Художественная обработка материалов. Работа в технике папье – маше. Творческий проект « Чайная гостиная». ( 2 часа)Урок технологии


Предмет: технология
Программа: «Школа России»
Класс: 4
Тема: Художественная обработка материалов. Работа в технике папье – маше. Творческий проект
« Чайная гостиная». ( 2 часа)
Цель: а) закрепление знаний по обработке бумаги, учить планировать свою работу, учить работать по образцу.
Б) формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая; формирование культуры гостеприимства.
В) развитие мышц пальцев рук, развитие внимания, памяти.
Наглядные средства:
Образцы изделий из папье-маше.
Полуфабрикаты изделий.
Таблица для повторения свойств бумаги.
Мультимедийная презентация с планом работы.
Ход урока.
Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу)
Добрый день, дорогие зрители!  В эфире телепередача «Чайный калейдоскоп» Ребята, сегодня вы познакомитесь с новым видом искусства, которое называется папье- маше. Этот вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам очень давно, тогда, когда была изготовлена бумага, из Китая. Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно появилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папье-маше. Если перевести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная бумага». Почему жеваная? Об этом вы узнаете позже.
2. Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей и иллюстративный ряд объектов.
- Папье- маше- это густая масса из смеси различных материалов: ваты, опилок, мха. Этим же словом называют и сам процесс изготовления изделий из приготовленной массы. Из папье- маше можно делать самые разнообразные предметы: наглядные пособия по природоведению, рисованию, математике, игрушки и маски для кукольного театра. Все они изготовлены из смеси бумаги и клея.
3. Анализ информации ( задания, образцов изделий)
- Из этих же материалов мы сегодня будем делать чайную пару. Для чего ее можно использовать?
-Наши корреспонденты побывали в разных странах мира и сейчас они готовы поделиться с вами своими знаниями.
Чай горячий, ароматныйИ на вкус всегда приятный.От недуг он исцеляет И усталость прогоняет.Силы новые дает И друзей за стол зовет.С благодарностью весь мирСлавит чудо-эликсир!
-  Как же люди узнали об этом чудесном напитке, расскажет наш корреспондент.
Родиной чайного растения считают Китай. Существует много легенд об открытии чайного напитка. Вот одна из них. Однажды пастух присел отдохнуть под кустом. В его чашку с горячей водой упал листок. Пастуху очень понравился получившийся настой. Он был приятен на вкус и к тому же бодрил. Китайцы подарили миру не только чайный напиток, но и само название. «Ча» в переводе на русский язык обозначает «молодой листочек».
-  Об истории чайного куста узнала наш корреспондент
Чайное растение может расти на каменистых почвах; выносит жару и мороз – 20°; живет более100 лет (но хороший чай с него можно получать 60-80 лет; любит влагу и тень ( рядом садят деревья-затемнители). В Россию первый чайный куст попал около 90 лет назад. Его посадили в Крыму в ботаническом саду. Сейчас в России есть небольшие чайные плантации в Краснодарском крае.
-  О появлении чая на Руси расскажет наш корреспондент
Чай появился на Руси во времена царствования царя Алексея Михайловича. Придворный лекарь вылечил государя настоем чая от болезни желудка. С этого момента русские поверили в целебные свойства чая и начали регулярно закупать его в Китае. Чай из Китая в Россию доставлялся караванами: на верблюдах, арбах, телегах, его переплавляли на паромах. Путь чая занимал около года. Чай был очень дорогим. Поэтому его пили только бояре да дворяне при царском дворе. Бедные крестьяне пили настои из трав: мяты, душицы, ягод земляники, цветков липы.
-  С историей русского самовара познакомился наш корреспондент Первые самовары появились около 250 лет назад. Самые знаменитые на Руси – Тульские самовары, сделанные на фабрике в городе Туле. Немцы называли самовар «русской чайной машиной». В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, поджигали их, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для заварочного чайника. С появлением самовара родился добрый обычай: собираться за столом с кипящим самоваром всей семьей. Самовар был недешев (стоил примерно как корова). Но он все равно стал непременным атрибутом каждого русского дома. В богатых домах заводили аж по два самовара — один на каждый день, другой — для праздников и гостей.
- Можно сделать вывод, что люди разных возрастов предпочитают чай другим напиткам. Здоровью это только на пользу. Недаром в русском языке есть пословица «Чай пьешь – здоровье бережешь!»Существуют чайные традиции, появившиеся у нас в России: пить чай с лимоном; разбавлять чайную заварку кипятком; пить чай из самовара; особый стиль общения – дружеские беседы, шутки, песни.
Посидеть в кругу семьи Как без чая можем мы? Как гостей встречать мы будем, Если чая вдруг не будет?
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром, обсуждать новости, решать семейные дела.
4. “Открытие” нового знания
- Какой формы тарелка?
- В этом изделии 1 часть - основа, а деталей очень много. Это кусочки бумаги различной длины и формы.
