Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Школа Россиии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калманская средняя общеобразовательная школа имени Г.А. Ударцева
ПРИНЯТО
Руководитель МО

Протокол № ___ от
«____» _____ 20___ г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора поУВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Приказ № ______ от
«____» _____ 20____ г.
Рабочая программа
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4-б класс
(I ступень обучения)
на 2016 – 2017 уч. г.
Рабочая программа составлена
на основе основной образовательной программыобразовательной организации, авторской программы
А. А. Плешакова «Окружающий мир»
(М.: Просвещение, 2011).
Составитель: Мищенко Наталья Павловна
(первая квалификационная категория)
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе
Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
2.Кому адресована программа.
Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 4 класса четырёхлетней начальной школы.
3.Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения 2009 г.,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»(М.: Просвещение, 2011).
4.Цели и задачи программы.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
5.Принципы, лежащие в основе построения программы.
Принципиальная особенность программы - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.
6.Специфика программы.
Имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания.
Даёт обучающемуся материал естественных и социально–гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
7.Основные содержательные линии курса (разделы, структура).Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
8. Виды и формы организации учебного процесса.
Работа в парах, группах, индивидуальная работа. Урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок, урок-игра, практическое занятие, экскурсия.
9. Объем и сроки обучения.
68 ч в год - 2 ч в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п Тема раздела Кол-во часов
1 Земля и человечество 9
2 Природа России 10
3 Родной край - часть большой страны 15
4 Страницы Всемирной истории 5
5 Страницы истории России 20
6 Современная Россия 9
ИТОГО 68
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы Всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К результатам универсальных учебных действий.
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п Дата Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
Земля и человечество 9 1 01.09 Мир глазами астронома. 1 Наблюдение погоды родного края. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы
2 06.09 Планеты Солнечной системы. 1 Поиск и показ на глобусе полюсов, экватора, океанов и материков. Демонстрация смены дня и ночи на теллурии , моделирование планет Солнечной системы Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года
3 08.09 Звездное небо – великая «книга природы» 1 Знакомство с картой звёздного мира Изучение способов ориентирования в пространстве и во времени Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо
4 13.09 Мир глазами географа.
1 Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа
5 15.09 Мир глазами историка 1 Знакомство с историческими картами Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников
6 20.09 Когда и где? 1 Работа с лентой времени. Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту
7 22.09 Мир глазами эколога. 1 Рассказывать о мире с точки зрения эколога.
Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения
8
9 27.09
29.09 Сокровища Земли под охраной человечества. 2 Рассказывать о причинах появления списка Всеммирного природного наследия, различать объекты Всеммирного природного наследия. Работа в паре, с учебником, знакомство с картой-схемой, подготовка сообщений. Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги
Природа России
10 Проверят знания по разделу «Земля и человечество
Будут повторять и закреплять пройденный материал
10 04.10 Равнины и горы России 1 Поиск и показ на физической карте равнин и гор. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе
сформированность
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
. Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой  план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны
11 06.10 Моря, озера и реки России
1 Поиск и показ на физической карте озёр и рек. Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте
12 11.10 Природные зоны России 1 Находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта.
Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон
13 13.10 Зона арктических пустынь
1 Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Моделирование цепей питания Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану
14 18.10 Зона тундры 1 Рссматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания. Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану
15 20.10 Леса России. 1 Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания. Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон
16 25.10 Лес и человек 1 Работа в паре, раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу
17 27.10 Зона степей. 1 Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиямжизни Моделирование цепей питания Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.
18 08.11 Пустыни Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания
Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.
19 10.11 У Чёрного моря. 1 Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря
Родной край - часть большой страны 15 20 15.11 Наш край 1 Знакомство с картой края. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану
21 17.11 Поверхность нашего края 1 Чтение плана местности, работа с планом своего города, отработка элементарных приёмов чтения плана. Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе
22 22.11 Поверхность нашего края (экскурсия) 1 Ориентирование по солнцу. компасу. Местным признакам.. 23 24.11 Водоёмы нашего края. 1 Показ на карте водоемы родного края. Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего края по плану
24 29.11 Наши поземные богатства. 1 Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств. Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края
25 01.12 Земля - кормилица. 1 Моделирование Круговорот веществ в природе. Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе
26 06.12 Жизнь леса. 1 Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание.
