Технологическая карта урока истории в 9 классе СССР на завершающем этапе Второй мировой войны


Технологическая карта урока истории в 9 классе .
«СССР на завершающем этапе Второй Мировой войны»
Учитель: Тюльпанова Тамара Алексеевна МБОУ «О(С)ОШ» г. Ангарск Иркутской области
Класс - 9
Предмет - история
Тема урока: «СССР на завершающем этапе Второй Мировой войны»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Представление о результатах:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
-метапредметные: умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе с помощью ИКТ;
- предметные:- рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту;
- объяснять значение понятий «второй фронт», капитуляция, антигитлеровская коалиция;
- представлять биографические справки об участниках войны: полководцах, солдатах;
- коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Цели урока:
познакомить учащихся с фактами (событиями) заключительного этапа Великой Отечественной войны;
формировать умение читать историческую карту с опорой на легенду, проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
отработать навык анализа исторического документа;
уметь анализировать, объяснять и различать, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий по данной теме.
Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям данного исторического периода.
Основные понятия: капитуляция, антигитлеровская коалиция, «второй фронт».
Основные персоналии: И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Г.К. Жуков.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «История. Россия в XX- начале XXI века» для 9 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. А.А.Данилов. - М.: Просвещение, 2013.
2.Ученическая презентация.
3.Электронный тест по теме «СССР на завершающем этапе Второй Мировой войны»
4. Ресурсы Интернет (видеоролик Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945г.»https://youtu.be/93CkarqAx1kИспользуемые технологии: инормационно - компьютерные технологии (работа с ресурсами ЭФУ, мультимедийная презентация PowerPoint, компьютерное тестирование, ресурсы Интернет), проектная технология, на данном уроке – это мини-проект: хронологическая таблица по изученному материалу, элементы проблемной технологии и технологии личносто-ориентированного обучения).
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
1. Организация внимания уч-ся
(1мин.) Привлечь внимание уч-ся на начало урока. Приветствует уч-ся
Проверяет готовность рабочих мест.
Создаёт положительный эмоциональный фон. Готовят рабочие места к уроку.
Приветствуют учителя. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Сотрудничество с учителем и сверстниками. 2. Мотивация
(2 мин) Убедить учащихся в
необходимости
знать факты (события) заключительного этапа Великой Отечественной войны;
Подвести учащихся к самостоятельной постановке познавательной цели. Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
-Учитель читает стихотворение «Опять о ней…»
«Я опять о ней и о ней-о беде и славе народа….»
-предлагает ученикам сформулировать тему урока.
ответить на вопрос:
«О чем мы будем говорить сегодня на уроке?»
Приходят к выводу, что темой урока будет вопрос о Завершающем этапе ВО войны.
Записываем тему урока в рабочую тетрадь: «СССР на завершающем этапе Второй Мировой войны» Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Проявление познавательной активности
Общеучебные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
3. Актуализация
знаний
(5 мин.)
Повторить пройденный материал по теме
« Вторая Мировая и Великая Отечественная война 1939-1945гг».
Контроль знаний по предыдущей теме. Даёт задание на повторение пройденного.
Раздаёт тесты-карточки.
Проводит «работу над ошибками», т.о. повторяя предыдущий материал.
Работают в тетрадях.
Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.
Сотрудничество в группе, парах.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Вывод на основе проделанной работы: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определяя качество и уровень усвоения.
Актуализируют знания по теме :
« Вторая Мировая и Великая Отечественная война 1939-1945гг»
4. Постановка цели урока
(2 мин) Выяснить военно-стратегическую обстановку к началу 1944 года.
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели:
Узнать и назвать основные события третьего периода ВО войны и Второй Мировой войны.
Выяснить каковы главные факторы Победы советского народа в ВО войне.
Учитель ставит проблемную задачу.
Подводит итог работы с картой:
к началу третьего – завершающего этапа войны Германия понесла большие потери, но оставалась сильным соперником. Германия перешла к стратегической обороне.
Озвучивает тему и учебные вопросы урока (записано на доске).
Предлагает учащимся выбрать учебные задания по силам и интересам.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Работа с учебной картой всего класса.
Чем отличается карта на стр.54 от карты на стр. 55?
Найдите и покажите на карте линию фронта в конце декабря 1943года.
Найдите линию фронта к середине декабря 1944 года. Какие территории были освобождены от немецко-фашистских захватчиков? (Учащиеся делают вывод о том, что стратегическая инициатива стала принадлежать войскам Красной Армии)
Учащиеся читают учебные вопросы, анализируют и прогнозируют и выбирают задания по силам. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
(Проблемная технология)
(Личносто-ориентированная технология) Осмысливают и прогнозируют возможности получения конкретного результата при решении задачиПланирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Анализируют, объясняют и различают, излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий, раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий по данной теме при помощи атрибуции учебной карты.
(«коренной перелом», третий период ВО войны)
5. Формирование новых знаний
(5 мин.) Изучение новой темы по плану:
1.Решающие сражения 1944года.
2.Освобождение Европы от фашизма. 3.Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции.
4.Вступление СССР в войну с Японией.
Тьютер.
Осуществляет помощь и контроль в процессе выполнения задания: правильность выполнения задания, задает отдельным ученикам вопросы, чтобы убедиться, что слабые учащиеся так же усвоили материал
Работа учащихся, решение поставленных учебных задач.