-Как соединены детали в изделии?
-С помощью чего соединены детали?
-Из каких материалов выполнено изделие?
-Какие инструменты потребуются для работы?
5. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы
Прежде чем приступить к изготовлению изделия, мы должны решить, что будем делать сначала, а что после. Давайте прочитаем план работы 
1.Заготовка материала.2. Обмазывание формы вазелином.3. Нанесение 1 слоя с водой.4. Нанесение последующих 6, 7 слоев с клеем.5. Оформление краев изделия.6. Отделка.
Прежде чем начать работу, нам надо знать, какой материал больше всего подходит для изготовления тарелки. Нам нужна бумага, которая хорошо рвется, мнется и пропитывается клеем. А сверху тарелку мы оклеиваем бумагой, на которой удобно рисовать. Для того, чтобы лучше справиться с этой задачей, заполним таблицу.
свойства газета калька бытовая для рисования миллиметровая
окрашиваемость - - + + -
отношение к влаге + - + + +
мягкость + - + - -
отношение на разрыв + + + - +
сминаемость+ + + - +
Первая графа таблицы - окрашиваемость. Сейчас я кисточкой с краской проведу по каждому листу, а вы мне скажете, какая бумага лучше всего окрашивается.
Какая бумага подойдет для изготовления верха тарелки?
Ставлю знак "+" в графе окрашиваемость там, где написано бытовая и рисовальная бумага. Во всех остальных клеточках этой графы ставлю "-". Теперь откройте конверты и достаньте из них лист газеты. Положите лист на парту, прижмите его и аккуратно оторвите небольшой кусочек. Хорошо рвется газета? Значит, в графе отношение на разрыв я ставлю знак "+". Теперь помните этот кусочек в руках. Хорошо мнется газета, мягкая она на ощупь? Значит, в графах мягкость и сминаемость я тоже ставлю знак "+". Теперь аккуратно возьмите баночку с водой и поставьте ее на клеенку. Опустите кусочек газеты в баночку с водой. Какой знак я должна поставить в графе отношение к влаге?
(Аналогичная работа проводится и с остальными видами бумаги. Если бумага не обладает данным свойством, то в графе ставится знак "-").6. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов). Самостоятельная работа учащихся
Техника безопасности по работе с ножницами, клеем. Физминутка, направленная на снятие зрительной утомляемости глаз.
Деятельность учащихся на 1 уроке.
- Мы заполнили всю таблицу. Посмотрите, какая бумага подходит для нашей работы? (Газетная и бытовая). Отложите конверты в сторону. Прочитайте второй пункт плана.
-Продолжаем работу. Перед тем, как мы намажем форму вазелином, давайте подготовим материал. Возьмите большой лист газеты. Положите его узкой стороной к себе, прижмите левой рукой к себе, а правой аккуратно, не спеша отрываем полоски.
-Теперь каждую полоску порвите на кусочки. (То же самое с бытовой бумагой.) Края обязательно должны быть рваные, лохматые, иначе на готовом изделии потом останутся рубцы (показ).
-Теперь на клеенку дном вверх положите тарелку. Посмотрите, как буду обмазывать тарелку вазелином я, а потом то же самое вы сделаете на своих тарелках. (показ). Обмазывать тарелку вазелином нужно для того, чтобы мы потом могли снять газету с тарелки, чтобы слой газеты не приклеился к тарелке.
-Прочитайте третий пункт плана.
-Слой какой бумаги мы будем наносить первым? (бытовой).
-Возьмите кусочек белой бумаги, обмакните его в баночку с водой и наложите на дно тарелки. (показ). Разгладьте его, иначе на готовом изделии останутся пузыри. Второй кусок бумаги положите так, чтобы он закрывал примерно половину первого кусочка. Это нужно для того, чтобы готовое изделие не рассыпалось. Следите за тем, чтобы вся поверхность тарелки была покрыта кусочками бумаги.
-Прочитайте четвертый пункт плана.
(Та же самая работа, что и с водой).
Деятельность учащихся на 2 уроке
Какие пункты плана мы сегодня выполнили?
Что нам осталось сделать? ( Произвести отделку нашего изделия).
- Заканчиваем свою работу с помощью своей фантазии и творческого подхода к оформлению.
7. Оценка деятельности учащихся на уроке
Какое изделие мы начали изготавливать?
Из чего? Как переводится слово папье- маше?
Для чего можно использовать ваш чайный сервиз?
-Существует множество целебных чайных рецептов. Права русская пословица: Чай пьешь – здоровье бережешь!
Хоть закончен разговорПриглашаем всех за стол!Чашка чаю ждет гостей,Приглашаем всех друзей!
Дети показывают коллекцию чайных коробок из-под различных сортов чая и выставку чайных чашек и блюдец, выполненных своими руками в технике папье-маше.
Урок окончен.
35585401054100035306010541000
31654753048000