Моделирование цепей питания в сообществах. Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану
27 08.12 Жизнь луга 1 Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание с помощью атласа-определителя. Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край . осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характераПознавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу
28 13.12 Экскурсия в лес и на луг 1 Знакомство с растениями и животными леса и луга их распознавание с помощью атласа-определителя. Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям
29 15.12 Жизнь в пресных водоёмах.
1 Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание .Моделирование цепей питания в сообществе 30 20.12 Экскурсия к водоёму. 1 Знакомство с растениями и животными пресного водоёма их распознавание с помощью атласа-определителя. 31 22.12 Растениеводство в нашем крае. 1 Знакомство с культурными растениями (гербарные образцы). Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений
32 27.12 Животноводство в нашем крае. 1 Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Работа в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных
33 12.01 Обобщающий урок по разделу«Родной край – часть родной страны» 1 Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект
Проверят знания по разделу
34 17.01 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу«Родной край – часть родной страны». 1 Оценивать свои достижения. Страницы Всемирной истории 5 35 19.01 Начало истории человечества. 1 Знакомиться с разворотом "Наши проекты" во 2-ой части учебника, выбирать проекты для выполнения. Анализировать иллюстрации учебника. Работа с терминологическим словариком. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей
36 24.01 Мир древности: далёкий и близкий. 1 Работа с лентой времени, картой, учебником. Анализировать иллюстрации учебника. Готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира
37 26.01 Средние века:
время рыцарей и замков. 1 Работа с лентой времени, картой, учебником. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья. Сопоставлять мировые религии, сопоставлять их сходство и различия. Выполнять задания из электронного приложения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения. Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья
38 31.01 Новое время: встреча Европы и Америки. Работа с лентой времени, картой, учебником. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Развивать воображение, реконструируя историю технический изобретений Нового времени. Работа с терминологическим словариком. Выполнять задания из электронного приложения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения. Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками
39 02.02 Новейшее время: история продолжается сегодня. Работа с лентой времени. Характеризовать значения Арктики и Антарктики для развития науки, изменения в политическом устройстве стран мира. Работа с терминологическим словариком. Выполнять задания из электронного приложения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения. Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени
Страницы истории России 20 40 07.02 Жизнь древних славян 1 Работа с картой, учебником. выявлять взаимосвязь жизни древних славян с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);
классификация по заданным критериям
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории»
Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян
41 09.02 Во времена Древней Руси. 1 Показ изучаемых объектов на исторической карте., работа с лентой времени. Работа с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства
42 14.02 Страна городов. 1 Работа с картой. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника. Работа с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения. Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают важность находок берестяных грамот
43 16.02 Из книжной сокровищницы Древней Руси 1 - Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;
- характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;
- выявлять роль летописей для изучения истории России;
- характеризоватьоформление рукописных книг, как памятников древнерусского искусства;
- сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;
- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных
44 21.02 Трудные времена на Русской земле. 1 - Работать с картой, учебником;
- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;
- высказывать своё отношение к личности Александра Невского;
- заполнять "Героическую летопись России"(вкладка в рабочей тетради)
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России
45 28.02 Русь расправляет крылья. 1 - Работать с картой, учебником;
- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику.
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации
46 02.03 Куликовская битва 1 - Работать с лентой времени, картой, учебником;
- составлять план рассказа и рассказывать о Куликовской битве;
- моделировать ход Куликовской битвы;
- заполнять "Героическую летопись России"(вкладка в рабочей тетради)
- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России
47 07.03 Иван Третий 1 - Работать с лентой времени, учебником;
- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;
- обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
- работать с терминологическим словариком;
- заполнять "Героическую летопись России"(вкладка в рабочей тетради)
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации
48 09.03 Мастера печатных дел. 1 - Работать с учебником;
- обсуждать, как повлияло книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;
- работать с терминологическим словариком;
- развивать воображение, "обучая грамоте" учеников XVII века
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание
49 14.03
Патриоты России 1 - Работать с лентой времени, учебником;
- обсуждать значение организации ополчения и освобождения Москвы;
- заполнять "Героическую летопись России"(вкладка в рабочей тетради);
- выполнять задания из электронного приложения;
- работать с терминологическим словариком;
- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVIвека в истории России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России
50 16.03 Пётр Великий 1 - Работать с лентой времени, картой, учебником;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- обсуждать, заслуженно ли Петр Iстал называться Великим;
- высказывать своё отношение к личности Петра Великого;
- работать с терминологическим словариком; - - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке
51 21.03 Михаил Васильевич Ломоносов 1 - Работать с лентой времени, картой;
- обсуждать каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;
- высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии
52 23.03 Екатерина Великая 1 - Работать с, картой, учебником;
- обсуждать, заслуженно ли Екатерина II стала называться Великая;
- описывать достопримечательности Петербурга;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым
53 04.04 Отечественная война 1812 года 1 - Работать с лентой времени, учебником;
- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России
54 06.04 Страницы истории Россия в XIX века 1 - Работать с, картой, учебником;
- выполнять задания из электронного приложения и рабочей тетради;
- сопоставлять исторические источники;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.
