Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2-4 классов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2-4 классов по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373), на основе  Закона об образовании, Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России, на основе авторской программы «Проектная деятельность» Пахомовой Н. Ю. для 2-4 классов.
Внеурочная деятельность «Проектная деятельность» является частью общеинтеллектуального направления.
Отличительными особенностями данной программы является то, что в ходе её реализации обучающиеся овладеют первичными навыками проектной деятельности. Новизна программы заключается в том, что на занятиях проектной деятельностью обучающиеся познакомятся с понятием план, будут учиться планировать свою деятельность, работать по плану. Целесообразность и актуальность программы состоит в том, что на занятиях проектной деятельностью обучающиеся приобретут навыки групповой, парной форм работы: работа по составлению плану ведётся систематически на протяжении всех лет обучения. Учебное проектирование - важный элемент современной системы образования. Но, прежде, чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учащихся к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, сформировать у них элементарные проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно совершенствовать проектную деятельность в целом. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения, а также формирования компетентности обучаюшихся и решения воспитательных задач в средней школе.
Целью курса «Проектная деятельность» является формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Курс позволяет, начав осваивать учебное проектирование в начальной школе, к 7-8 классу средней школы достичь уровня сформированности проектной деятельности у учащихся, требуемого новыми образовательными стандартами. Начальное обучение направлено на формирование основополагаюших умений учебного проектирования.
Основными задачами начального обучения проектированию (2-4 классы) является формирование следующих умений:
• планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;
• планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;
• анализировать имеющиеся ресурсы для предстояшей деятельности, включая собственные знания;
• ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
• анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
• предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы составляет 8-10 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения.
1 год обучения - 2 класс, 2 год обучения - 3 класс,3 год обучения - 4 класс.
Формы и режим занятий
Занятия проходят во внеурочное время, во второй половине дня, 1 раз в неделю, проходят в форме нетрадиционных уроков, конференций, защиты проектов. На занятиях используются фронтальная, групповая, парная, индивидуальная формы работы. Занятие имеет несколько составных частей: фронтально - интерактивную, деятельностно-групповую, презентативную.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Планируемые личностные результаты
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально –значимых качеств, индивидульно- личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозированuе: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допушенных ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаков-симолические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обшего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литepaтypы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;
• обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2-го класса.
Необходимые умения:
Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы, и ее результат.
Умение анализировать и оценивать работу группы.
Умение планировать:
Количество деталей;
Выбор формы и цвета деталей;
Расположение деталей на изделии;
Последовательность операций;
Распределение операций между членами группы;
Распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени.
Умение анализировать:
Свои знания (знаю или не знаю);
Условия количественных и качественных характеристик изделия;
Условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;
Состав операций, необходимых для выполнения работы;
Соответствие хода работы предварительно составленному плану.
Умение представлять:
Умение предъявить продукт;
Умение рассказать о работе группы и каждого участника на общий результат;
Умение рассказать о достигнутом результате;
Формирование представления об этике и эстетике предъявления продукта.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу к концу 3-го класса.
выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
осуществлять планирование и составлять план своей работы;
предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией, делать самоанализ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу к концу 4-го класса
завершается формирование умений:
Определять состав действий и операций; составлять план по действиям и операциям, по количеству и размещению деталей на изделии;
использовать форму записи плана в виде таблицы; распределять работу в группе и выполнять её в соответствии с планом
Планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план, использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом. Анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия.
Формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, составлению проекта. Ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи. Формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.
предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией.
делать самоанализ (проводить рефлексию собственной деятельности)
Способы проверки ожидаемых результатов реализации программы внеурочной деятельности.
Контроль осуществляется на каждом уроке в виде: активности в проектах, творческих отчетах, презентации работ, анализа динамики текущей успешности (Экран успешности), итоговый контроль проходит в форме защиты проектов.
