Рабочая программа кружка Юный исследователь (5-6 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района» Приморского края
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
5-6 класс (10-12 лет)
Учитель: Красноплахтова Наталья Борисовна
2015 г.
с. Вольно-Надеждинское
Пояснительная записка
В современном образовательном процессе становится важным воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Достичь определенных результатов в данной области можно с помощью привлечения школьников к проектно-исследовательской деятельности.
Программа «Юный исследователь» предназначена для внеурочной деятельности обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основе ФГОС ООО, примерной основной образовательной программы.
Направление ВУД: научно-познавательная, проектная.
Виды ВУД: познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, краеведческая.
Цель программы: достижение планируемых образовательных результатов через развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности.
Задачи:
1. формировать научные взгляды учащихся; познакомить с современными методами научно-исследовательской работы, формировать умение ориентироваться в информационном пространстве, навыки исследовательской деятельности.
2. дать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
3. помочь обучающимся овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
4. сформировать основные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную;
5. сформировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширить общий кругозор;
6. воспитать духовную культуру и высокие нравственные качества.
7. развивать опыт творческой деятельности; опыт взаимодействия, сотрудничества.
Планируемые результаты освоения курса
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:Первый уровень результатов
Второй уровень результатов 
Третий уровень результатов
предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения учебно-исследовательских задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути учебно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками методов учебно-исследовательской работы, самостоятельном выборе тем исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Ожидаемые результаты
Овладение курсом позволит обучающимся знать:
- структуру учебно-исследовательской работы,
- основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,
- основные источники поиска необходимой информации.
уметь:
- определять характеристику объекта исследования,
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов,
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в группе,
- пользоваться библиотечными ресурсами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, сетью Интернет для поиска информации об объектах.
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Планируемые результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
Личностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин у спешности / неуспешности исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия, вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
- общие правила защиты проекта; правила оформления реферата, исследовательской работы;
- способы хранения информации;
- что такое социологический опрос, микроисследование;
- что такое учебное сотрудничество;
- способы преодоления трудностей в реализации проектов.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- выбирать пути решения задачи исследования ;- составлять план действий совместного коллективного исследования;
- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Планируемые результаты
Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников средней школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
Не подлежат итоговому оцениванию:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики.
Обобщенный результат образовательной деятельности средней школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Результаты:
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), формирование любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре.Метапредметные:
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
Познавательные: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата.Коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.
Возраст: 10-12 лет
Сроки реализации: 2 года
Распределение учебного времени.
Год обучения Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 1 1 26
2 1 1 34
Итого: 60 часов.
Место в учебном плане.
Программа «Юный исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1 с. Вольно-Надеждинское». Реализация программы начинается с ноября 2015 г., в связи с выделением дополнительного времени в учебном плане по внеурочной деятельности в 5 классе.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете № 10, в школьном музее, библиотеке.
Учебно-исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы занятий: беседы, лекции, встречи с интересными людьми, круглые столы, конференции, экскурсии.
Режим занятий: среда с 14-30 до 15-10 или по плавающему графику.
Содержание курса (первый год обучения):
Введение в курс. Техника безопасности. Ознакомление с общим планом работы- 1 час
Исследовательская работа – 2 часа.
Понятие исследовательской работы. Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Выбор темы для исследовательской работы. Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы. Составление тезисов защиты исследовательской работы.
Методы исследовательской работы – 6 часов.
Характеристика основных методов исследовательской работы. Способы сбора информации. Работа с источниками. Интервью, анкетирование, блиц-опросы. Анализ и систематизация материала.
Оформление исследовательской работы – 7 часов.
Основные требования к оформлению: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение. Оформление списка источников. Оформление приложений. Сноски. Оформление тезисов защиты.
Презентация исследовательской работы – 5 часов.
Проекты и их виды. Электронная презентация. Требования к презентации. Подбор материалов для составления презентаций. Создание слайдов. Составление комментариев для слайда. Подбор и вставка готового текста. Подбор и вставка иллюстративного материала. Представление и защита исследовательской работы с помощью презентации
Участие в конкурсах с представлением исследовательских работ – 1 час.
Порядок участия в конкурсах. Положения о конкурсах.
Защита исследовательских работ. Подведение итогов – 4 часа.
Итого: 26 часов.
Тематическое планирование занятий «Юный исследователь»
2015-2016 учебный год.
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Инструктаж по технике безопасности. Что такое учебно-исследовательская работа 1 11.11.15
2 Структура исследовательской работы 1 18.11.15
3 Методы исследовательской работы 1 25.11.15
4 Интервьюирование и анкетирование. Составление вопросов для анкеты, интервью. 1 02.12.15
5 Способы поиска информации 1 09.12.15
6 Выбор тем для исследовательской работы. Знаменательные даты российской истории, отмечаемые в 2015-2016 гг. 1 16.12.15
7 Сбор информации по выбранным темам. Анализ и систематизация собранного материала 3 23.12.15
13.01.16
20.01.16
8 Оформление исследовательской работы. Основная часть 1 27.01.16
9 Оформление исследовательской работы. Заключение. 1 03.02.16
10 Оформление исследовательской работы. Сноски. Список источников и приложений. 1 10.02.16
11 Оформление исследовательской работы. Введение. Титульный лист. 2 17.02.1624.02.16
12 Оформление исследовательской работы. Составление тезисов к защите исследовательской работы 2 02.03.16
13 Проекты и их виды. Требования к электронной презентации
1 14 Подбор материалов для составления презентаций
Создание слайдов.
1 15 Составление комментариев для слайда
Подбор и вставка готового текста
1 16 Подбор и вставка иллюстративного материала
1 17 Представление и защита исследовательской работы с помощью презентации 1 18 Знакомство с Положениями различных конкурсов. Порядок предоставления работ на конкурс. 1 19 Предварительная защита готовых исследовательских работ 3 20 Подведение итогов работы. 1 Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.Формы контроля и система оценивания.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль. Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Колонки
- Экран
Литература:
Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение», 2010.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/http://detskiy-mir.net/rating.php
http://ru.wikipedia.orghttp://vip.km.ru/Megabook/child/index.asphttp://www.encyclopedia.ru