55 11.04 Россия вступает в XX век 1 - Работать с лентой времени;
-составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану;
- развивать воображение, составляя от лица журналиста началаXX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения; Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне
56 13.04 Страницы истории в 20–30-е
годы XX века 1 - Работать с картой;
- выполнять задания из электронного приложения и рабочей тетради;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения; Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик
57
58 18.04
20.04
Великая война и великая Победа. 2 - Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны и рассказывать о ней по плану;
- обсуждать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов
59 25.04 Страна, открывшая путь в космос. 1 - знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему;
- работать с электронным пособием;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса
Современная Россия 9 Проверят знания по разделу
60 27.04 Основной закон России и права человека 1 - Работать с исторической картой;
- анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;
- работать с электронным пособием;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России,чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России
61 02.05
Мы – граждане России 1 - Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;
- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России
62 04.05 Славные символы России. 1 - Знакомство с символами России;
- обсуждать, зачем государству нужны символы;
- моделировать символы своего класса, семьи;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства
63 11.05
Такие разные праздники 1 - Различать праздники;
- знакомиться с праздниками и Памятными днями России;
- рассказывать о своих любимых праздниках;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.
Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга
64
65
66 16.05
18.05
23.05 Путешествие по России. 3 - Работать с учебником;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.
Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями
67 25.05 Проверим себя и оценим свои достижения. 1 - Выполнять тесты с выбором ответа;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Проверят знания по разделу
68 30.05 Презентация проектов 1 В процессе демонстрации проектов учащиеся демонстрируют умения:
- извлекать информацию из дополнительных источников, Интернета;
- интервьюироватьстарших членов семьи, других взрослых;
- готовить тексты сообщений;
- выступать с сообщениями в классе;
- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальная и фронтальная формы: устные проверки, письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса.
Индивидуальный устный опрос: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п.
При письменной проверке знаний по предметам используются тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др., а также работа с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблицы, рисование или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т.п. Письменная проверка должна строиться с учётом индивидуально-дифференцированного подхода.
Графические работы – проверка осмысленности имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль с помощью образа, модели, рисунка-схемы.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями является специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, и используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Основная цель контроля по предмету «Окружающий мир» - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по
предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и
полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше
удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и
логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение
своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6
недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4
недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики
изложения материала; использование нерациональных приемов решения
учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или
10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не
более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные
нарушения логики изложения материала; неполно-; раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5
ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение
логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие
аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Информационно -методическое обеспечение

п/п Авторы Название Год издания Издательство
1 А.А.Плешаков Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /– 2-е изд..– 223 с./
- ISBN 978-5-09- 025564-6. 2011 Москва «Просвещение»
2 А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -3-е изд.-
- ISBN 978- 5-09-035662-6(1) 2015 Москва «Просвещение»
3 А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь Пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч.- ISBN 978- 5-09-031683-5(1) 2014 Москва «Просвещение»
4 А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова 2014 Москва «Просвещение»
5 Ю. И. Глаголева, Илюшин «Окружающий мир» Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс 2015 Москва «Просвещение»
6 А.А.Плешаков «Зелёные страницы» 2015 Москва «Просвещение»
7 А.А.Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба» 2015 Москва «Просвещение»
8 А.А.Плешаков «Великан на поляне» 2015 Москва «Просвещение»
9 А.А.Плешаков Окружающий мир. Научный дневник. 2015 Москва «Просвещение»
10 А.А.Плешаков Окружающий мир. Тесты. 2015 Москва «Просвещение»
11 Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс
2015 Москва «Просвещение»