Программа проектно – исследовательского кружка «Лаборатория ЮНИС (юный исследователь)»

Программа проектно – исследовательского кружка
«Лаборатория ЮНИС (юный исследователь) »
на 2009 – 2010 учебный год.
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления .Новые информационные технологии помогают в процессе проведения исследования ,создания, и редактирования материалов проекта, представления и защиты результатов исследования..
Курс рассчитан на учащихся, желающих познакомиться с методами проведения исследовательского проекта, приемами сбора и редактирования информации различных форматов, методом поиска информации в сети Internet., способами оформления и защиты результатов проекта
Программа курса проектно – исследовательской лаборатории «Лаборатория ЮНИС» ориентирована на формирование у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному и инициативному решению проблем, умения интерактивно использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах для личностного развития и профессионального самоопределения..

Областью проведения исследовательских проектов избирается здоровьесбережение и здоровый образ жизни, т. к. формирование культуры здорового образа жизни одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи.
Вспомогательной сферой приложения исследовательских навыков выступают информационно-компьютерные технологии.
Характеристика учащихся, которым адресована программа:
Возраст
13 - 17 лет

Уровень готовности к освоению программы
наличие познавательного интереса и потребности в обучении по данной программе.



Курс рассчитан на год. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. В рамках курса общим объёмом 68 часа предполагается наличие 3 модулей:
основы исследовательской деятельности,
использование возможностей ИКТ при создании конечного продукта проекта,
проведение собственно исследовательского проекта.

Цели курса:
приобретение учащимися опыта проектно-исследовательской деятельности, развитие коммуникативных качеств учащихся;
приобретение учащимися опыта самостоятельного поиска информации, ее структурирования и представления в виде мультимедийной презентации, видеофильма., буклета и т. д.
пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни для современного человека.
Задачи:
Организация деятельного обучения, т.е. включения учащихся в реализацию деятельности по созданию , командного и общегруппового (школьного) исследовательского проекта.
Построение учебного материала по принципу модульности, уровневый подход к формированию системы заданий.
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Приобретение обучающимися практических навыков в работе с современными типовыми инструментальными и технологическими средствами создания проекта.
Приобретение навыков в индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Развитие вспомогательных навыков: интервьюирование, проведение анкетирования, опроса, мониторинга.
Воспитание культуры интеллектуального труда, развитие навыков организации умственного труда и самообразования.
Воспитание личной ответственности каждого за сохранение своего здоровья.



Методы обучения:

Проведения теоретических (лекции) и практических (творческие работы) занятий по тематике курса;.
К началу обучения учащиеся должны уметь работать в текстовом, графическом редакторах. Во время работы учащимся потребуются знания и умения из области филология (умение связно, грамотно, красочно передать мысль), искусство (умение подобрать цветовую гамму).

Предполагаемые результаты образовательного процесса.

По окончании курса учащиеся должны
знать:
- типы научных работ;
- приемы и методы качественно-количественного анализа документальной информации;
- содержание и структуру программы исследования;
- основные методы и этапы выполнения исследования;
- правила формулирования проблемы и выделения предмета изучения;
- приемы и способы изучения объекта исследования;
- методику формулирования темы и цели исследования;
- последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования;
- правила выделения ключевых понятий и их интерпретации;
- виды гипотез и приемы их построения, проверки, подтверждения (опровержения);
- методы анализа статистических данных.
уметь:
- находить, формулировать и конкретизировать проблему;
- определять степень сложности проблемы;
- формулировать тему, цель и задачи исследования;
- составлять программу исследования и план проведения эксперимента;
- делать обзор научной литературы по выбранной (заданной) теме;
- выполнять системный анализ объекта исследования;
- конструировать основную и рабочие гипотезы;
- выполнять качественно-количественный анализ документов и результатов эксперимента;
- обрабатывать с помощью компьютерных программ результаты исследования;
- обобщать и делать выводы по результатам эксперимента и исследования в целом;
- вырабатывать практические рекомендации по результатам проведенного исследования;
- оформлять исследовательский проект;
- защищать результаты исследовательского проекта.

В процессе работы предполагаются лекционные занятия, практические занятия, коллективные обсуждения, самостоятельная работа, работа в творческих группах, консультации.
Развитие:
 коммуникативных качеств школьников достигается в процессе групповой работы над проектом;
 ответственности ученика за выполненную работу достигается путем включения каждого в проект со своим заданием;
 умения обрабатывать графическую и текстовую информацию с помощью специальных редакторов, сканера достигается в процессе самостоятельной работы каждого школьника над индивидуальным заданием;
 умения увидеть свою работу глазами коллег по работе достигается за счет коллективной оценки каждой работы.

Показатели результативности
Успешное овладение предполагает:
Высокий уровень знаний, умений и навыков;
Активное участие каждого воспитанника в творческой деятельности коллектива;
Участие в школьных, муниципальных смотрах, фестивалях, конкурсах.
Создание электронного портфолио на школьном сайте.



