Тесты по физике 10-11 класс, студенты СПО


Министерство образования Республики Башкортостан
ГАОУ СПО «Уфимский топливно – энергетический колледж»
Экспертное заключение____________
______________________________
«_____» _________________ 20__ г.
Разработал(и): Биктимерова И.М.,
Хатмуллина Л.К.
«_____» _________________ 20__ г.
Утверждено: зам. директора по УР
_________________ Е.В. Борисова
«_____» _________________ 20__ г.
Рассмотрено: на заседании МЦК
физики и электротехники
председатель: ________И.М. Биктимерова«_____» _________________ 20__ г.
Контрольные измерительные материалы
по дисциплине «Физика»
по специальностям:
21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
для обучающихся 1 курса
2016г.
Учебно-методическое пособие предназначено для текущего контроля знаний по дисциплине «Физика».
Оно содержит в себе контрольные измерительные материалы по данному курсу дисциплины, пояснительную записку и ключ ответов.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов ГАПОУ «Уфимский топливно – энергетический колледж» специальности:
21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Пояснительная записка
1.Спецификация контрольных измерительных материалов.
1.1 Назначение контрольных измерительных материалов.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения обучающимися федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по физике, как профильной учебной дисциплины, в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Результаты текущего контроля (промежуточной аттестации) по физике признаются текущим контролем (промежуточнойаттестацией), в которой реализуются основные профессиональные образовательные программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
1.2 Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов.
Содержание контрольных измерительных материалов определяется на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.).
1.3 Подход к отбору содержания, разработке КИМ.
Представленный материал по физике (кодификаторы элементов содержания и требований для составления контрольных измерительных материалов, варианты тестов, система оценивания проверочной работы) предназначена для использования в качестве фондов оценочных средств для аттестации по физике.
В части 1 контрольных измерительных материалов присутствует группа заданий, выполнение которых свидетельствует о наличии у обучающихся общефизических навыков, необходимых человеку в современном обществе. Задания этой группы проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную в графиках и таблицах.
Задания части 2 работы ориентированы на более глубокое освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущей данной учебной дисциплины и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.1.4 Структура КИМ.
Тестовые задания состоят из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы являются форма заданий:
- часть 1 содержит задания с выбором правильного ответа из данного набора ответов;
- часть 2 содержит задание на установление правильной последовательности, задание на установление соответствия, задания с развернутым ответом.
Задания с выбором правильного ответа из данного набора ответов части 1 тестовых заданий предназначены для определения физических компетентностей обучающихся СПО, реализующих программы учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования на профильном уровне.
Задания с выбором правильного ответа из данного набора считается выполненным, если выбран номер правильного ответа и зафиксирован в бланке ответов.
Часть 2 включает 3 задания, в числе которых задание на установление правильной последовательности, задание на установление соответствия, задание с развернутым ответом.
При выполнении задания с развернутым ответом части 2 в бланке ответов должно быть записано полное обоснованное решение и ответ задачи.
В таблице 1 приведена структура тестовых заданий.
Таблица 1
Структура варианта КИМ
Часть 1 Часть 2
Число заданий – 10 7 3
Тип заданий и форма ответов 1-7
Задания с выбором правильного ответа из данного набора ответов 8-10
-задание на установление правильной последовательности;
- задание на установление соответствия;
- задание с развернутым ответом
Уровень сложности базовый повышенный
Проверяемый учебный материал дисциплины «Физика» Дмитриева В.Ф.
Физика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Стр.20-88, 431-440. Дмитриева Е.И., Иевлева Л.Д., Костюченко Л.С.
Физика в примерах и задачах: учебное пособие.
Стр.101-170.
1.5 Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
В таблице 2 показано распределение заданий по содержательным блокам курса физики.
Таблица 2
Распределение заданий по содержательным блокам учебной дисциплины «Физика»
Содержательные блоки по кодификатору КЭС Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 15
Механика 3 3 20%
Колебания и волны 4 4 27%
Молекулярная физика и термодинамика 3 8 53%
Итого 10 15 100%
Содержание и структура тестовых заданий дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по дисциплине «Физика»:
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел;
- уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- уметь применять полученные знания при решении физических задач.
