помогают создавать интересные и необычные картины, панно. Их можно назвать живописью, где краски заменяют фрагменты листьев или лепестков. Диапазон возможностей этой техники огромен- от станковых работ до театральных оформлений, от костюмов до портретов, от декоративных оформлений вещей до икебаны. На примере разных авторских работ с удовольствием открываешь секреты личных творческих лабораторий. Самостоятельный поиск придает дополнительный интерес работе, индивидуальность украшает, раскрывает душу художника, хранит тепло рук.
Главное- это суметь «увидеть», и к увиденному найти верные цветовые сочетания, здесь нет неинтересных подробностей, общая картина зависит мелочей.

Мне все твоя мерещится работа,
Твои благословенные труды:
Лип, навсегда осенних, позолота
И синь сегодня созданной воды. Анна Ахматова

Флористика- трудный, а потому и редкий жанр в прикладном искусстве. Сколько надо труда, терпенья, а главное уменья, чтобы из разных травинок и листиков сотворить чудо. Работа кропотливая! Зато в результате полное впечатление! В холодный зимний день эти картины с цветами напомнят о радостях жаркого лета.
Работу облагораживают тонкий стиль, нежность декора, изящные формы, ручная работа, дополнительные элементы, и одухотворяет интересная тема.
ДПИ является по природе своей функциональным, создавать полезные вещи, предназначенные для оформления интерьера, используемые в быту с учетом, что декор не только украшает, завершает вещь, но и подчеркивает форму, создает определенное настроение. Очень ценно умение видеть в природе богатство и гармонию красок, линий, разнообразных форм. Важным в практических заданиях является изучение сложившихся худ. закономерностей, определяющих эмоциональную выразительность узоров в оформлении различных предметов.




Флористика - как вид творчества
Цветы, как люди, на добро щедры, И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
Флористика является самым молодым видом аппликации. В 1960 г. в Москве было организовано первое в мире общество художников-флористов. Их творчество основано на использовании необычного для аппликации материала - засушенных растений, оболочек от чеснока, репчатого лука, мха, соломы. Не возможно описать весь флористический материал, используемый флористами. .      Понятие "флористика" происходит от слова "флора". В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, юности. Флористикой называется раздел биологии, изучающий совокупность видов растений. Флористикой называют искусство комбинирования засушенных растений для создания панно и композиций.      Много картин, превосходных по своему живописному решению, богатству красок создано флористами: портреты Н. В. Гоголя, С. Есенина, Л. Н. Толстого, П. Пикассо, выполненные из засушенных растений художником-флористом Н. Алексеевским, "Васильки" - художницей З. Мамонтовой, "Цикламены" - Е. Гавриловой, "Ромашки и колокольчики" - В. Демидовой. Великолепны и прекрасны "Кижи" - аппликация из соломы художника:Ю.Унанова.
ФЛОРИСТИКА "Картины без кистей и красок" называют такие произведения, так как традиционные краски: масляные, акварельные, гуашь, с успехом заменяет богатая палитра - разнообразная фактура природного материала. Поражает не только гармоничное сочетание цветов, но и различие компонентов по фактуре.

Аппликация из прессованных растений- увлекательное занятие, оно популярно во многих странах (в Японии оно называется «ошибаной») Картины дарят вторую жизнь цветам, растения как будто сами просятся и укладываются на бумагу.Такое занятие годится для всех возрастов, практически не требует затрат, а самое главное не дает нам забыть, что кроме умных машин есть еще умная и прекрасная матушка- природа.
Работа с природным материалом успокаивает, воспитывает чувство Родины, бережное отношение к окружающему и природе, раскрывает значение растительного мира в культуре разных народов.

Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса А.С.Пушкин
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте Родину мою» С.Есенин

Николай Гаврилович Курач (тюменский художник) работы его представляют собой некий микрокосмос. Обескураживают своей сложностью и погружают в себя зрителя. Их нужно чувствовать, к ним зрительно прикасаться. У этих работ нет «дна». Бездонны. Глубоки. Поэтому так сильны. Чувствуется ювелирная работа мастера, музыка его души! «Это окно в мир природы!»
Работает в этой технике 20 лет. Оргалит грунтует водоэмульсионной, после недельной выдержки закрепляет спиртом смешанным с ПВА.

Творческие искания характеризуют людей неравнодушных, полных энтузиазма и стремления к познанию нового.

