Конспект занятия Язык — сокровище народа


Тема занятия: «Язык сокровище народа»
Цель: развивать стремление быть терпеливым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи.
Оборудование: иллюстрации разных национальных костюмов, атрибуты для подвижных игр, аудио запись.
Билигвальный компонент: ана тілі – родной язык, Отаным – Родина.
Ход занятия:
Воспитатель: Казахстан – многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей).
Воспитатель: Мы можем услышать русский, татарский, украинский, армянский, грузинский, немецкий и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком
Есть слово такое хорошее – «наш»
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, казахом, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном!
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи язык!
Воспитатель: Ежегодно отмечается международный день языка. Это праздник еще очень молодой. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без родного языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и беречь.
- У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые народы, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость.
- У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и тоже слово звучит по – разному на разных языках. - - Давайте поздороваемся на казахском языке….
- А украинцы здороваются….
- А белорусы здороваются…
- А как звучит слово «мама» на казахском языке?
- А на украинском звучит…
- А на белорусском….
Воспитатель читает стихотворение:
В день родного языка
Всем его хранить желаю,
Чтобы речь была легка,
Говорите хорошо –
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно!
Воспитатель: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, былины, сказания, сказки, песни.
- А сейчас для вас прозвучит татарская народная мелодия. ( дети слушают мелодию)
Воспитатель: С самого рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мама поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки.
Воспитатель предлагает послушать колыбельную:
Баю – бай!
Баю – бай! Баю – бай!
Спи, мой милый, засыпай!
В камышах лебедь свернулся,
Сладкий сон его коснулся.
Песик дремлет в конуре,
И лисичка спит в норе.
Хрюшенька уснул в хлеву
- И оттуда – ни гу – гу!
Мишка бурый спит в берлоге,
Даже спящий очень строгий!
Зажигается звезда,
Сны на землю шлет луна.
Спи и ты мой чемпион,
Ждет тебя забавный сон.
Баю – бай! Баю – бай!
Мама рядом, засыпай!
Воспитатель: На свете существует много разных игр. Люди придумывают игры, в которые интересно играть в той местности, где они живут. Дети во всем мире любят играть, и мы с вами будем играть в подвижные игры детей немецкой и русской национальности.
Воспитатель проводи немецкую подвижную игру: «Бабочка — Schmetterling», русскую народную игру «Коршун и наседка»
Воспитатель: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей.
В международный день родного языка!
Я всем народам сохранить желаю,
Их языки, культуру на века!
Пусть каждый свой язык не забывает!
Единство наше – в языке родном!