Тематическое планирование курса
модуль.

Тема
Количество часов




всего
Теория
Практика


основы исследовательской деятельности
1
Введение.
1
1



2
Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование
2
1
1


3
Определение темы, объекта, предмета исследования
2
1
1


4
Цель и задачи исследования
2
1
1


5
Научная гипотеза и её проверка
2
1
1


6
План и организация исследования
4
2
2


7
Составление индивидуальной рабочей программы
2
1
1


8
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература
2
1
1


9
Анализ результатов исследования
4
2
2


10
Понятийный аппарат исследования
1
1
 



ИТОГО
22
12
10








использование возможностей ИКТ при создании конечного продукта проекта
1
Структура, композиция исследовательской работы . Использования программы MS Word для создания и форматирования документов;
  4
  1
  3



Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки
2
1
1


2
Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций)
4
1
3


3
Подготовка информационных бюллетеней (в виде простых или сложных документов на уровне настольных издательских систем);
4
2
2


4
Сбор и анализ данных для разработки отчетов и анализа результатов в программе MS Excel;
6
2
4


5
Поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных из Интернета и других источников информации;
2
1
1


6
Построения структуры и проведения презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы MS PowerPoint;
4
2
2



ИТОГО
26
10
16

Разработка групповых и индивидуальных проектов:
1
«Влияние интерьера школьных помещений на уровень тревожности школьников»
Учащиеся работают по индивидуальным гибким программам.
Занятия проводятся в режиме консультации.


2
«Спортивные традиции с честью храним»



3
Разработка программы элективного курса «Фабрика здоровья»



4
Создание интерактивной викторины «Пиво опасно?»



5
Буклет «Осторожно, грипп»



6
«Секреты здоровья в поговорках»



7
Исследовательский проект () тема по выбору учащегося



8
Исследовательский проект () тема по выбору учащегося




Защита проектов
2

2



Заполнение архива пректно-исследовательской лаборатории . Выпуск информационного биллютеня
2

2



ИТОГО
20

20



Общее количество часов

68 

22

46


Содержание курса
Модуль 1. Приёмы и методы исследования научной проблемы ( 22 ч)
Типы научных работ. Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы. Методы исследований. Теоретические и эмпирические исследования. Выбор темы. Определение цели и задач исследования. Выбор объекта и предмета исследования. Составление программы и плана проведения исследования. Изучение учебной и специальной литературы. Постановка проблемы. Виды гипотез. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы. Способы изучения объекта. Определение методов и источников сбора информации. Проведение исследования, сбор информации, ее обработка и систематизация. Описание результатов исследования, их первичный анализ. Проверка гипотезы. Обобщение результатов исследования. Выработка практических рекомендаций. Оформление результатов.

Моуль 2. Использование возможностей ИКТ при создании конечного продукта проекта Оформление и защита научной работы ( 26ч)
Структура, композиция исследовательской работы . Использования программы MS Word для создания и форматирования документов; Составление плана научной работы: введение, основная часть, заключение. Разработка и оформление приложений. Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки Обзор научной литературы. Основные требования к содержанию, объему, форме и оформлению исследовательской работы. Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций). Подготовка информационных бюллетеней (в виде простых или сложных документов на уровне настольных издательских систем); Сбор и анализ данных для разработки отчетов и анализа результатов в программе MS Excel. Поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных из Интернета и других источников информации. Построения структуры и проведения презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы MS PowerPoint;

Модуль 3. Практические занятия: ( 20 ч)
Проведение исследований в области охраны здоровья. Подготовка к защите. Защита исследовательской работы.

Условия реализации программы:
Компьютерный класс (с числом компьютеров - один на двух учащихся). Минимальные системные требования компьютеров: Windows 98, 2000, ME, XP; Pentium II 450, 128 Mb RAM, 20 Gb HDD, 4 Mb video, Sound card, CD-R/RW, микрофон, наушники, акустическая система, модем, телефонная связь.
Программное обеспечение: пакет MsOffice 2003, Windows Media Player, Movie Maker, Adobe Premiere.Photo Impression, Internet Explorer.
Возможность проведения мониторинга как в школе, так и в других учреждениях.

Литература:
«Программы общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетенции школьников», составители Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков (Ж. «Образование в современной школе» № 6, 2002 г., стр. 44 57 и № 7 стр. 21 – 29).
«Перечня навыков ОТСМ ТРИЗ» составитель Н.Н. Хоменко (в кн. «Развитие творческого мышления и речи детей», С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, стр. 233).
«Методики интеллектуальный портрет», составитель А.И. Савенков (в кн. «Одаренный ребенок в массовой школе», стр. 191– 199).
«Оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности» составитель Г.Ю. Ксензова (в кн. «Перспективные школьные технологии», стр. 190
Кузин Ф.А Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. -М.: Ось-89, 1999. - 208 с.


15