Флористика: история возникновения
Флористика это художественное творчество. Основой которому служат засушенные цветы, листья, мох, лишайник, кора, семена растений, чешуйки луковиц, тополиный пух, солома и другой природный материал. Из него художники-флористы создают прекрасные картины, пейзажи, портреты.
Немного истории:
Издавна люди украшали растениями и цветами свои жилища. Цветами украшали залы для пиров и места празднеств в Древней Греции и Риме. Цветами встречали воинов-победителей. Цветами украшали и украшают сейчас почетных гостей в Индонезии, Индии Бирме.      Цветы и деревья являются своеобразными символами во многих странах. Дуб в Древней Греции был символом силы. Ветками дуба там украшались статуи верховного бога Зевса, статуи бога морей Посейдона украшали ветками прибрежной сосны, бога любви Эрота - розами... У славян со времен язычества существовали обряды и ритуалы в честь многочисленных богов, разных событий и праздников, которые сопровождались украшениями из цветов, зеленых веток, колосьев и плодов. .      В 15 веке была открыта Америка. Европейцев поразили прекрасные сады правителя Ацтеков Моносумы и роскошное убранство храмов, множество невиданных ранее цветов и растений. С того времени возрос и интерес к цветам и украшениям их них. В России появились ботанические сады и художественно оформленные парки. Один из таких садов в Москве раскинулся на 1-й Мещанской улице в 1706 году и существует в настоящее время как Ботанический сад МГУ. Другой аптекарский огород в 1713 году был основан в Петербурге. Сейчас это сад Ботанического института им. В. А. Комарова. В эти сады путешественники и ученые привозили свои растительные находки. .      Люди выращивали цветы в палисадниках или собирали их на лугу, а потом любовались прекрасными творениями природы. Постепенно сложился обычай дарить цветы. Они несли радость в праздники, утешение в горе. У славян со времен язычества существовали обряды и ритуалы в честь многочисленных богов, разных событий и праздников, которые сопровождались украшениями из цветов, зеленых веток, колосьев и плодов.
В нашей стране флористика имеет два направления: . Европейская флористика и икебана. Икебана, как искусство имеет более глубокие корни. Две ведущие школы в Японии Согэцу и Икэнобо имеют в Москве филиалы, и дипломированные учителя обучают студентов по японским методикам и учебникам. Результаты такого образования высоки. . В Европе много различных школ каждая имеет свой взгляд на стилистику связанный с историческим развитием искусства в данной стране. Поэтому в литературе можно встретить самую разную классификацию стилей. . В России пока нет флористических школ со своей историей, разработанным стилем, учебниками и пр. сегодняшние учебные заведения используют методики, стилистику, технические приемы и литературу западных школ. Сегодня обучение флористики дает человеку творческое раскрытие (участие в выставках и конкурсах) и ремесло.
Количество учебных заведений в Москве растет, поэтому при поступлении студент выбирает место обучения, стоимость и самое главное мастера, учителя со своим опытом работы, со своим личным предпочтением той или иной западной школе, с разработанной им методикой обучения и опытом преподавания. Ведущие российские мастера-флористы, изучая современные западные направления разных школ, способствуют развитию флористического искусства в нашей стране.

   «Картины в интерьере не вспомогательный элемент. Решившись на определённую цветовую схему, нужно выдержать её и при выборе картин. Они не должны иметь цветовых конкурентов в пространстве комнаты».
(Петер Мали- дизайнер)
Флористика: послесловие

   Всмотритесь внимательнее в природу каждый цветок, травинка неповторимы и по-своему прекрасны. С весны до поздней осени буйствует зелень. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство форм. Эту красоту можно и нужно перенести в картину. Такая работа развивает мышление и трудолюбие, художественный вкус и наблюдательность, любовь к родной земле и бережное к ней отношение. Да и собирать материал на свежем воздухе довольно- таки приятно. .      Сегодня этот вид творчества стремительно и многогранно развивается. Он стал популярным, подлинно народным русским стилем, близким нам с вами. Произведения флористов украшают наши дома, школы, музеи. Вселяют в наши сердца доброту и заботу. Остаются в нашей памяти на долгие, долгие годы. А научил нас этому искусству мастер с прекрасным именем Природа.


Успехов в творчестве!
































Флористика: красоту творим вместе

Композиции из цветов являются частью интерьера. Они красивы сами по себе,
а также могут преобразить голую стену, задекорировать неприметный угол, стать ярким элементом на полке или просто напоминанием о яркой летней клумбе.
Японцы никогда не используют в композиции увядшие цветы. Но намеренно засушенные листья, плоды, ветви считают что можно.

Поэтапное описание работы
аранжировки букета «Зимний сон»

Сегодня я предлагаю оформить композицию, выполненную в теплых желтых осенних тонах. Для этой композиции можно использовать сухие или шелковые растения. Обычно используют материал с длинными стеблями и цветки разных размеров- крупные и мелкие. Дополнить аранжировку можно лентами, веревочками, шишками, плодами и ягодами, а также оголенными веточками.

Для работы нам потребуется:
засушенные листья рогоза, подорожника, сухие веточки травы, цветы гелихризума, бутоны роз и гребешки комнатного растения
оазис (подставка) для нашего букета
клей «мастер» для крепления всего материала
декоративные элементы

Ход работы:
Рисуем эскиз для выявления структуры композиционного построения, пытаясь найти самое выразительное в нашей фантазии, учитывая стиль интерьера, цвет и фон, которые будут его окружать
К подставке приклеиваем форму- держатель (например из под скотча)
Округлую форму декорируем цветам гелихризума (можно сеткой, лентами, жгутом и т.д.)
В оазис вставляем разные веточки так, чтобы они расходились веером (можно менять направление композиционной линии)
Заполняем в низу композицию гребешками для устойчивости, листьями подорожника для объема и бутонами роз для гламурности
Сухие веточки и гребешки украшаем мелкими цветами для яркости.
В центр композиции помещаем стержень с желтыми цветами гелихризума, обвернутый декоративным шнуром, как акцент
На проволоку собираем желтую сетку, скручиваем и вставляем в композицию для поддержки цветовой гармонии и равновесия
Прикалываем засушенную бабочку для загадки и изящества
Обрабатываем композицию бесцветным лаком, чтобы оставить до следующего лета.
Букет готов!

Создавая это произведение мы смогли передать чувства, мысли, настроение, время года когда выполнялась работа. В композиции букета, сплетенного во флористическую идею создается иллюзия уходящего теплого, ласкового лета с буйством цветочных красок.
И основные три элемента построения икебаны (самая длинная ветка или цветок символизирует небо, средняя- человека, короткая- землю) мы выдержали успешно.
Композиции из доступных природных материалов, внесут в ваш дом природную свежесть и наполнят его яркими красками. Такие на первый взгляд бесполезные вещички создают атмосферу уюта, покоя и комфорта. Желаю удачи!
Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515