конспект урока по информатике Графический редактор Paint


ТЕМА: «Графический редактор Paint»
Цели урока:
Воспитательная: формирование внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
Развивающая: развитие навыков владения мышью, умения запуска приложений, владения основами редактирования.
Обучающая: знать форматы хранения графических файлов, уметь открывать готовые файлы в Paint’е, уметь создавать изображения с помощью графических примитивов и операций главного меню, уметь сохранять рисунок на диске и опубликовать в сети.
Оборудование:
набор файлов рисунков, выполненных учениками в редакторе Paint; тестовые задания для проверки усвоения предыдущей темы «Редактирование текстовой информации»; компьютеры; доска; мел.
План урока.
Оргмомент– 2мин.
Проверка домашнего задания – 15мин.
Теоретическая часть – 10мин.
Практическая часть – 10мин.
Закрепление – 3мин.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Проверка домашнего задания
3. Теоретическая часть.
Мы закончили изучение темы «Редактирование текстовой информации» и переходим к теме «Редактирование графической информации». Мы уже отводили один урок этой теме, но никогда не лишним будет повторить то, что ранее изучено. Начнем изучение темы с повторения основ работы в графическом редакторе Paint. Мы вспомним ранее изученное и рассмотрим некоторые не пройденные возможности редактора. Поэтому тема этого урока
На доске: «Графический редактор Paint»
Для редактирования графики, как и в случае с текстами, служат специальные программы-редакторы. Количество таких программ на компьютерном рынке огромно – от самых простых, предназначенных для начинающего пользователя, до сложных, предназначенных для профессиональной работы с графикой – для художников, фотографов, дизайнеров, например, такой популярный программный продукт, как редактор PhotoShop от компании Adobe, который мы начнем изучать на следующем уроке. Итак, каково же назначение редактора Paint? (назначение Paint’а, как и любого другого графического редактора, это создавать графические файлы, просматривать их, изменять, тот есть редактировать и сохранять на диск.)
Как и редактор текстов, Paint позволяет хранить созданный им документ в виде файла на жестком диске.
Название файла, как вы знаете, придумывает сам пользователь, а какое расширение присваивается? («*.bmp». ).
В связи с этим стоит вспомнить о форматах хранения изображений. Наиболее распространенные на сегодняшний день форматы, с которыми мы будем в дальнейшем встречаться, это «*.jpg» и «*.gif». Paint позволяет работать и с такими файлами.
Paint работает с основными форматами хранения графики: «*.jpg», «*.gif» и «*.bmp».
Интерфейс программы очень прост.
Перечислите его основные элементы. (Он, как и все программы MS Windows, является оконным. Вверху окна расположено главное меню, за каждым словом которого скрывается набор команд, слева – панель инструментов, внизу – панель выбора цвета.)Первый пункт главного меню, как и в Word’е, называется «Файл» и предназначен для работы с графическими файлами. Основные пункты данного меню – это «Создать» - служит для создания нового изображения; «Открыть» - для открытия графического файла, находящегося на внешнем носителе и «Сохранить» и «Сохранить как» - для сохранения изображения на диск. Эти операции аналогичны подобным командам в текстовом редакторе Word.
Панель цветов позволяет выбрать два текущих цвета – фоновый и основной, которым мы и будем рисовать. Для выбора основного цвета нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по нужному цвету на панели, для выбора фона щелчок нужно произвести правой кнопкой.
Панель инструментов имеет 16 кнопок, каждая из которых соответствует инструменту рисования или операции над изображением.
Зачастую создание изображения требует рисования одинаковых объектов в нескольких экземплярах. Вручную это делать утомительно. Для выполнения такой работы, как и в случае с текстовыми редакторами, служат команды редактирования «Копирование» и «Вставка». Эти команды находятся в главном меню под пунктом «Правка».
Но мы с вами помним, что для того, чтобы скопировать любую информацию в буфер, мы должны произвести над ней какую операцию? (Выделения).
Правильно. Для выделения графических фрагментов служит специальные кнопки панели инструментов «Выделение». С помощью кнопки прямоугольного выделения мы можем, нажав и удерживая левую кнопку мыши, обвести контуры выделяемого участка и далее применять команды редактирования Копирование» и «Вставка».
