Программа по внеурочной деятельности Я-исследователь для 1-4 классов


Пояснительная записка
Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе авторской программы А.И. Савенкова «Я - исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности.
Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика программы
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.Задачи:1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.2. Развитие познавательных способностей младших школьников.3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.5. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Ценностные ориентиры
К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности: - поисковые (исследовательские) умения; - рефлексивные умения; - умения и навыки работы в сотрудничестве; - коммуникативные умения; - презентационные умения и навыки.
Основные принципы программы
Принцип гуманизации:Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры:
Учёт интересов и потребностей учащихся ; опора на них
Принцип совместной деятельности детей и взрослых:
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи:
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. 
Принцип успешности:
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижении. Место в учебном плане
Занятия кружка «Я - исследователь» являются компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитаны на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 - 3 классе, 68часов в 4 классе.. Общее количество часов – 169часов . Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут.
Первый год обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы. Второй год обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы. Третий год предлагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу. Четвёртый год направлен на активизацию и применении полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведённое исследование.
Содержание учебного курса
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей»
 Подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика»
 Подпрограмма «Мониторинг»
Тренинг исследовательских способностей.
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:■ видеть проблемы;■ ставить вопросы;■ выдвигать гипотезы;■ давать определение понятиям;■ классифицировать;■ наблюдать;■ проводить эксперименты;■ делать умозаключения и выводы;■ структурировать материал;■ готовить тексты собственных докладов;■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу
Самостоятельная исследовательская практика Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.Мониторинг исследовательской деятельности учащихсяМониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Содержание занятий 1 класс
Тренинг исследовательских способностей 
Тема 1 «Что такое исследование? Методы исследования»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир.
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя.
Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
 
Тема 2 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»
Знакомство с наблюдением как методом исследования.
Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации.
Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
 
Тема 3 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы?
Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения.  Правильные и ошибочные суждения -практическая работа.
 
Тема 4 «Как правильно классифицировать. Что такое  определения? Как давать определения понятиям»
Что такое классификация и что значит «классифицировать»?  Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации  - поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий.  Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
 
Тема 5 «Учимся делать умозаключения и выводы»
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.
 
Тема 6 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы?
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей».  Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
 
Тема 7 «Как делать схемы?»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п.  Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».
 
Тема 8 «Как работать с книгой?»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги?
Практическая работа по структурированию текстов.
 
Тема 9 «Что такое парадоксы?»
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.
Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
 
Тема 10 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель?
Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях.
Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).
 
Тема 11 «Как планировать исследования и проекты»
Чем исследование отличается от проекта?  Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
 
Тема 12 «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?
Практические задания «Как сделать сообщение».  Практические задания на сравнения и метафоры.
 
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
 
Тема 2 «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.
 
Тема 3 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования»
С краткими сообщениями выступают только желающие.
 
Тема 4 «Экскурсия-исследование»
Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.
 
Тема 5 «Мини-конференция по итогам экскурсии».
Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.
 
Тема 6 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях.  Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.
 
Тема 7 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий.  Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.
 
Тема 8 «Сообщения о собранных коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.
 
Мониторинг исследовательской деятельности
 
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований.  Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
 
Содержание занятий 2 класс.
 
Тренинг исследовательских способностей
Часть 1
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных
научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
 
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания-  тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
 
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
 
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов.  Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
 
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
 
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.  Практические задания на анализ и синтез. 
Практические задания «Как делать обобщения».
 
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
 
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы».  Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
 Часть 2
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
 
Тема 2 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
 
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
 
Тема 4 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью
вопросов. Бывают ли вопросы глупыми.  Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
 
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей».  Практическая работа «Выявление логической структуры текста».  Практические задания типа «Что сначала, что потом».
 
Тема 6 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
 
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.  Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
 
Тема 8 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.  Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
 
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
 
Самостоятельная исследовательская практика
 
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
 
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я  -исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
 
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях.  Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
 
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
 
Тема 5 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
 
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
 
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
 
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
 
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
. Содержание занятий 3 класс
 
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.  Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
 
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.  Исследования с помощью новейших информационных технологий.
 
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.).  Практические задания по развитию наблюдательности.
 
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
 
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция».  Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы.  Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.  Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
 
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез.  Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
 
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.  Практические задания по структурированию текстов.
 
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».  Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
 
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации.  Подготовка текста доклада.  Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. 
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
 
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций.  Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
 
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
 
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
 
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
 
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
 
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Содержание занятий 4 класс
 
Тренинг исследовательских способностей.
 
Тема 1 «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
 
Тема 2 «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания  тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.  Исследования с помощью новейших информационных технологий.
 
Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
 
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).  Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.  Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
 
Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
 
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.  Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
 
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».  Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
 
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов».  Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
 
Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
 
Тема 10 «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.  Подготовка текста доклада.  Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
 
Самостоятельная исследовательская практика
 
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
 
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
 
Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
 
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.
 
