Конспект урока по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), МДК 01.03 Художественная обработка материалов, на тему «Особенности построения композиции в утилитарных изделиях



Меренкова В.А., преподаватель филиала ОГБОУ СПО «Рязанский педагогический колледж» в г. КасимовеПлан-конспект урока № 1
Специальность:
54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства
Группа: 2дз
Дисциплина: МДК 01.03 Художественная обработка материалов
Тема: «Особенности построения композиции в утилитарных изделиях (шарф, платок)».
Продолжительность – 2 часа.
Формируемые компетенции:

ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.
ПК 1.4. Владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом.
ПК 1.6. Учитывать при проектировании особенности материалов, технологии изготовления, особенности современного производственного оборудования.
ПК 1.7. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла.
ПК 1.8. Находить художественные специфические средства, новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

Цели урока:
Образовательная сформировать умения и навыки построения композиции в утилитарных изделиях.
Развивающая – развить умение самостоятельно проводить предпроектное исследование; навыки работы с интернет-ресурсами; умение использовать средства художественной выразительности в создании творческой композиции.
Воспитательная – воспитать интерес к дизайну, декоративно-прикладному искусству, воспитать познавательные мотивы учения, интерес к выбранной профессии.
Квалификационные требования:
По результатам занятия студент должен уметь:
- выстраивать композиции по известным классическим симметричным и ассиметричным схемам.
- грамотно использовать разнообразные мотивы в зависимости от назначения изделия.
- грамотно применять основные законы композиции при разработке эскиза платка (шарфа).
По результатам занятия студент должен знать:
теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия, особенности построения композиции в утилитарных изделиях, законы цветоведения.
Вид урока: Урок – практическая работа.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Организация деятельности студентов: групповая.
Метод обучения: продуктивный.
Междисциплинарные связи: История искусств, Цветоведение, Живопись, МДК.01.01Дизайн-проектирование.
Учебно-методическое
обеспечение: презентация по теме, работы студентов, раздаточный материал по композиционным схемам платков, таблица цветового круга, изделия, выполненные в технике батик.
Ход урока:
Деятельность преподавателя: Деятельность студентов:
Организационный момент – 1-2 мин.
Проверка наличия материалов и инструментов.
Проверка списочного состава студентов.
Готовятся к уроку: должны иметь бумагу формат А4, графитный карандаш, краски (акварель, гуашь)
Формулирование темы занятия:
- постановка целей урока;
- объяснение хода занятия.
Отвечают на вопросы преподавателя и, опираясь на ответы, самостоятельно формулируют цель урока.
Слушают объяснение хода занятия
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов:
Преподавателем создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема:
Для проведения мастер-класса нам необходимо создать коллекцию платков, отвечающую тематике фестиваля «Маркинская осень», гармоничную по цветовому решению и композиционному построению. Изделия будут демонстрироваться как аксессуар костюма, головной убор, декор сумки и пояса. Для выполнения этой задачи подгруппа делится на группы по 2-3 человека. Слушают, делятся на группы
4. Объяснение особенностей композиционного построения утилитарных изделий с презентацией.
5. Выполнение заданий практической работы:
- стандартного типа: поиски аналогов в интернет -ресурсах, работа над графическим эскизом;

- затем реконструктивно-вариативного типа, используя разные композиционные схемы платка, элементы разных стилизованных мотивов (природных, геометрических, фольклерных)
.
Слушают объяснение материала
- делают композиционные поиски, сравнивают с аналогами.
- анализируют, делают выводы, создают творческий эскиз.
6. Контроль сформированности умений и навыков
- Самооценка: студентам предлагается по пятибальной шкале оценить свои знания и умения по разработке эскиз-проекта (форма работы - индивидуальная).
- Проведение взаимопроверки: студенты обмениваются эскизами и проверяют результаты работы друг у друга Критерии оценки: за каждый поисковый эскиз выставляется определенное количество баллов, они суммируются и выставляется общая итоговая оценка.
Студенты отвечают на вопросы, выполняют задания
7. Подведение итогов занятия:
Преподаватель объявляет и выставляет оценки, комментирует Слушают
8. Рефлексия:
ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?
Отвечают на вопросы, самоанализ
9. Домашнее задание:
- По эскизу выполнить картон (рисунок эскиза в натуральную величину)
- Творческая домашняя работа: оформить в виде таблицы описание выполненного эскиза платка: композиционная схема платка, название композиции, назначение платка, мотив рисунка, ткань, вид росписи, размер).Записывают задание на дом.
Работы студентов, выполненные в ходе занятий по изученной теме.


Рис.1


Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7.

Рис.8