Для создания более сложных изображений можно применять команды главного меню. Мы умеем применять команды меню Правка. Рассмотрим еще один пункт меню – Рисунок.
Меню Рисунок.
В этом пункте собраны команды операций над рисунком либо над выделенной его частью. Перечислим их.
1. Отразить-повернуть.
Служит для зеркального отражения относительно горизонтальной, вертикальной оси и для поворота на углы 90, 180 и 270˚.
2. Растянуть-наклонить.
Служит для растягивания или сжатия рисунка в любой пропорции, а также для наклона рисунка на произвольный угол по горизонтали или вертикали.
3. Обратить цвета.
Создание негатива рисунка.
4. Очистить.
Удаление рисунка из окна редактирования.
Довольно интересной и нужной является процедура «фотографирования» экрана компьютера. Все, что вы видите перед собой на экране, в любой момент может быть скопировано в буфер обмена комбинацией клавиш Alt-PrintScreen.
Запишем: для копирования экрана компьютера в буфер обмена служит комбинация клавиш Alt-PrintScreen.
После этого можно в любом графическом редакторе или даже в Word’е вставить это изображение командой ПравкаВставить.
И последнее, что касается теоретической части занятия – нужно помнить, что всегда отменить любое ошибочно произведенное действие в редакторе Paint можно с помощью команды ПравкаОтменить.
4. Практическая часть.
Запускаем Paint – с рабочего стола, либо ПускПрограммыСтандартныеPaint
Учитель показывает основные элементы интерфейса.
Задача учеников – открыть файл «Практика1 » и выполнить задание. Выполнение одного из рисунков задания учитель может продемонстрировать сам. Выполненную работу сохранить в виде графического файла на диск.
Ученики выполняют задание.
Откроем созданный вами графический файл. Для изучения рассмотренных операций воспользуемся одним из рисунков, например, домиком. Выделим его, скопируем в буфер. Создадим новый файл ФайлСоздать и вставим из буфера изображение домика. Размножим рисунок с помощью меню правка в количестве семи копий:

Учитель демонстрирует.
Выделим первый домик и перевернем его с ног на голову командой РисунокОтразить-Повернуть (на угол 180˚):
Учитель демонстрирует.
Второй домик увеличим в два раза командой РисунокРастянуть-Наклонить (задав значения растяжения по горизонтали-200% и вертикали-200%):
Учитель демонстрирует.
Третий домик растянем в полтора раза в ширину командой РисунокРастянуть-Наклонить (задав параметр растяжения по горизонтали 150%):
Учитель демонстрирует.
Четвертый – растянем в два раза в высоту командой РисунокРастянуть-Наклонить (задав параметр растяжения по вертикали 200%):
Учитель демонстрирует.
Пятую копию наклоним вправо на 30 градусов командой РисунокРастянуть-Наклонить (задав параметр наклона по горизонтали 30˚):
Учитель демонстрирует.
Шестую копию сделаем негативом командой рисунокОбратить цвета:
Учитель демонстрирует.
Ваша задача – проделать то же самое, полученный файл сохранить в своей папке.
Ученики выполняют задание.
Следующее задание – запустить любую программу, например, Word или Проводник, «сфотографировать» экран компьютера комбинацией клавиш Alt-PrintScreen и вставить в окно программы Paint, отредактировать по своему усмотрению, например, добавить подписи или какие-то рисунки, затем сохранить в виде файла в своей папке.
Ученики выполняют задание.
Оба полученных файла опубликовать на сервере и переслать учителю и своим друзьям по электронной почте.
Ученики выполняют задание.
5. Закрепление.
Учитель подводит итог урока – мы вспоминали сегодня, что для редактирования графической информации служат специальные программы – графические редакторы, среди которых есть достаточно простой редактор Paint, позволяющий открывать, изменять (то есть редактировать) графические файлы и сохранять их на диск. Повторили, как нужно производить эти операции, закрепили навыки владения инструментами рисования. Повторили порядок действий по выделению элементов рисунка, копирования выделения в буфер, вставки из буфера, создания рисунков различной сложности.
6. Домашнее задание.
Знать назначение графических редакторов, форматы хранения графических файлов, порядок запуска программы Paint, интерфейс, назначение команд пункта меню «Файл», «Рисунок», «Правка». Назначение и порядок работы с инструментами рисования.