Мониторинг исследовательской деятельности 
Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
 
Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы»
Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
 
Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Тематическое планирование, всего 135 часов
Название раздела, количество часов Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Тренинг исследовательских способностей
(53 часа) 1 класс (16 часов)
Что такое исследование? Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность.
Что такое эксперимент? Как правильно классифицировать.
Как планировать исследования и проекты. Как сделать сообщение о результатах исследования. Иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;Знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;Уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;Уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;Владеть планированием и постановкой эксперимента.Организовывать действия направленные на выявление  проблемы и определять направление исследования
определить сферу исследования: Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найтислушать и читать на основе поставленной цели и задачи; 
осваивать материал на основе внутреннего плана действий; 
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; 
вести рассказ от начала до конца; 
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; 
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль на основе анализа текста; 
делать выводы из фактов, совокупности фактов; 
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; 
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. 
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; 
отбирать необходимые знания из большого объёма информации; 
конструировать знания, положив в основу принцип созидания; 
систематизировать учебный план; 
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; 
высказывать содержательно свою мысль, идею; 
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; 
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; 
свободно владеть операционными способами усвоения знаний; 
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
2 класс (17 часов)
Научные исследования и наша жизнь. Эксперимент – познание в действии. Гипотезы и провокационные идеи.Основные логические операции.Искусство делать сообщения 3 класс(10 часов)
Наблюдение и экспериментирование. Совершенствование техники
экспериментирования. Интуиция и создание гипотез. Правильное мышление и логика. 4 класс(10 часов+10ч.) Культура мышления. Методы исследования. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Умение выявлять проблемы Исследовательская практика(59 часов) 1 класс (14 часов)
Экспресс-исследование
Экскурсия-исследование
Коллекционирование
Сообщения о собранных коллекциях 2 класс(11 часов)
Как выбрать тему собственного исследования
Индивидуальная работа по планированию и
проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная работа
по проведению самостоятельных исследований Семинар 3 класс(18 часов) Определение проблемы и выбор темы
собственного исследования Индивидуальная работа по планированию
и проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований 4 класс (16+16) Определение проблемы и выбор темы
собственного исследования Индивидуальная работа по планированию
и проведению самостоятельных исследований Мониторинг
(23 часа )1 класс(3 часа)
Мини-конференции 2 класс(6 часов) Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей Индивидуальная работа Защита собственных исследований 3 класс (6 часов) Занятия со всей группой (классом)
Индивидуальная работа Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работи творческих проектов) 4 класс (8 часов+8) Участие в защитах исследовательских
работ в качестве зрителей
Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя
Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов Требования к уровню подготовки
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов
 (2-3 класс) Третий уровень результатов (4 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.Итоги реализации программы могут бытьпредставлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Критерии и нормы оценки
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат Критерии
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных) Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности
Контроль и фиксация результата
                               
подпрограмма форма предъявления результата форма контроля инструмент для оценки
Подпрограмма «Тренинг»
              
  Папка исследователя Наличие материала по исследованию Параметры оценки
Подпрограмма «Исследовательская практика»
  Сообщение-доклад Проведенное исследование Критерии написания исследования, мониторинг
Подпрограмма «Мониторинг» Публичное выступление Конференция  Критерии публичного выступления
Примерные параметры оценки:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования;
Примерные критерии исследования:
- умение подобрать соответствующие методы исследований;
- умение подобрать инструментарий;
- умение запустить исследование;
- умение осуществить анализ результатов;
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
- умение интерпретировать полученную статистику;
- умение свернуть и развернуть информацию;
- умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
- познавательная ценность темы;
- оригинальность и ценность собранного материала;
- исследовательское мастерство;
- структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы;
Этапность детских учебных исследованийВыделение и постановка проблемы(выбор темы исследования)Выработка гипотезПоиск и предложение возможных вариантов решенияСбор материалаОбобщение полученных данныхПодготовка материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и др,)ЗащитаОрганизация исследования включает в себя следующие этапы.Подумать самостоятельноЧто я об этом знаю?Какие мысли я могу высказать про это?Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.Спросить у других людей.Запиши интересную информацию, полученную от других людей.Просмотреть телематериалы.Запиши то необычное, что узнал из фильмов.Использовать Интернет.Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.Понаблюдать.Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.Провести эксперимент.Мониторинг исследовательской деятельности учащихсяЗащита итогов исследования и проектированияУчастие в конференции « Юный исследователь»
Творческие работы: газета, книга, сценарий праздника, макет и многое другое
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2012
2.М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
3.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
4.Интернет – ресурсы
Список литературы
1. Авторская программа А.И. Савенкова «Я - исследователь»
2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
3. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград.2009г
4 А.И.Савенков. Психология  исследовательского обучения . – М.. Академия, 2005.
5. А.И.Савенков. Путь к одарённости. Психология  исследовательского поведения дошкольника. – 2004.