В таблице 3 представлено распределение тестовых заданий по проверяемым умениям и видам деятельности.
Таблица 3
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
Проверяемые умения и виды деятельности (по кодификатору КТ) Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 15
уметь понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов 3 3 20%
уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний 2 6 40%
уметь применять полученные знания при решении физических задач 5 6 40%
Итого 10 15 100%
1.6 Распределение заданий работы по уровню сложности.
Часть 1 содержит 7 заданий базового уровня. Часть 2 содержит три задания повышенного уровня. В таблице 4 представлено распределение тестовых заданий по уровню сложности.
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 15
Базовый 7 7 46,7%
Повышенный 3 8 53,3%
Итого 10 15 100%
1.7 Продолжительность выполнения тестовых заданий по физике.
На выполнение тестовых заданий отводится 45 мин.
В таблице 5 указано время, необходимое для выполнения каждого задания.
Таблица 5
Распределение времени
Номер тестового задания Уровень сложности Время выполнения, мин.
1 базовый 3
2 базовый 3
3 базовый 3
4 базовый 3
5 базовый 3
6 базовый 3
7 базовый 3
8 повышенный 6
9 повышенный 8
10 повышенный 10
1.8 Дополнительные материалы и оборудование.
При выполнении заданий разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
1.9 Система оценивания отдельных тестовых заданий.
Правильное решение каждого из заданий части 1 оценивается одним баллом.
Заданий части 2 оцениваются от 0 до 4 баллов. В таблице 6 приведено система оценивания тестовых заданий.
Таблица 6
Система оценивания тестовых заданий
Тип заданий и форма ответов Задания Уровень сложности Максимальный первичный балл за одно задание Количество баллов
Задания с выбором правильного ответа из данного набора ответов № 1-7 базовый 1 7
задание на установление правильной последовательности; № 8 повышенный 2 2
задание на установление соответствия № 9 Повышенный 2 2
задание с развернутым ответом № 10 повышенный 4 4
Итого 10 15
2. Кодификатор контрольных измерительных материалов.
2.1 Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов для проведения.
Кодификатор элементов содержания по физике составлен на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.).
В первом столбце таблицы 7 указаны коды разделов и тем. Во втором столбце указан код содержания раздела (темы), для которого создаются тестовые задания.
Таблица 7
Код раздела Код контролируемого элемента Элементы содержания, проверяемые тестовыми заданиями
1 Механика
1.1 Кинематика
1.1.1 Материальная точка. Система отсчета.
1.1.2 Скорость и ускорение произвольно движущейся точки.
1.1.3 Угловая скорость и угловое ускорение.
1.2 Основные законы динамики
1.2.1 Законы Ньютона.
1.2.2 Закон сохранения импульса.
1.2.3 Работа и энергия.
1.2.4 Потенциальная энергия.
1.2.5 Связь потенциальной энергии и силы.
1.2.6 Кинетическая энергия.
1.2.7 Закон сохранения энергии.
2. Колебания и волны
2.1 Механические гармонические колебания
2.1.1 Гармонические колебания.
2.1.2 Сложение гармонических колебаний одинаковой частоты и одинакового направления.
2.1.3 Сложение двух взаимно перпендикулярных колебаний одинаковой частоты.
2.1.4 Скорость и ускорение при гармоническом колебании.
2.1.5 Энергия гармонического колебания.
2.1.6 Маятник.
2.1.7 Затухающие колебания.
2.1.8 Вынужденные колебания.
2.2 Волны
2.2.1 Общая характеристика волнового движения.
2.2.2 Принцип Гюйгенса.
2.2.3 Уравнение волны.
3. Молекулярная физика и термодинамика.
3.1 Основные представления молекулярной физики
3.1.1 Понятие состояния вещества.Идеальный газ.
3.1.2 Параметры состояния газа. Уравнение состояния газа.
