Рабочая программа по природоведению 5 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин


1.Пояснительная записка
Цели изучения курса
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/ понимать:
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3 – 4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 – 3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
























2. Структура изучения курса




Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов

1
Введение
1

2
Изучение природы
4

3
Вселенная
10

4
Земля
17

5
Жизнь на Земле
20

6
Человек на Земле
14

7
Обобщение и повторение изученного материала по курсу природоведение
4


Общее количество часов:
70



Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов













3. Учебно – тематическое планирование


п/п
Тема
Коли-чество
часов
Дата
Коррекция
даты


Введение. Предмет природоведения.
1




Часть 1. Изучение природы
4




Науки о природе. Семья биологических наук
1




Практическая работа№1 по теме «Методы изучения природы»
1




Великие естествоиспытатели
1




Проверочная самостоятельная работа по теме «Изучение природы»
1




Часть 2. Вселенная
10




Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную
1




От Коперника до наших дней. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
1




Дж.Бруно и Г.Галилей- сторонники идей Коперника.
1




Соседи солнца. Планеты земной группы.
1




Планеты гиганты и маленький Плутон.
1




Луна – естественный спутник Земли. Изучение Земли и Луны.
1




Астероиды. Кометы.
1




Метеоры. Метеориты.
1




Мир звезд. Солнце.
1




Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»
1




Часть 3. Земля.
17




Как возникла Земля.
1




Как возникла Земля.
1




Что у Земли внутри. 
1




Горные породы, минералы.
1




Практическая работа №2 по теме «Работа с коллекцией «Шкала твердости».
1




Вещества и явления в окружающем мире.
1




°Землетрясения
1




Вулканы
1




Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия
1




Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида
1




Урок-игра по теме «Суша»
1




Атмосфера Земли.
1




Погода. Климат.
1




Вода на Земле.
1




Лабораторная работа №1 по теме «Водные объекты Земли»
1




Неповторимая планета
1




Контрольная работа №2 по теме «Суша. Воздух. Вода»
1




Часть 4. Жизнь на Земле
20




Развитие жизни на Земле 
1




Животные прошлого 
1




Практическая работа №3 по теме «Знакомство с палеонтологической коллекцией»
1




Живые клетки. Многообразие клеток. 
1




Лабораторная работа №2 по теме «Увеличительные приборы»  
1




Лабораторная работа №3 по теме «Строение растительной клетки»  
1




Царства живой природы.
1




Разнообразие живой природы: одноклеточные и многоклеточные организмы.
1




Беспозвоночные животные.  Позвоночные животные 
1




Среды обитания организмов.
1




Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. 
1




Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
1




 Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
1




Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия 
1




Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида 
1




Природные зоны Земли 
1




Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды
1




Жизнь в морях и океанах. Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа
1




Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» 
1




Смотр знаний «Жизнь на Земле»
1




Часть 5. Человек на Земле
14




Как человек появился на Земле
1




Практическая работа №4 по теме «Сравнение человека и человекообразных обезьян»
1




Человек – общественное существо
1




Как человек открывал Землю
1




Как человек открывал Землю
1




Как человек изменил Землю
1




Как человек изменил Землю
1




Жизнь под угрозой
1




Не станет ли Земля пустыней
1




Здоровье человека и безопасность жизни
1




Контрольная работа № 3 по теме «Человек на Земле»
1




ИКТ – урок «Человек на Земле»
1




ИКТ – урок «Человек на Земле»
1




ИКТ – урок «Человек на Земле»
1




Обобщение и повторение изученного материала по курсам «Изучение природы. Вселенная»
1




Обобщение и повторение изученного материала по курсу «Земля»
1




Обобщение и повторение изученного материала по курсу «Жизнь на Земле»
1




Обобщение и повторение изученного материала по курсу «Человек на Земле»
1




Итого
70






4.Циклограмма тематического контроля

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

1. Практическая работа№1 по теме «Методы изучения природы»
2.
Проверочная самостоятельная работа по теме «Изучение природы»
1.
Контрольная работа № 1 по теме «Вселенная»

1. Практическая работа №2 Работа с коллекцией
«Шкала твердости».

1.
Лабораторная работа№1 по теме «Водные объекты Земли»
2.
Контрольная работа №2
по теме «Суша. Воздух. Вода.»

1.
Практическая работа№3 по теме «Знакомство с палеонтологической коллекцией»
2.
Лабораторная работа №2 по теме «Увеличительные приборы»  
3.
Лабораторная работа №3 по теме «Строение растительной клетки»  

-
1.
Практическая работа №4 по теме «Сравнение человека и человекообразных обезьян»
2.
Смотр знаний «Жизнь на Земле»
17.03

-
1.
Контрольная работа № 3 по теме: «Человек на Земле»
3.05


















5.Информационно-методическое обеспечение

1.Основная часть


Автор
Название
Издательство
Год издания


А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Программа основного общего образования по природоведению 5 класс
Москва, Дрофа
2013


А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Учебник для общеобразовательных учреждений
«Природоведение. 5 класс»
Москва, Дрофа
2012

2.Дополнительная литература


Автор
Название
Издательство
Год издания


Автор-составитель Т.В. Козачек
Природоведение. Поурочные планы по учебнику
А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Волгоград, «Учитель»
2012


А.М. Елькина,
П.Е. Старцев
Биологические лабиринты.
Дидактический материал к учебнику
А.А. Плешакова,
Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2012


А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2013


А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Рабочая тетрадь по учебнику А.А. Плешакова,
Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2013


Л.А. Бердичевская,
Н.И. Сонин
Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Природоведение. 5 класс
Москва,
Классикс Стиль
2013


В.С. Рохлов,
Н.И. Сонин
Тестовые задания по учебнику А.А. Плешакова,
Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2012


Н.И. Сонин,
К.П. Казарян
Дидактические карточки-задания по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2012










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115