План-конспект урока по истории на тему Формирование средневековых городов. Городское ремесло (6 класс)


Тема урока 13: Формирование Средневековых городов. Городское ремесло.
Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.
Цели урока:Выяснить основные причины возникновения и образования городов;
Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;
Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.
Задачи урока:
Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;
Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;
Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городовс сеньорами;
Создать представление о жизни и быте горожан.
Тип урока: Комбинированный
Форма контроля: Индивидуальный и фронтальный опрос.
Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, шедевр, цех.
Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Формирование средневековых городов».
План урока:
Изменения в общественной жизни;
Возникновение в Европе множества городов;
Борьба городов с сеньорами;
Мастерская городского ремесленника;
Цехи-союзы ремесленников;
Цехи и развитие ремесла.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря;
Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов;
Сообщение на тему: «Рыцарский замок и его строение»;
Сообщение на тему: «Рыцарские турниры».
3.Изучение нового материала
3.1 Изменения в общественной жизни:
К X-XIвв. в хозяйственной жизни Западной Европы происходят изменения: Стали использоваться колесный плуг, борона, новая упряжь – хомут, конная тяга, что улучшило качество и скорость обработки земли. Значительным изобретением стала ветряная мельница, заменившая физическую силу человека и животных энергией ветра. Также в этот время наблюдается рост урожая, увеличилось поголовье скота. В деревне выделялись умельцы – знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием. Развитие хозяйства вело к постепенному отделению профессионального ремесла от земледелия и дальнейшему развитию торговли.
Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Возникновение в Европе множества городов:
Итак, основной причиной возникновения и роста городов является отделение ремесла от сельского хозяйства.
Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.
Города возникали в различных местах:
Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)
Возле монастырей, у резиденции королей - Париж
Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир
У речных переправ и бродов - Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя
46355059372500На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.

Борьба городов с сеньорами:
Города возникали на земле феодала (короля, феодала, монастыря). Под властью сеньоров оказывалось все городское население.
Права сеньора:
Судил горожан;
В его руках городское управление
Устанавливал пошлины на провоз товаров
Взимал с горожан пошлины, судебные штрафы, оброки ремесленными изделиями, деньгами и товарами;
Владел чеканной монетой.
Горожане стремились освободиться от власти сеньоров. Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами. Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление – выборный городской совет.
Коммуна – город, освободившийся от власти сеньора; независимый город, имеющий собственное самоуправление.
Функции совета:
Ведал судом;
Сбор налогов;
Ведал казной;
Руководил ополчением горожан;
Руководил рынком, ремеслами, строительством;
Надзирал за порядком.
Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости.
Мастерская городского ремесленника:
Признаки ремесленного производства:
мелкое производство;
мастер – собственник орудий труда и одновременно работник;
ручной труд;
производство изделий на заказ и продажу.
Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем же доме. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Хозяином и главным работником мастерской был мастер.
Мастер – полноправный, самостоятельный ремесленник, владелец собственной мастерской, член цеха.
Подмастерье – средневековый ремесленник, не имевший собственной мастерской, работавший как наемный рабочий у мастера цеха. За свой труд подмастерье получал заработную плату.
Шедевр – образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство, получить звание мастера.
Цехи - союзы ремесленников:
Ремесленный цех – организация средневековых ремесленников одной специальности.
Цели создания:
создание для всех мастеров равных условий в производстве и продаже изделий;
ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности;
слежение за качеством;
помощь больным и нуждающимся ремесленникам.
Цехи имели уставы: запись норм, определяющих хозяйственную деятельность и жизнь членов цеха.
Цех предписывал продажную цену изделий, заработную плату для подмастерьев, закупал сырье и т.д.
За соблюдением устава следили старшины. Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя.
Работа с источником слайд 18
Цехи и развитие ремесла
Цехи способствовали развитию ремесла: усиливалось разделение труда между цехами, возникали новые ремесленные специальности. С увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах. Но несмотря, на это возникали новые формы производства. Например, в 14 в. шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Нидерландов фактически превратились в организации богатых предпринимателей и торговцев.
Итоги урока
Рефлексия
Итак, мы с вами познакомились с формированием средневековых городов и городским ремеслом. Ответьте на вопрос: какие факторы повлияли на рост и развитие городов в X-XI вв.
Домашнее задание
Параграф 13, заполнить таблицу
Зависимый крестьянин Городской ремесленник
Каким было хозяйство? Чем владел? От кого зависел? Для чего производил продукцию?