Календарно-тематическое планирование , 1 класс, 1 час в неделю, 33 часа
№ Наименование темы Кол-во часов Содержание темы Дата
1 Что такое исследование? 1 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.значимые личностные качества исследователя. 2
3 Как задавать вопросы? 2 Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. 4
5 Как выбрать тему исследования? 2 Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. 6 Учимся выбирать дополнительную литературу 1 Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. 7
8 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» 2 Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему 9
10 Наблюдение как способ выявления проблем. 2 Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. 11
12 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания 2 Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. 13
14 Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. 2 Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.  15
16 Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) 2 в игровой форме выявлять причину и следствие, задавать вопросы 17
18 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы 2 Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.  19 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей 1 Заочная экскурсия в прошлое.  20-
21 Обоснованный выбор способа выполнения задания 2 Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. 22
23 Составление аннотации к прочитанной книге, картотек 2 Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. 24
25 Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? 2 Учиться строить схемы «Дерево Паук». 26
27 Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. 2 Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». 28 Коллективная игра-исследование 1 Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём 29-30 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике 2 Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. 31
32 Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. 2 Выставка творческих работ. Презентации проектов учамимися. 33 Анализ исследовательской деятельности. 1 Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Календарно-тематическое планирование , 2 класс, 1 час в неделю, 34 часа
№ Наименование темы Кол-во часов Содержание темы Дата
1 Что можно исследовать? Формулирование темы. 1 Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы 2
3 Как задавать вопросы? Банк идей 2 Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».  4
5 Тема, предмет, объект исследования. 2 Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.  6
7 Цели и задачи исследования 2 Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. 8
9 Учимся выделять гипотезы 2 Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания 10-
13 Организация исследования. (практическое занятие.)
Как составить план работы. Подумать самостоятельно.
Просмотреть книги о том, что исследуешь. Спросить у других людей.
Познакомиться с кино- и телефильмами по данной теме.
Обратиться к компьютеру 4 Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). 14-
17 Наблюдение и наблюдательность.Наблюдение как способ выявления проблем. 4 Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. 18-19 Коллекционирование. 2 коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала 20 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» 1 Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». 21-22 Сообщение о своих коллекциях 2 Выступления учащихся о своих коллекциях. 23 Что такое эксперимент. 1 Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. 24 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 1 Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия» 25
27 Сбор материала для исследования 3 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).правила и способы сбора материаланаходим и собираем материал по теме исследования, пользуемся способами фиксации материала. 28-29 Обобщение полученных данных. 2 Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. 30 Как подготовить результат исследования 1 Составление плана подготовки к защите проекта 31 Как подготовить сообщение 1 Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. 32 Подготовка к защите. (практическое занятие.) 1 Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы 33 Индивидуальная консультация. 1 Консультации проводятся педагогом для учащихся индивидуально. Подготовка детских работ к защите. 34 Подведение итогов. Защита 1 Анализ своей проектной деятельности. Календарно-тематическое планирование , 3 класс, 1 час в неделю, 34 часа
№ Тема Кол-во
часов Содержание Дата
1 Проект! Проект?Научные исследования и наша жизнь. 1 Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». 2
3 Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. 2 Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». 4 Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) 1 Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. 5
6 Какими могут быть проекты? 2 Знакомство с видами проектов. Работа в группах. 7
8 Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 2 Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез 9
10 Планирование работы. 2 Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». 11-13 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. 3 Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира 14
15 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию 2 Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. 16-18 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 3 Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. 19-21 Анализ прочитанной литературы. 3 Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте 22
23 Исследование объектов 2 Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. 24
25 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 2 Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. 26
27 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 2 Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы 28 Как сделать сообщение о результатах исследования 1 Составление плана работы. Требования к сообщению. 29
30 Оформление работы 2 Выполнение рисунков, поделок и т.п. 31
32 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации 2 Работа на компьютере – создание презентации. 33 Мини конференция по итогам собственных исследований 1 Выступления учащихся с презентацией своих проектов. 34 Анализ исследовательской деятельности. 1 Анализ своей проектной деятельности. Календарно-тематическое планирование , 4 класс, 1 час в неделю, 34 часа
№ Тема Кол-во
часов Содержание Дата
1 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. 1+1 Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». 2
3 Культура мышления. 2+2 Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ 4
5 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. 2+2 Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. 6
7 Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. 2+2 Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. 8
9 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез 2+2 Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. 10
11 Предмет и объект исследования 2+2 Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. 12 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования 1+1 Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. 13
14 Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала 2+2 Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. 15
16 Наблюдение и экспериментирование 2+2 Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. 17
18 Техника экспериментирования 2+2 Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». 19
20 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования 2+2 Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. 21
22 Правильное мышление и логика. 2+2 Задания на развитие мышления и логики. 23
24 Что такое парадоксы 2+2 Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. 25
27 Обработка и анализ всех полученных данных 3+3 Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах 28
30 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации 3+3 Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. 31 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите 1+1 Составление плана выступления.  32 Защита исследования перед одноклассниками. 1+1 Выступление с проектами перед одноклассниками 33 Выступление на школьной конференции 1+1 Презентация проекта на школьной конференции. 34 Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1+1 Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Посёлок Джонка» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол директор школы
Методического совета ______________
Руководитель __________ Иванько Л.А.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Я - исследователь»
УМК «Школа 2100»

Модифицированная на основе программы А.И. Савенкова «Я - исследователь»
2012-2016