Конспект занятия кружка «Я — исследователь» для 2-4 классов


Учитель начальных классов: Гулая Лариса Валентиновна
Кружок «Я - исследователь», 2-4 класс
Тема: Коллективная игра-исследование: «Что такое магнит?»
Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи:
Познавательные УУД.
- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать.
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД.
- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит».
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно
-направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Коммуникативные УУД
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника
-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
-умение взаимодействовать в процессе работы.
Личностные УУД.
-способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.
Оборудование:
Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.Ход занятия:
1.Орг.момент. Слайд №1
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
- Если сегодня на занятии вы будете активно работать, стараться, то в конце занятия вас будет ждать сюрприз.
Готовы?
2.Актуализация знаний.
1. На столе у учителя коробка с “волшебной” рукавицей.
- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
- Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, стеклянный шарик )
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная?
Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)
В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет.
- Что происходит с предметами? (металлическая ложка, болтик, гайка не падают при разжимании, остальные предметы падают)
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Что же это? (магнит)
- Подскажите мне, где в нашем классе мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели).
- Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах?
-Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)
Молодцы! А тема нашего занятия звучит так:
Тема занятия: Коллективная игра-исследование. Что такое магнит?
- В какую группу можно условно отнести нашу тему?
• фантастическую - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальную - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретическую - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
3.Целеполагание
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?
Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.
– Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
Задачи:
1.Выявить способности магнита
2.Изучить литературу
3. Наблюдать, провести опыты
4. Составить матрицу: «Свойства магнита»
Составление плана. Планирование исследовательских действий.
- Какие действия нам помогут на уроке добиться цели исследования?
(Дети оставляют на доске нужные карточки ).
Подумать самостоятельно
Посмотреть в книгах
Провести опыты
Посмотреть по телевизору
Получить информацию в интернете
Спросить у учителя или другого человека
Понаблюдать
Связаться со специалистом
4. Выведем гипотезу “Что такое магнит?”
- Что мы должны сделать перед началом любого исследования? (выдвинуть гипотезы, предположения).
-Возьмите свои рабочие листы и напишите свои гипотезы. Что такое магнит?
(слушает детей)
Может быть… (это волшебный предмет ) Возможно, что …( это предмет, который притягивает к себе железо) Допустим ….. (магнит чем-то полезен на Земле)
5. Даем определение. Что такое магнит?
-Что нужно сделать, чтобы дать определение: «Что такое магнит»? (собрать информацию)
«Основные понятия»:
– Попробуйте самостоятельно по группам найти сведения о магните.
Сформируйте группы. Выберите командира. Помните о правилах работы в группе.
Командиры групп подойдите, возьмите свой конверт с заданием.
Выберите нужную для вас литературу.
Работа групп.
1 группа: Найти в словарях Ожегова, Даля, Советском энциклопедическом словаре значение слова «магнит»
2 группа: найти в книгах, энциклопедиях ответ на вопрос: «Что такое магнетизм и магнитное поле?», «Обладает ли Земля магнитными свойствами»
3 группа: найти в интернете ответ на вопрос: «История открытия магнита»
Выступление групп.
- Давайте выясним, какая группа будет рассказывать первой? Что выведем на первый план, на второй и на третий. (1 группа, 3 группа, 2 группа)
1 группа. Толковый словарь Ожегова:
МАГНИТ, -а, м. Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. Искусственный магнит. (намагниченное тело, предмет из металла, сплава).
Толковый словарь Даля:
Магнит - магнитный камень, железняк, руда, со свойством притягивать железо и, обращаясь на перевес, указывать на север и на юг, а также передавать свойство это железу; это магнит естественный, природный; намагниченная ж им стальная полоса, или несколько их, соединенных в одной оправе, магнит искусственный.
Советский энциклопедический словарь.
Магнит – греч. Magnetis – магнитный железняк, тело обладающее собственным магнитным полем.
3 группа
История открытия магнита.
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус (у Льва Толстого в рассказе для детей «Магнит» этого пастуха зовут Магнис). Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в 6 веке до нашей эры греческий физик и философ Фалес. Первое научное изучение свойств магнита было предпринято в 13 веке ученым Петром Перегрином. В 1269 году вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал о многих фактах магнетизма: у магнита есть два полюса, которые ученый назвал северным и южным; Перегрин писал и о двух видах взаимодействия полюсов — притяжении и отталкивании.
Легенда о магните. Рассказ Л.Н.Толстого «Магнит»
-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
2 группа
Книга «Изучаем физику. Свет. Звук. Электричество».
Магнетизм – это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Материалы, создающие эту силу, называются магнитными, или магнитами.
Магнитное поле - это район вокруг магнита, в котором действует его сила.
