Конспект урока по русскому языку на тему Ударение (общее представление).




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Орлова







КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:












Автор:
учитель
начальных классов
Новосёлова Е. А.
1 категории



2012 г.






Тема: Ударение (общее представление).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
Предметные:
-умение ставить ударение в словах, доказывать правильность своего выбора; применять на практике полученные на уроке знания;
-«открытие» случаев, когда ударение не ставится;
- «открытию» понятий «ударный» и « безударный» слог,  
- постановка и формулирование проблемы,
- осознанное построение речевого высказывания,
-поиск и выделение необходимой информации.
Личностные:
- способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ;
- навыки самостоятельной деятельности;
- Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию
Регулятивные:
– выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
-познавательная инициатива, контроль, коррекция и самооценка.
Коммуникативные:
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для аргументации своего суждения,
-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Планируемые результаты:
Учащийся научатся:
*узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,
*узнают случаи, когда ударение не ставится,
*ставить ударение в словах,
*выполнять задания творческого и поискового характера;
*контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: 
Для учителя: конспект урока, мультимедийная презентация, бубен, ложки.
Для детей: тетрадь, учебник, толковый словарик, сигнальные карточки, полоска самооце



Ход урока.

Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
Примечания

1
Организационно-мотивационный момент
1.Прозвенел звонок-
Начинается урок.
       Мы пришли сюда учиться,
       Не лениться, а трудиться,
       Работаем старательно,
       Слушаем внимательно.
Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки.
У меня сегодня таинственное и радостное настроение, как вы думаете, почему?
Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.
В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою деятельность.
Если вы готовы, сигнализируйте мне.
2.Игра-соревнование «Услышал – повтори!»
*Я хлопаю 1-11- 1-11, теперь вы
-Что мы делали руками --- УДАРЯЛИ
-КАК?1РАЗ ТИХО, 2- ГРОМКО.
*А ТЕПЕРЬ ТАК 11-111-11-111, ПОВТОРИТЕ
-Какие были удары? (тихие, громкие)
Слайд 1











Красный
зеленый

2






Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).


1. Приготовьтесь к письму.
«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
Запишите с доски дату. 4 апреля.

Слайд2



2. Минутка чистописания.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете расшифровав задание по чистописанию.
Ж-И -Б О-Р * Н-П Б-Г Д-Ё * Г-Е М-О З-Й Й-Л по рядам
Кто догадался, какие буквы нужно вставить? Что нам поможет вставить пропущенные буквы? (алфавит)
З А П О В Е Д Н И К
- Кто из вас знает что такое заповедник? Ребята, а когда мы не знаем, что обозначает слова, но хотим узнать, что нужно сделать? (обратиться к словарю)
-Какому? (толковый словарь русского языка). Откройте словарик, узнайте, что обозначает слово заповедник.
(с.21 –место, где охраняют растения и животных.
-как вы думаете в Кировской области есть заповедники?
Оказывается заповедник есть в Котельническом районе и называется он Государственный природный заповедник "Нургуш".
Он очень большой. На территории заповедника расположено 50 озер, протекает 5 рек. Там водятся лоси, кабаны, волки, барсуки, лисицы, ондатры, бобры, выдры, и очень редкое животное - русская выхухоль.

И сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по заповеднику. А чтобы наше путешествие было приятным – как вы должны учиться?
(Работать старательно, слушать внимательно)
-какие сегодня дежурные буквы?

-Кто догадался что будем писать вместо знака вопроса?
Повторим правила при письме.
«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ
3. Словарная работа.
-Кто хочет узнать кого первого мы встретим в заповеднике?
- тогда отгадайтеРЕБУС?
Заяц - Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен).
**Фразеологизмы: (устойчивое сочетание слов для названия отдельных предметов, признаков, действий)
Заячья душа----------------О трусливом, робком человеке.
**Какие пословицы и поговорки знаете о зайцах?
=За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь.
Как понимаете смысл пословиц?
**запомни! Слово ЗАЯЦ пишется с буквой Я.
** Придумайте предложение с новым словарным словом.
Запишите в тетрадь.
Вывод:- Какая буква пишется в слове заяц после буквы Я?
Слайд3


