Особенности безопасного поведения в криминогенных ситуациях


МБОУ «Джалильская гимназия»Преподаватель-организатор ОБЖ Ахмедов Ришат Рифкатович 10 класс
Тема урока: Особенности безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Тип урока: Усвоение навыков и умения решать практические задачи.
Вид урока: Комбинированный с презентацией фрагментов фильма и показа с учащимися боевых приемов.
Технология: Личностно-ориентированная.
Цель урока:
Познакомить учащихся с основами психологической защиты, методами самообороны и правомерностью их действий в условиях необходимой обороны.
Задачи урока:
Рассмотреть психоэмоциональное состояние учащихся в момент агрессии и пути ее решения;
Формировать психологическую устойчивость к криминальным проявлениям, укреплять психологическую готовность к насильственным действиям;
Рассмотреть и проанализировать различные ситуации криминального характера;
Практические приемы самообороны;
Рассмотреть статьи УК РФ о необходимой обороне.
Методы обучения: словесные, практические ( рассказ, беседа, обсуждение, показ некоторых приемов самообороны, презентация небольшого сюжета о криминальной ситуации на улице).
План урока:
Вводное слово учителя (даётся понятийный аппарат );
Жертвы преступлений;
Язык жестов;
Правила поведения при встрече с преступниками;
Правовые основы поведения в криминогенных ситуациях;
Закрепление изученного материала;
Домашнее задание.
По окончанию урока учащиеся должны знать:
знать основы психологической самозащиты;
факторы, провоцирующие насильственные действия;
внешние признаки людей представляющих опасность;
как действовать в случае преступного посягательства;
несколько приемов самообороны.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Мы живём с вами в сложное и непредсказуемое время политических, социальных, экономических и военных перемен. В такой ситуации усиливается социальная напряженность, которая ведет в частности к усугублению криминогенной ситуации, со дна поднимается обычно тихо лежащая на дне муть - злоумышленники, насильники, грабители, хулиганы, убийцы, маньяки. Многих уличных преступлений удалось бы избежать, если бы люди умели правильно себя вести в криминогенных ситуациях. Преступление – действия человека, нарушающие права другого человека, за которые установлены наказание. Преступник – человек, нарушивший права другого человека. Наша беспечность делает криминогенную ситуацию реальной. Везде и всегда можно стать жертвой преступления независимо от того, где мы находимся – дома, на улице, в магазине.
Вопрос учителя: каковы причины способствующие увеличению преступности?
Низкий уровень жизни людей, недостаток образования и воспитания.
Миграция населения
Экономическая нестабильность, появление и увеличение уровня безработицы.
Усиление расслоения населения по уровню доходов.
Распространение в обществе наркомании, алкоголизма.
Влияние средств массовой информации.
Падение уровня культуры.
2. Жертвы преступлений.
Предрасположенность части людей к совершению противоправных действий существовала всегда. Здесь представляется презентация небольшого сюжета фильма о криминальной ситуации. Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 секунд для оценки потенциальной жертвы (её моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств). Преступник отмечает всё: неуверенность взгляда, не смелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление. Можно выделить две категории людей: группу риска и тех, кто менее подвержен нападениям со стороны хулиганов. Как же надо двигаться и вести себя, чтобы языком жестов сообщать преступнику: «Я не объект нападения»?
Группа риска. Признаки неуязвимости.
Торопливая, нервная улыбка. Спокойная улыбка, уверенное выражение лица.
Нервная поза. Спокойная поза.
Тихая, неуверенная речь. Уверенный тон.
Беспокойные движения рук. Редкие, спокойные движения рук.
Сгорбленная поза, вялая осанка. Подтянутая и устойчивая поза.
Нервный, бегающий взгляд. Спокойный, прямой взгляд.
Неуклюжесть походки. Лёгкая, спортивная походка.
3. Язык жестов, тела.
Мы живем среди людей, общение с которыми иногда таит опасность. Люди вокруг нас разные. У них различные взгляды, представления о добре и зле. Умение предвидеть намерения и возможные поступки – один из ключевых моментов обеспечения безопасности жизнедеятельности. Люди могут обмениваться информацией, не произнося звука, давая понять свои желания и намерения с помощью жестов, мимикой, поз. Есть язык жестов и положений тела, которые также можно понимать. Наши мимика, жестикуляция, движения тела опережают нашу речь. Язык тела гораздо честнее нашего обычного языка.
