Факультатив по математике Решение задач. 2 класс.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Решение задач» составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочурова «Занимательная математика» опубликованной в «Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.
Общая характеристика курса «Решение задач».
Курс «Решение задач» предназначен для развития математических сп Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может курс «Решение задач», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.
Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
особностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».
Знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Решение задач» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 30 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Предметные результаты изучения курса «Решение задач»
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные результаты изучения данного курса:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты усвоения курса:
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Предметные результаты курса.
— понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно–два действия. — выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение неизвестного компонента действия;
— решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий;
— дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
— выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
— составлять задачу, обратную данной;
— составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;
— выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в одно-два действия);
— проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;
— сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия).
Тематическое планирование

п/п Темы занятий
Количество часов Содержание занятий. Срок проведения
1 Задачи, раскрывающие смысл операции сложения и вычитания 3 ч Задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка. Составление и решение обратных задач. 3 Простые задачи, раскрывающие связь между операциями сложения и вычитания
3 ч Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого и вычитаемого, уменьшаемого. Составление и решение обратных задач. 4 Простые задачи, раскрывающие смысл отношений увеличить или уменьшить на несколько единиц 2 ч Усвоение понятий: увеличить (уменьшить) на столько-то единиц, и слов: больше на…(меньше на…)
Практическая работа (отработка). Составление задач, решение задач, обоснование выбора решения 5 Простые задачи на разностное сравнение. 2 ч Сравнение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц с задачами на разностное сравнение. Практическая работа (отработка). Сопоставление задач, решение задач, обоснование выбора решения. 6 Составные задачи на нахождение суммы. 2 ч Усложнение исходной простой задачи. Моделирование (учить различать существенное - несущественное, видеть взаимосвязи характеристик). Разбиение задачи на подзадачи, аналитический разбор
задачи, рефлексия (восстановление способа, анализ результатов). Решение задачи разными способами. Практическая работа (отработка). 7 Составные задачи на нахождение остатка 2 ч 8 Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого 2 ч 9 Составные задачи на нахождение уменьшаемого 2 ч 10 Составные задачи на разностное сравнение. 2 ч 11 Простые задачи, раскрывающие смысл умножения. 2 ч Практическая работа (отработка). Задачи на нахождение произведения. Составление и решение обратных задач. 12 Простые задачи, раскрывающие смысл деления 2 ч Практическая работа (отработка). Решение задач на деление на равные части и на деление по содержанию. Составление и решение обратных задач. 13 Простые задачи, раскрывающие смысл отношений увеличить или уменьшить в несколько раз.
3 ч Усвоение понятий: увеличить (уменьшить) в несколько раз, и слов: больше в … раз (меньше в…раз)
Практическая работа (отработка). Составление задач, решение задач, обоснование выбора решения 14 Задачи на кратное сравнение. 3 ч Сравнение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз с задачами на кратное сравнение. Практическая работа (отработка). Сопоставление задач, решение задач, обоснование выбора решения. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Печатные пособия:
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю.Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внекл. работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
2. Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
3. Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер;
2. Мультимедийный проектор;
3. Принтер лазерный;
4. Экран;
5. Ксерокс;
6. Принтер;
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
2. Демонстрационная оцифрованная линейка.
3. Демонстрационный чертёжный угольник.
4. Демонстрационный циркуль.