4

5
6

7


8




9
10
11

12

13
14

3
Постановка учебной задачи (проблемы)
1. У: - Внимание!  (учитель ударяет в бубен)
     - Что вы услышали?
Д: - Звук.
У: - Почему бубен зазвучал?
Д: - Был удар по нему.
У: - Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет
      деревянными ложками сильнее – слабее)
Д: - Нет. Сначала громко. Потом  тихо.
У: - А почему? От чего зависит сила звука?
Д: - От силы удара.
У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?  (об ударении)
2. Работать будем как обычно по плану. – По какому?
Что уже знаем?-----Что хотим узнать?-----Зачем?-----Удалось ли?
-Итак, что мы уже знаем об ударении?
-Что хотим узнать?
(*что такое ударение и его значение?
*как называется слог на который падает ударение?
*как называются слоги, на которые не ставится ударение?
*в каких словах ударение не ставится?)
-Зачем мы хотим это узнать?(чтобы наша речь была правильной)

15
Бубен







16

17




18



4
«Открытие» нового знания.
1.Работа с учебником.
–Что поможет нам что же такое ударение? (Учебник)
Открываем учебник на странице 39 тридцать девятой
Найдите первое упражнение. Прочитайте задание.
Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?
(чтение учителем)+карандаш
-О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?
-Почему один из слогов в слове назван ударным?
-Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)
Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)
-Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)
-А голосом? (выделяли силой голоса)
Вывод:
-Что такое ударение? ( - это выделение в слове голосом одного из слогов)
-Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется?
-А другие слоги?
Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали?(
Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (1 вслух)
2. –А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему?
-как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из2? (двухсложные), из3?
Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?
-в учебнике на с 40 есть подсказка. Найдите.
-Прочитайте.
- В каких словах ударение не ставится?
( слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё)

3.Физкультурная минутка.






19










20

21
22

23




24



**

5
Первичное закрепление.
1.Работа в тетрадях.
-Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах? Сигнализируйте.
Не все ребята умеют ставить ударение. Кто догадался, чему мы сейчас будем учиться?
(учиться правильно ставить ударение)
Послушайте стихотворение про ударение:
        Ударный слог, ударный слог!
        Он назван так недаром.
        Эй, невидимка – молоток –
        Отметь его ударом.
Приготовьтесь к письму.
«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
Чтение загадок по презентации и запись отгадок в тетрадь. (1 у доски)
ВОЛК, МЕДВЕДЬ, СЛОН, ЛИСА, БЕЛКА, ЁЖИК, ЗАЯЦ.
Выработка алгоритма:
1. Подчёркиваем гласные.
2. Делим на слоги.
3.Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.
4. Ставим ударение.
(*ударение падает на буку О , знак ударения не ставится, т. к. слово односложное, )

(берегите природу!)
-какое из данных слов лишнее? Почему?
ВЫВОД:
-Зачитайте слова, в которых мы ударение не ставили?
-Почему?

2.прочитайте слова на слайде.
***(ЗАМОК, КРУЖКИ)
Поставьте ударение. Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ)
Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК.
Послушайте стихотворение
Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок.
Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.
-Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?)
-какой слог ударный в 1 слове? Во 2 слове?
-изменилось ли написание слова? А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение).
*** Из теста сделали кружки. Из них слепили пирожки.
Компот налили в кружки: отведайте подружки!
-Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию?
ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово.
Вывод :
-Для чего нужно ударение? (определяет смысл слов)




25







26





27


28















29





30, 31,---- 32


6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Из заповедника лисичка принесла задание для самостоятельной работы. Прочитайте задание: Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ.
Мы сегодня ели
Комар подлетел к
Собака сидит у
У рубахи был вышит
2. Проверка: чтение предложений учащимися.
3.вывод:
-Чем похожи предложения у лисички?
-Чем отличаются?
-Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)
3. ** Запишите слова по рисункам. Поставьте в них знак ударение.
БЕЛКА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ.
** Проверка. (чтение детьми по 1 слову, с указанием куда падает ударение)
33








34

7
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
БЕЛОЧКА предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте.
Расположи предложения так, чтобы получился рассказ.
. Запиши 1предложение в тетрадь.
. Поставь над словами ударение.
Самостоятельная работа.
Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.
Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)
35







36

8
Рефлексия деятельности.
-Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
-Что такое ударение?
-Какой слог называется ударным?
- Какой слог называется безударным?
-Когда в словах не ставится знак ударения?
-Оцените свою работу на уроке? Просигнализируйте:
Молодцы! Спасибо за урок!
Все встали. Урок окончен.









37














13PAGE 15


13PAGE 14215




"УДАРЕНИЕ.
(ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)".Arial Black 
·