3.2 Молекулярно - кинетическая теория газов
3.2.1 Вывод основного уравнения молекулярно-кинетической теории.
3.2.2 Барометрическая формула.
3.2.3 Средняя длина свободного пробега молекул.
3.3 Физические основы термодинамики
3.3.1 Внутренняя энергия идеального газа.
3.3.2 Работа расширения газа.
3.3.3 Первое начало термодинамики.
3.3.4 Применение первого начала термодинамики к различнымизопроцессам в газах.
3.3.5 Адиабатический процесс.
3.3.6 Обратимые и необратимые процессы.
2.2 Кодификатор требований, проверяемыми тестовыми заданиями.
Кодификатор требований по всем разделам включает в себя знания, необходимые для выработки соответствующих умений.
В первом столбике таблицы 8 указаны коды разделов, на которые разбиты требования к уровню подготовки по физике. Во втором столбике указан код требования, для которого создаются тестовые задания. В третьем столбце указаны требования (умения), проверяемые тестовыми заданиями.
Таблица 8
Код раздела Код контролируемого требования (умения) Требования (умения), проверяемые тестовыми заданиями
1 Знать/ понимать смысл физических понятий и величин
1.1 Знать/понимать смысл физических понятий: физическое явление, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, материя, инерциальная система отсчета, материальная точка; смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, масса, сила, давление, объем, температура, энергия.1.2 Владеть основными определениями физических величин.
1.3 Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.
2 Уметь использовать физические понятия и законы
2.1 Знать физические формулы, определения, принцип действия приборов или устройств.
2.2 Владеть навыками логического рассуждения.
2.3 Знать буквенное обозначение физических величин и единицы их измерения.
3 Уметь использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации
3.1 Применять при решении задач законы и формулы из двух, трех разделов физики.
3.2 Уметь приводить полное правильное решение задачи с математическими преобразованиями, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.
2.3 Установление шкалы перевода баллов в отметки.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 15 баллов. В таблице 9 представлена шкала пересчета первичного балла за выполнение тестовых заданий по пятибалльной шкале.
Таблица 9
Шкала пересчета
Общий балл Отметка по пятибалльной шкале
14-15 5
11-13 4
6-10 3
Менее 6 перезачетВариант1.
Часть1.
1. По какой формуле определяется скорость тела?а.б.в.г. нет правильного ответа.
2. Как изменяется скорость тел при равномерном движении?а. увеличивается б. уменьшаетсяв. не изменяется г. вначале увеличивается, затем уменьшается. 3.На рисунке изображён график зависимости пути от времени при равномерном движении. Определите по графику за какое время тело прошло путь З м.

а. 1,5 сб. 3 св. 0,5 с г. 6 с.4. Какая из приведенных формул выражает закон всемирного тяготения?
а.б.в.г..
5. Какая из перечисленных ниже формул является уравнением Менделеева-Клапейрона?

6.Значение абсолютной температуры, соответствующее 10° С, приблизительно равно
а. -283К б. -263К в. 263 Кг. 283 К
7.Изохорный процесс – это…
а. процесс изменения состояния газа при постоянной температуре
б. процесс в замкнутой системе
в. нет такого процесса
г. процесс изменения состояния газа при постоянном объеме.
Часть 2.
8. Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины определяются. Ответы проставить в соответствующих свободных ячейках в прилагаемой к заданию таблице.
Физические величины Приборы
1. сила тяжести а. динамометр
2.атмосферное давление б. термометр
3.температура в. барометр
г. секундомер
1 2 3
9. Из физических терминов составьте логическую цепочку в следующем порядке: физическая величина-единица измерения -прибор для ее измерения.
Сила, давление, масса, ускорение,секундомер, термометр,динамометр, спидометр, Н, кг, с, град, м, Дж .
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
Часть 3.
10. Дайте развернутый ответ.
Стимул
Азот (молярная масса 0.028 кг/моль) массой 0,3 кг при температуре 280 К оказывает давление па стенки сосуда, равное 8,3 104 Па. Чему равен объем газа?