Учебный план
№ п.п Разделы программы Количество часов
1 год 2 год 3 год
Проектная деятельность 34 Проектная деятельность 34 Проектная деятельность 34
Всего часов:102 часа Учебно- тематический план
№ п.п. Тема занятия Всего часов В том числе
Теория Практика
2 класс 1 План и планирование. 1 1 2 Украшение коробки. 1 1
3 Украшение шапочки. 1 1
4 Украшение ёлочки. 1 1
5 Яблоки на яблоне. 1 1
6 Цветок желаний. 1 1
7 Одень куклу. 1 1
8 Поздравительная открытка. 1 1
9 Зоопарк. 1 1
10 Венок. 1 1
11 Мозаика из частей квадрата. 1 1
12 Мозаика из частей ромба. 1 1
13 Фантазия из частей ромба. 1 1
14 Орнамент-аппликация. 1 1 15 Аппликация человечка. 1 1
16 Дом моей мечты. 1 1
17.18 Зона отдыха в парке. 2 1 1
19.20 Поезд. 2 1 1
21 Стол и стул. 1 1
22 Стол. 1 1
23 Машина. 1 1
24 Чайник. 1 1
25 Набрать воды из реки. 1 1 26 Винегрет. 1 1
27 Куст сирени под окном. 1 1
28 Гирлянда. 1 1
29 Безопасный переход улицы. 1 1 30 Безопасный переход улицы-2. 1 1
31 Фальшивая монета. 1 1
32 Овсяная каша 1 1
33 Любимый бутерброд 1 1
34 Обсуждение итогов года 1 1
Итого: 34 6 ч. 28 ч.
3 класс 1 Грибы в лукошке. 1 1
2.3 Мебель для куклы: кровать и тумбочка. 2 1 1
4.5 Мебель для куклы: круглый стол и стул. 2 2
6 Вода. 1 1
7.8 Домашнее животное. 2 2
9.10 Здоровый образ жизни. 2 1 1
11 Безопасный переход улицы. 1 1
12 Маршрут. 1 1
13 Рукавицы для Пети. 1 1
14 Новогодний праздник. 1 1
15 Пригласительный билет. 1 1
16 Рефлексия-1. 1 1 17.18 Коврик. 2 2
19 Детская площадка. 1 1
20. 21 Ленивые вареники. 2 1 1
22.23 Школьное экскурсионное бюро. 2 2
24. 25 Сухарики. 2 1 1
26. Рефлексия-2. 1 1
27.28 Фитодизайн класса. 2 2
29. 30. Профессии наших родителей. 2 2
31. 32 Викторина. 2 2
33. Рефлексия-3. 1 1
34 Обсуждение итогов года 2 2
Итого: 34 5 ч. 29
4 класс 1 Аквариум. 1 1
2.3 Волшебный сундучок. 2 2
4 Волшебный сундучок. 1 1
5.6 Туесок. 2 2
7.8. Вазочка. 2 2
9. 10 Конвейер. 2 2
11.12. Стройка. 2 2
13.14 Карнавал. 2 2
15.16 Рефлексия-1,Мороженое. 2 2
17.18 Информация печатных источников. 2 1 1
19.20 Настольная игра. 2 2
21.22 Школьный автобус. 2 2
23.24 Школьная спартакиада. 2 1 1
25.26 Кем быть? 2 1 1
27 Исследование. 1 1
28.29. Кислотные дожди. 2 1 1
30.31 Наш класс. 2 2
32 Рефлексия-2. 1 1
33.34 Обсуждение итогов года и всего курса 2 2
Итого: 34 4 ч. 29 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основным содержанием курса «Проектная деятельность» являются проектные умения, цепочки проектных действий, обусловленные технологией проектирования, проектирование и презентация (и/или осуществление) в целостном учебном проекте минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.
Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных ситуаций в заданиях курса. Объекты ситуации все, что известно о ней ученикам, являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в деятельности, эта та часть содержания, с которой будут проводиться различные действия и операции при выполнении задания, которая должна быть в достаточной мере известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или изученного ранее на других предметных занятиях.
При формировании умения работать с альтернативными источниками информации содержание привлекается из справочников энциклопедий, Интернета с соблюдением принципов доступности, соответствия теме, краткости. По одним темам содержание отобрано разработчиками, но не адаптировано. В других заданиях тексты подбираются учениками по заданной теме. Где-то тексты составляются (сочиняются) учащимися для изготовления информационного продукта, письма и пр.
2 класс
Во 2 классе обучение начинается с формирования и развития умения планировать. Дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. В первый год проектного обучения ставится цель - научить планировать работу по заданному результату. В каждом задании обрисовывается результат несложной ручной работы или разрешения несложной житейской ситуации. Работая над заданием, дети продумывают свою работу, определяют план и его фиксируют (количество деталей, количество и качество деталей, распределение операций между участниками проектной группы, время выполнения операций и задания в целом), проводят оптимизацию плана. В то же время анализ полученных результатов работы, качества составленного плана и выполнения работы в соответствии с планом проводится постоянно в ходе работы над каждым заданием. В первом полугодии 2 класса начинается формирование умения анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания. Создается ситуация выбора необходимых материалов из заведомо большего разнообразия.