Какие бы слова мы не говорили при встрече с незнакомым нам человеком, но насупленный вид, взгляд, положение тела выдадут нашу неприязнь. Многие люди могут понять подлинное отношение к нему. Наблюдательность – важнейший способ научиться понимать язык тела. Рассмотрим примеры. Как определить, представляет ли компания на улице опасность? Вначале посмотрите, как расположены члены компании относительно друг друга. Компания может быть «закрытой». Тела и лица членов компании повёрнуты друг к другу, они образуют своего рода круг. Они заняты общением друг с другом и не предполагают участие в их беседе кого-либо ещё. В основном такая компания не опасна для прохожих, даже если они разговаривают громко.
Если люди не образуют замкнутый круг, будьте бдительны. Их тела и лица повернуты не друг к другу, а к прохожим. Один из них что-то держит в руках. Это может быть палка, цепочка, сувенирный ножичек, ключи, что является своего рода оружием. У остальных руки в карманах. Это жест скрытности. Желание скрыть от окружающих кисти рук, а возможно и предмет, находящийся в них, представляет реальную угрозу. Важно отметить, как держат головы компания. Признаком скрытой угрозы является наклонённая вперёд голова, взгляд исподлобья, или подбородок приподнят и выдвинут вперед, ноги расставлены на ширину плеч или шире, обе руки на поясе. Угрозу представляет и двигающаяся компания. Если они идут близко друг к другу, то опасность маловероятна. Если расстояние между ними значительное, то так ведут себя те, кто хочет задеть и спровоцировать на конфликт.
Таит в себе угрозу и поза претензии на территорию. Эти позы означают: «Я здесь хозяин! Ваше приближение может быть воспринято как вторжение. В этих позах изначально заложена готовность к агрессивным действиям. Есть ситуации, когда люди осознанно провоцируют конфликт. Вызывающе громкая речь, широко расставленные ноги, разбросанные в стороны руки – всё это сигналы «Я – хозяин земли». Такие люди заранее готовы ввязаться в драку, понимая, что их поведение вызывает недовольство окружающих.
4. Правила поведения при встрече с преступником.
1) Преодоление страха.
Человек, не знающий, как действовать в уличной ситуации, испытывает страх при нападении преступника. В кровь выбрасывается большое количество адреналина, которое вызывает спазм сосудов. В данной ситуации необходимо немного задержать дыхание и не делать в первое время глубоких вдохов. Человек испытывает шок и напоминает загипнотизированного кролика. Незначительное присутствие духа увеличивает ваши шансы не стать жертвой преступника. Перед лицом опасности вашим единственным желанием должно быть желание выжить и победить. Если жертва оказывает сопротивление (словом, физическим действием), фактор неожиданности играет против самого преступника. Это справедливо во многих обстоятельствах, вне зависимости от типа инцидента.
2) Выработка уверенности.
Мы нередко встречаем информацию о том, как женщина или немощная старуха отразила нападение хулиганов, грабителей, одерживая верх за счёт решительности, внутренней уверенности своих действий. Уверенное поведение не даёт повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и, что более важно, чего не хотите. Учитель рассматривает некоторые типичные ответы уверенного человека на непрошенные выпады и угрозы: «А ну-ка, не лезь ко мне!», «Так я тебе и отдам мою сумочку!». «Да, я дура!». Можно дать время ученикам на составление примеров. Затем заслушиваются ответы, и подводиться итог.
3) Снятие напряжённости.
Успех при снятии напряжённости или завладении инициативы в опасной ситуации зависит от ваших собственных действий. Пример, когда в кафе один из хулиганов произнёс вызывающий вопрос: «Чего уставился?» «А какие, на твой взгляд, причины смотреть на тебя могут быть у меня?» - ответил официант вопросом на вопрос. Так и не найдя ответа на вопрос, парень удалился. Гражданин взял ситуацию под свой контроль.
Для снятия напряжения в любой ситуации следует:
- говорить твёрдым, спокойным голосом;
- внимательно слушать и стараться, чтобы происходил обмен фразами;
- как можно скорее уяснить для себя, что именно агрессору от вас нужно;
- дать «собеседнику» понять, что вы слушаете и воспринимаете его серьёзно;
- предложить ему перейти в другое помещение, если кто-то или что-то вызывает или усиливает раздражение агрессора;
- принять вместе с агрессором, если возможно, сидячее положение, поскольку это часто уменьшает напряжение;
4) Метод отвлечения внимания.
Отвлекая агрессора, вы можете выиграть драгоценные секунды и успеть убежать. Реакция агрессора на отвлечение внимания бывает совершенно непредсказуемой и во многом зависит от ваших действий.
Каким образом можно отвлечь внимание преступника? Выслушав ответы учеников учитель сообщает, что методами отвлечения внимания могут быть действия, направленные на то, чтобы смутить нападающего разными способами. Например выронить ручку. Сделать вид, что видите за его спиной кого-то из ваших друзей. Метод симуляции, связанный с розыгрышем, когда вы например, убеждаете оппонента в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите кошелёк, тоже хорошо срабатывает. Когда он собирается взять эту вещь, надо ошеломить его, ударив чем-нибудь по голове, что даст вам время для бегства.