1 группа. Создает мини-проект, заполняет хронологическую таблицу «Решающие сражения 1944 года».
2 группа.
Ответьте на вопросы по разделу «Освобождение Европы от фашизма»
3 группа. Ответьте на вопросы используя ресурсы Интернет
4группа. Конференции лидеров стран антигитлеровской коалиции.
Составить таблицу Стр. 123, 127-128
5 группа. выступает с опережающим
заданием.
Представляет презентацию « Роль Жукова Г.К. на завершающем этапе Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны».6 группа. Работа с историческим источником. Прочитайте, проанализируйте текст, ответьте на вопросы.
7 группа. Готовит сообщение «Вступление СССР в войну с Японией» на основе текста учебника и карты в ЭФУ. Работа в парах.
(Проектная технология).
(Использование ИКТ).
Индивидуальная работа. Проявление самостоятельности в разных видах деятельности.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач,
восприятие предметного содержания и условия деятельности в информационных текстах Выясняют роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии. Советские полководцы.
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения учебных задач. (представление своих проектов одноклассникам)
(12 мин.) Первичное закрепление новых знаний.
Тьютер. Представление
учебных проектов
Осознание ответственности
за общее дело
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Формирование умений ориентироваться в полученной информации
При выполнении задания. Рассказывают о крупнейших сражениях ВО войны, используя карту.
Объясняют значение понятий : капитуляция, антигитлеровская коалиция, «второй фронт».
Представляют биографические справки об участниках войны: И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Г.К. Жуков.
7. Включение в систему знаний и повторение, закрепление материала, элементы подготовки к ОГЭ.
(7 мин.) Эл. Тест в ЭФУ Помогает некоторым ученикам войти в тест Используют эл. Ресурс ЭФУ
Выполняют10 заданий Осознание личной ответственности за получение знаний, подготовку к ОГЭ, выполнение тестовой работы.
Работа с ЭОР
Закрепление изученного материала и применение на практике.
8. Рефлексия деятельности
(2 мин.) Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Самооценка на основе критерия успешности.
Адекватное понимание причин успеха и неуспеха 9.Домашне задание
(2 мин.) Предложить домашнее задание разного уровня сложности.
Всем: прочитать текст параграфа 35, стр. 126-129. Выписать из текста «Итоги Второй Мировой войны».
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (каждый может выбрать задание для себя).Подготовить сообщения по следующим темам: 1.Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории (повышенной трудности) 2.Депортация народов СССР(сложный уровень)
3.Подготовить биографические справки об участниках Вов (по выбору учащихся) Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю. Домашнее задание разного уровня сложности (каждый может выбрать задание для себя).
Дифференцированные задания
Приложения. № 1. Этап актуализации знаний.
Проверка знаний.
Укажите верное и неверное утверждение
II мировая война началась 22 июня 1941г. с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций план нападения на СССР назывался “Барбаросса” в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция Приложения №2.
1 творческая группа. «Решающие сражения 1944года».
Ставка Верховного главнокомандования приказала разработать целую серию военных операций по окончательному освобождению советской территории от оккупантов – «десять сталинских ударов». 
Заполните таблицу: «Решающие сражения 1944 года»
Военная операция Дата
Снятие блокады Ленинграда ?
? 6 июня 1944
? 10 июня
? 23 июня
? июль
? август
? 31 августа
? 8 сентября
? октябрь
2 творческая группа.
Работа с ЭФУ параграф 35.
Работа с картой в электронном виде и текстом учебника.
Ответьте на вопросы по разделу «Освобождение Европы от фашизма»
Работа с картой :
1. Найдите линию фронта к середине апреля 1945г. И расскажите, где она проходила.
2. Войска каких фронтов принимали участие во взятии Берлина. Кто командовал фронтами?
3. Назовите дату падения Берлина.
4. Когда и где встретились союзники?
3 творческая группа.
1. Кто, где и когда водрузил знамя Победы?
2. Какое событие произошло в Карлхорсте 8 мая 1945года?
3. Какое событие произошло 9 мая 1945 года?
4. Какое событие произошло 24 июня 1945 года?
5. Найдите в Интернет-ресурсах видео
«Парад Победы 24 июня 1945г.» и ответьте на вопрос «Кто принимал участие в Параде, кто принимал парад? Определите настроение участников »
https://youtu.be/93CkarqAx1k 4 творческая группа. Конференции лидеров стран антигитлеровской коалиции.
Составить таблицу Стр. 123, 127-128
Тегеранская конференция
Дата:
Участники:
Основные решения
Крымская (Ялтинская) конференция
Дата:
Участники: Берлинская (Потсдамская) конференция
Дата:
Участники:
5 творческая группа выступает с опережающим заданием.
Представляет презентацию « Роль Жукова Г.К. на завершающем этапе Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны »

6 творческая группа. Проанализируйте текст, ответьте на вопросы.
И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле
24 мая 1945 год.
Товарищи, позвольте поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа!
Ответьте на вопросы:
- В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.
- Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны
7 группа. Готовит сообщение «Вступление СССР в войну с Японией» на основе текста учебника и карты в ЭФУ.
Эксперты
дата