Земля тоже имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.
Физминутка
Игра «Притягивает – не притягивает»
-Ребята, давайте поиграем в игру. Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)
6. Проведение опытов и экспериментов.
- Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?
- Что для этого надо сделать? (провести опыты)
-А теперь положите перед собой матрицу «Свойства магнита». Вы будете записывать в неё свои заключения.
Матрица оценки результатов
№ п/пОпыт Результат исследования
1 Обследование тактильным способом твёрдый мягкий холодный тяжёлый
2 Воздействие магнита на разные предметы Притягивает
металл резина дерево бумага стекло пластмасса
3 способность намагничивать металлические предметы намагничиваются не намагничиваются
4 Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного Южный с южным Южный с северным Северный с северным
отталкиваются притягиваются отталкиваются
5 Направление стрелки компаса Север Юг Запад Восток
- Вспомните правила поведения во время опытов:
Правила поведения
1.Нельзя ничего пробовать на вкус.
2.Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой.
3.Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.
4.Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом
-Возьмите магнит в руки и определите : какой он на ощупь.
Вывод: на ощупь магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.
Отметьте в матрице.
2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»
Разложите на столе предметы из дерева, пластмассы, резины, стекла, бумаги, металла, конфеты.
Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло? (Магнит притянул только болтик, булавку, ).
Вывод: магнит притягивает только мкталлические предметы.
Отметьте в матрице.
7. Поиск проблемы.
Послушайте сказку.
«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Машенька. Мачеха Машеньку не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван-царевич и говорит: «Приходите ко мне во дворец на бал!»
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Машенька тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
— Куда? — закричала злая мачеха. — Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
— Да я уже все сделала.
— Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
— Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.
Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»
Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом? (поднести магнит и гаечки сами притянутся к нему)
Проведение опытов и экспериментов.
- Продолжим наши эксперименты.
3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»
-Хотите увидеть фокус? Тогда смотрите. Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я приложу магнит к ножницам и немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (скрепка не падает). Почему? (ножницы намагнитились и стали магнитом). Проделайте сами похожий эксперимент.
- Возьмите магнит и подносите к нему скрепку, к ней вторую, третью. Образовалась цепочка из скрепок. Аккуратно отсоедините первую скрепку от магнита. Что увидели? (первая скрепка намагнитилась и стала магнитом)
- Какой мы сделаем вывод: магнит может намагничивать металлические предметы. Занесите результат в матрицу.
4 Опыт «Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного» (в парах или группах)
- Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет – это южный полюс, синий цвет – это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (они отталкиваются). Теперь синими концами. (притягиваются). А теперь разноокрашенными разноокрашенными. (отталкиваются).
Вывод: У магнита есть 2 полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Запишите результат в таблицу.
-У вас на столе есть магнит одного цвета. Попробуйте определить, какая сторона будет южной, а какая – северной. Приклейте полоски.
- Молодцы!
-У Земли, как и у магнита, тоже есть южный и северный полюс. Как мы можем назвать нашу большую Землю? (Большой магнит)
5 опыт «Действие магнитного поля Земли»
-Действие магнитного поля Земли можно видеть на примере компаса. Стрелка компаса также намагничена, поэтому на неё действует земное магнитное поле, так что она всегда направлена на северный магнитный полюс Земли. Давайте убедимся в этом.
-Возьмите компас, поставьте на ровную поверхность. Покажите рукой направление стрелки. (в одном и том же направлении)
Вывод: стрелка компаса, всегда показывает на Север из-за действия магнитного поля Земли.
8. Развитие умения создавать тексты:
Подведём итог нашим исследованиям: «Достигнутые результаты»
- У вас на столе в конверте лежат карточки с надписями, вы должны выбрать нужные, то есть те, которые отвечают на вопрос: Что такое магнит? (дети работают в группах) Какая группа быстрее всех справится с заданием и прикрепит листок на доске.
«Что такое магнит?»
кусок железной руды
есть магнитное поле
притягивает к себе металлические предметы
имеет 2 полюса: северный и южный
Земля – большой магнит
-Если всю нашу работу на занятии записать на бумаге, как мы её назовём («Исследовательская работа»)
9. Рефлексия. Прием “Опорные слова”
– Оцените свою работу на занятии. Продолжите предложение.
В результате исследования:
Вспомнил…….
Подтвердил своё предположение…..
Узнал…..
Научился……
– А как вы считаете, всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)
-Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита )- Кто помнит, о чём я говорила в начале занятия? ( о сюрпризе)
- Ребята, вы сегодня очень старались, активно работали и поэтому заслужили подарок – Заводная игрушка с магнитом «На живца». Изучите правила игры, узнайте, где спрятан магнит, и будете играть.
Всем спасибо за работу!