Задачная формулировка
Дано Решение
Ответ:
Бланк ответа
Вариант2.
Часть1.
1.Муха летит со скоростью 18 км/ч. Выразите эту скорость в м/с. а. 10 м/сб. 50 м/с в. 5 м/с г. 0,1 м/с.
2. Домик полярников вместе с дрейфующей льдиной за первые сутки переместился на 5 км, за вторые сутки - на 5 км. Какое это движение? а. неравномерноеб. равномерное в. ускоренноег. среднее.
3.На рисунке изображён графикпути равномерного движения. Определите скорость.

а. 4 м/с б. 2 м/с в. 0,25 м/с г. 8 м/с4. Какую примерно массу имеет тело весом 120 Н?
а. 120 кг б. 12 кгв. 60 кгг. 240 кг.
5. Что является наиболее наглядным опытным подтверждением движения молекул?
а. возникновение сил упругости при деформации тел
б. броуновское движение
в. наблюдение с помощью оптического микроскопа
г. возникновение сил трения.
6. Значение абсолютной температуры, соответствующее 27° С, приблизительно равно
а. -283К б. -300К в. 300 Кг. 283 К.
7. Изотермический процесс – это…
а. процесс изменения состояния газа при постоянной температуре
б. процесс в замкнутой системе
в. нет такого процесса
г. процесс изменения состояния газа при постоянном объеме.
Часть 2.
8. Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины определяются.Ответы проставить в соответствующих свободных ячейках в прилагаемой к заданию таблице.
Физические величины Приборы
1. время а. динамометр
2. давление б. термометр
3.температура в. секундомер
г. манометр
1 2 3
9. Из физических терминов составьте логическую цепочку в следующем порядке: физическая величина-единица измерения - прибор для ее измерения. Ответы проставьте в соответствующих свободных ячейках в прилагаемой к заданию таблице.
Время, давление, температура, масса,секундомер, динамометр, спидометр, 1Н, 1с, 1град, 1м, 1Дж.
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
Часть 3.
10.Дайте развернутый ответ
Стимул
Сосуд, емкостью 0,002 м3 , наполнен азотом, под давлением 2 • 105 Па при температуре 27 °С. Определите массу азота в сосуде, если его молярная масса 0,028 кг/моль Задачная формулировка
Дано Решение
Ответ: Бланк ответа
Вариант3.
Часть 1.
1. По какой формуле определяется пройденный путь тела? а.б.в.г. нет правильного ответа.
2.В каких единицах измеряется путь?а.1м б.1м/с в.1м∙с г.1м/с2.
3.По графику пути равномерного движения определите путь, пройденный телом за 4 с.

а. 5 м б. 10 м в. 20 м г. 30м.
4. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?
а. 800 Нб. 700 Нв. 900 Н г.90 кг.
5. Как расположены молекулы газа?
а. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.
б. Не расходятся на большие расстояния
в. Расположены в определенном порядке
г. Определенного ответа дать нельзя
6. Какие из указанных свойств принадлежат газам?
1. Имеют собственную форму.
2. Сохраняют объем .
3.Определенного ответа дать нельзя.
4. Не имеют собственной формы и постоянного объема.
а. только первая.б. обе формулы. в. только вторая. г. ни одна из них.
7. Изобарный процесс – это…
а. процесс изменения состояния газа при постоянной температуре.
б. процесс в замкнутой системе
в. нет такого процесса
г. процесс изменения состояния газа при постоянном объеме.
Часть 2.
8.Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины определяются. Ответы проставить в соответствующих свободных ячейках в прилагаемой к заданию таблице.
Физические величины Приборы
1. скорость а. динамометр
2. сила б. линейка
3. длина в. спидометр
г. секундомер
1 2 3
9. Из физических терминов составьте логическую цепочку в следующем порядке: физическая величина-единица измерения - прибор для ее измерения. Ответы проставьте в соответствующих свободных ячейках в прилагаемой к заданию таблице.
Время, давление, температура, секундомер, термометр,динамометр, спидометр, 1Н, 1кг, 1рад, 1м, 1Дж.