3 класс
3 класс - второй год обучения проектной деятельности. Продолжается формирование общеучебных и проектных умений. Основным формируемым умением по-прежнему остается планирование. Планирование в заданиях для 3 класса имеет самые разные ситуации применения и различных заказчиков, разнообразные формы записи планов. План приобретает вид либо инструкции, либо алгоритма, либо системы, порядка чего-либо. Всякий раз план предназначен для использования кем-то и решения с его помощью чьих-то важных проблем. Такое разнообразие проектных ситуаций приводит к пониманию универсальности осваиваемых способов действий.
Продолжается работа, начатая в последней четверти 2 класса по постановке заданий на проектирование: через рассмотрение проблемной ситуации к формулированию проблемы, затем цели и к получению результата проектирования - последовательности действий для решения проблемы (в виде инструкции, или алгоритма, или схемы, или эскиза и др.). Постепенное освоение цепочки шагов проектирования позволяет усвоить такие способы действий, как: выделение проблемы и условий из проблемной ситуации, формулирование проблемы в виде вопроса, целеполагание, планирование.
В 3 классе начинается целенаправленное развитие презентативных умений: сначала с подсказкой в виде вопросов для подготовки выступления на презентации - предъявления результатов о проделанной работе; затем добавляются вопросы, инициирующие самые простейшие рефлексивные действия.
После 1 полугодия, после 3-й четверти и в конце года организуются уроки рефлексии. На этих уроках учащиеся вспоминают то, что делали и для чего это было нужно. Расставляются смысловые акценты на использованных терминах и понятиях, делаются методические обобщения, проводится письменное тестирование.
4 класс
В 4 классе завершается формирование умения планировать, которое проводилось во 2 и 3 классах. Планирование в заданиях для 4 класса осушествляется в самых разных ситуациях, тем самым показывая универсальность этого действия. Продолжается работа по формированию умения ставить задание на проектирование через рассмотрение проблемной ситуации, умения выполнять проектные действия в технологической последовательности (от рассмотрения проблемной ситуации к формулированию проблемы, затем цели и вытекающих из нее задач). Во II полугодии появляются задания со сложными проблемами, состоящими из нескольких подпроблем. Ставятся соответствующие им (подпроблемам) подцели с учетом условий проектирования. Начинается формирование умения формулировать результат проектирования, отличать его от результата осушествления проекта. В 4 классе продолжается целенаправленное развитие презентативных умений. Учащиеся учатся проводить презентацию, предъявляя результаты проделанной работы по самостоятельно составленному плану выступления. Особое внимание уделяется формированию простейших навыков рефлексии в ходе презентации. В течение всего учебного года в каждом задании и на специально организованных уроках целенаправленно формируются рефлексивные умения, которые необходимы для усвоения проектных действий и на этапах презентации и самооценки в учебном проектировании.
На уроках рефлексии происходит теоретическое и практическое освоение рефлексивных действий. Завершаются эти уроки письменным тестом.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы организации образовательного процесса: кружок, нетрадиционный урок, защита проектов, экскурсии, мини – конференции.
Приёмы работы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная проблемно-поисковая деятельность, презентация, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с шаблонами, подпись открыток.
Техническое оснащение учебных занятий: компьютер, экспозиционный экран, проектор, трафареты, развёртка коробки, план работы группы, наборы картинок.
Формы подведения итогов внеурочной деятельности: выставки работ и планов, отчёты групп, проекты, презентации, смотры знаний, контрольные работы: индивидуальные и парные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Пахомова, Н.Ю. Программа курса «Проектная деятельность», 2 - 4 классы, 2 изд. —
М: ИЦ «Русское слово», 2015. —
2.Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс — М: ИЦ «Русское слово», 2015. —
3.Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 класса начальной школы — М.: ИЦ «Русское слово», 2015. — С. 48.4. Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 3 класса начальной школы — М.: ИЦ «Русское слово», 2015. —
5.Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 4 класса начальной школы — М.: ИЦ «Русское слово», 2015. —
5.Раздаточный материал для каждого занятия - М.: ИЦ «Маска».