5) Метод активного сопротивления.
Для полноты и интереса урока необходимо показать некоторые приемы самообороны (удар, скручивание кистей и локтей рук, освобождение от захватов) с привлечением к этому процессу самих учеников.
А. Удар наносится головой, кулаком, основанием ладони, боковой плоскостью кистей рук на уязвимые точки человека (голова, корпус, нога, коленные суставы).
Б. Скручивание кистей рук в свободном состоянии вниз и стороны.
В. Удары ногой в пах, промежность, в чашечную колену, голеностопный сустав.
5. Правовые основы в условиях криминогенной ситуации.
. Обороняющийся употребляет силу, предупреждая общественно опасное деяние. Следует помнить, что цель необходимой обороны - защита правоохраняемых интересов, а причинение посягающему вреда в процессе ее осуществления носит вынужденный характер. Измененная редакция ст. 37 УК (ч. ч. 1, 2.1 и 3), усиливает позицию обороняющейся стороны, расширяет право граждан на оборону от опасных посягательств. Наш закон исходит из того, что положения, содержащиеся в ст. 37 УК, в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Статья 37. Необходимая оборона
1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
Статья 39. Крайняя необходимость
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.Необходимо разъяснение на конкретных примерах что такое необходимая оборона и крайняя необходимость. Превышение полномочий, несоразмерность защиты от истекающей угрозы наказывается уголовным законодательством.
6. Закрепление изученного материала.
Ученики отвечают на вопросы проверяющие усвоение изученного материала.
- назовите пути преодоления страха при встрече с преступником;
- каковы основные отличия между «жертвами» и «нежертвами»;
- что вы знаете о языке жестов;
- какие приемы самообороны вам запомнились;
- какими статьями УК РФ регламентируются возможность защиты и причинение вреда нападающим.
7. Домашнее задание.
- придумать ситуации криминогенного характера и алгоритм ваших действий;
- изучить один или несколько приемов самообороны.
Список использованной литературы
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса. АСТ. 2010 г.Авторы: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, С.В.Петров, Ю.Ю.Корнейчук, Б.И.Мишин, Н.П. Красинская.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса. Просвещение, 2013. Авторы: А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников.
А.И. Ильичёв «Большая энциклопедия городского выживания».
А. Заплаткин «Психологическая подготовка на уроках ОБЖ».
В. Шишкин «Как не стать жертвой».
В. Смагин «Правила поведения в условиях криминального характера».
А.Галиев «Азбука выживания», Казань, 1996 год.
А.Коньков «Боевые искусства по системе спецназа», Москва, 2004год.
Интернет-ресурсы МО и Н РФ
Наглядные пособия.

Заявка на публикацию статьи
во Всероссийском электронном журнале «Педмастерство»
1. Заполните информацию об авторе:
ФИО (полностью) Ахмедов Ришат РифкатовичДолжность Преподаватель-организатор ОБЖ
Сокращенное наименование учебного заведения МБОУ «Джалильская гимназия»
Область Республика Татарстан
Город (поселок, село) Пгт ДжалильАдрес электронной почты rishat-ahmedov@mail.ru
Контактный телефон 8 937 612 58 38
2. Данные по статье
Название статьи Правила поведения в условиях криминогенной ситуации
Аннотация Представлен план урока по ОБЖ по данной тематике. Информационный материал как вести себя в криминогенных ситуациях учащимся. Рассматриваются психологические аспекты поведения, принятие необходимых мер при контакте с агрессивными личностями, правовые стороны обороны.
3. Укажите раздел для публикации:
Название раздела Основы безопасности жизнедеятельности
4. Заказ сертификата о публикации статьи.
Х□ желаю получить сертификат в электронном виде с доставкой по электронной почте (email) стоимостью 245 руб.
□ желаю получить бумажный диплом (на фирменном бланке «Академии педагогического мастерства») с доставкой на почтовый адрес стоимостью 325 руб.
□ скидка 30% при одновременном заказе сертификатов в электронном и бумажном виде!
сертификат в электронном виде (на бланке журнала «Педмастерство») +
бумажный диплом (на бланке «Академии педагогического мастерства») - 399 руб.
Если Вы выбрали вариант с доставкой бумажного диплома, укажите, пожалуйста, почтовый адрес доставки с индексом:
Индекс Почтовый адрес Отсылая данную заявку я подтверждаю, что ознакомлен(а) с условиями публикации материалов и даю свое согласие на размещение статьи на сайте www.pedmasterstvo.ru и не возражаю против обработки моих персональных данных.
Дата: 17 ноябрь 2015г.