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
Часть 3.
10. Дайте развернутый ответ
Стимул
Какова температура 0,016 кг кислорода, находящегося под давлением 1 атмосфера и занимающего объем 16 литров? Молярная масса кислорода 0,032 кг/моль.
Задачная формулировка
Дано Решение
Ответ: Бланк ответа
Вариант 4.
Часть 1.
1.Как называют линию, которую описывает тело при своем движении?
а. Прямая линия
б. Кривая линия
в. Траектория
г. Пройденный путь.
2. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся вагоне, находится в состоянии покоя?
а. Земля
б. Вагон
в. Колеса вагона
г. Определенного ответа дать нельзя.
3.За какое время конькобежец, движущийся со скоростью 12 м/с, пройдет дистанцию 600м?
а. 5 с
б. 50 с
в. 72 с
г.12с.
4. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?
а. 5 Н
б. 0,5 Н
в. 50 Н
г. 10 Н.
5. При смазке трущихся поверхностей сила трения...
а. не изменяется
б. увеличивается
в. уменьшается
г. сохраняется.
6. Броуновское движение-это:
а. Тепловое движение молекул жидкости
б. Хаотическое движение взвешенных в жидкости частиц
в. Упорядоченное движение молекул жидкости
г. Упорядоченное движение взвешенных в жидкости частиц.
7. Давление газа на стенку сосуда обусловливается
а. Прилипанием молекул к стенкам
б. Столкновениями молекул со стенками
в. Столкновениями молекул газа между собой
г. Проникновением молекул сквозь стенки сосуда.
Часть 2.
8. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерений. Ответы проставьте в соответствующих свободных ячейках в прилагаемой к заданию таблице.
Физические величины Приборы
1. скорость а. 1 Н
2. сила б. 1 м/с23. давление.в. 1 м/с
г. 1 Па.
1 2 3
.
9. Из физических терминов составьте логическую цепочку в следующем порядке: физическая величина-единица измерения - прибор для ее измерения.
Давление, объем, секундомер, термометр,барометр, спидометр, 1Па, 1кг, 1град, 1м3, 1Дж.
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
Часть 3.
10. Дайте развернутый ответ
Стимул
Какова масса кислорода, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 л? Задачная формулировка
Дано Решение
Ответ: Бланк ответа
Ответы к заданиям
Часть 1.
Вариант 1
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7
Номер ответа б в а г в б а
Вариант 2
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7
Номер ответа в б а а б б б
Вариант 3
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7
Номер ответа а б в б в б а
Вариант 4
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7
Номер ответа в б б а в б б
Часть 2.
Вариант 1.
8.
1 2 3
а в б
9.
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
сила 1Н динамометр
Вариант 2.
8.
1 2 3
в г б
9.
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
время 1сек секундомер
Вариант 3.
8.
1 2 3
г а б
9.
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
температура 1градус термометр
Вариант 4.
8.
1 2 3
в а г
9.
физическая величина единица измерения прибор для ее измерения.
давление 1 Па барометр
Часть 3.
Вариант 1.
10.
Дано: Решение:
m=0.3 кг. QUOTE
Т=280К QUOTE
р= 8.3*104 Па. QUOTE = 0.3 м3 .
V-? Ответ: 0,3 м3.
Вариант 2.
10.
Дано: СИ Решение: QUOTE
V=0.002 м3 . QUOTE
р= 2*105 Па. = 0.0045 кг.
300К.
QUOTE
m=?
Ответ: 0,0045кг.

Вариант 3.
10.
Дано: СИ Решение
m=0.016 кг. QUOTE
V= 16л. 16 QUOTE 10-3 м3. =
р=1атм. 105Па. = 385,5КТ=? Ответ: 385,5 К.
Вариант 4.
10.
Дано: СИ Решение
р=200кПа 2*105 Па QUOTE
V= 40 л 40 QUOTE 10-3 м3.
QUOTE = 0,13 кг
Т=240 Кm=? Ответ: 0,13кг.