конспект урока на тему : Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. (8 класс)

Урок химии в 8 классе.
Тема: Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.
Цель: Формирование у учащихся знаний о составе воздуха и проблемах, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.
Задачи:
Формирование у учащихся понятий о вещественном составе, применении, охране от загрязнений и значении воздуха.
Развитие практических навыков учащихся при выполнении лабораторного опыта и решении химических задач.
Воспитание самостоятельности у учащихся на уроках химии при выполнении лабораторного опыта и решении задач, привитие уважительного отношения к природе и необходимости охраны воздуха от загрязнений.
Оборудование: химический стакан, стеклянная чашка, резиновая груша, свеча, спички.
Ход урока
Вводно-эмоциональный момент.
(Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки).
Ребята послушайте стихотворение
Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет? (По А. Матутиа)
- Как вы думаете, о чем идет речь?
- А что такое атмосфера?
- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
- Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о воздухе, его вещественном составе, значении и проблемам охраны атмосферного воздуха от загрязнений.
Актуализация знаний учащихся.
Откройте рабочие тетради и запишите число и тему урока «Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений».
В прочитанном стихотворении есть строчка: «Да притом не видно было», а как вы думаете: можно ли увидеть воздух?
Опыт 1. В сосуд с водой опускаем пробирку вверх дном, медленно наклоняем. Что вы наблюдаете? (Из стакана выходят пузырьки воздуха, а в стакан входит вода). А как еще можно увидеть воздух?
Мы слышим шум воды, стук двери, а можно ли услышать воздух?
Опыт 2. На столах у вас лежит резиновая груша. Возьмите ее в руки и резко сожмите. Что вы слышите? (с шумом воздух выходит из резиновой груши). С чем еще можно провести такой опыт?
Мы можем дотронуться до парты, книги, воды, мы чувствуем их кожей пальцев. Можно ли осязать воздух?
Опыт 3. Сожмите резиновую грушу и направьте на руку. Что вы ощущаете? (Прикосновение воздуха к руке). А где еще можно ощущать воздух?
Итак, из опытов мы видим, что воздух есть, но мы его не замечаем. Воздух – газообразное вещество, которое заполняет все пустоты. А однороден ли воздух?
Изучение новой темы.
Опыт 4. Закрепить свечу в сосуде и наполнить водой. Поджечь свечу и накрыть химическим стаканом. Что вы наблюдаете? Какой газ поддерживает горение? Почему потухла свеча? Почему вода поднялась в стакан?
- Какой газ входит в состав воздуха?
- Почему вода поднялась только частично?
Значит, в состав воздуха входят и другие газы. В 1774 г. Французский ученый А.Лавуазье доказал, что воздух – это смесь газов – в основном кислорода и азота. Прочитайте §26 стр.70.
- Какие газы, кроме кислорода и азота, входят в состав воздуха?
Заполните таблицу
Составные части
Содержание газов в процентах


По объему
По массе

Азот
Кислород
Благородные газы (в основном аргон)
Углекислый газ
78,08
20,95
0,94

0,03
75,50
23,10
1,30

0,046


Сообщение учащегося: «В атмосфере Земли примерно 78% азота и 21% кислорода. При обыкновенной температуре эти вещества друг с другом не реагируют. Но в двигателях внутреннего сгорания образуются оксиды азота. Эти оксиды сильно отравляют воздух и образуют в городах смог »
Кроме вышеуказанных веществ, в составе воздуха находятся пары воды, содержание которых колеблется от условий.
- Как вы думаете: от чего зависит содержание водяных паров в воздухе?
В результате природных явлений и деятельности человека в атмосферу поступают такие газы, как оксиды азота, оксиды серы, сероводород. Это кислотные оксиды, которые, растворяясь в водяных парах, образуют кислоты. Кислоты выпадают на землю в виде кислотных дождей.
Сообщение учащегося: «В 1860 г. в атмосфере воздуха содержалось 0,0028% углекислого газа. В настоящее время - достигает 0,035-0,036%. Оказывается, что повышение содержания углекислого газа замедляет остывание поверхностных слоев Земли, а это может привести к ускорению таяния ледников (порождает так называемый «парниковый эффект»).

Составим и запишем в тетрадь кластер «Загрязнение атмосферы»
Загрязнение атмосферы



Искусственное Природное
(антропогенное).
Связано с попаданием в атмосферу:
1)Твёрдых частиц (цементная и резиновая автомобильная пыль, пыль горно-металлургических предприятий и т.д.).
2)Газообразные веществ (углекислый и угарные газы, оксиды серы и азота, метан и аммиак, углеводороды и другие летучие соединения -бензин, растворители и т.д.).
3)Радиоактивных веществ, поступающих в воздух в результате взрывов атомных и ядерных бомб, аварий на АЭС, добычи урана.
4)Свинца и других тяжёлых металлов.


В атмосферу попадают газы, выделяющиеся в результате горения лесов, извержения вулканов, биохимических реакций.
Особое значение имеет естественная атмосферная пыль. Она образуется при выветривании горных пород, эрозии почв, лесных и торфяных пожаров. В атмосфере она создаёт ядра конденсации, без которых было бы невозможно образование осадков: снега, дождя.
Воздушный океан – место обитания всего живого, поэтому защита его от загрязнений – главная обязанность всех людей.
- Что надо сделать, чтобы воздух уберечь от загрязнений?
Запишите в тетрадь:
1)Производить очистку выбросов в атмосферу от твёрдых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов и т.д.
2)Применять малоотходные и безотходные технологии.
3)Использовать экологически чистые виды энергии.
4)Добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путём совершенствования конструкций двигателей и применения катализаторов, создавать новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе.
В нашей стране охрана воздуха подтверждено статьей Конституции РК «О защите атмосферы» (зачитать выдержку из статьи).
Закрепление знаний учащихся
Охарактеризуйте применение на практике каждого из компонентов, входящих в состав воздуха.
Чем объяснить, что при сжигании в топках уголь и мазут заменяют природным газом.
Почему сера в кислороде сгорает быстро ослепительно ярко голубым пламенем, а на воздухе – менее активно – фиолетовым пламенем?
Почему на последних уроках начинает болеть голова, если класс не проветривали на переменах?
Азот в переводе означает «безжизненный». В составе воздуха его 78%. Почему же на нашей планете существует жизнь?
Домашняя работа: §26 (читать), выполните задание: I уровень. Из списка SiO2, SO2, CO, NO2, SO3 выберите оксиды, которые приводят к образованию кислотных осадков. Напишите уравнения реакций
II уровень. Какое влияние образующиеся кислотные осадки оказывают на экосистему (выберите одну из предложенных): озеро Кустовое, садовые участки около г.Петропавловска, темнохвойный лес около нашего села?
III уровень. Предложите способы защиты выбранной экосистемы от действия кислотных дождей
Творческое задание: В произвольной форме опишите естественные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов в нашем районе.
Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Сегодня на уроке я узнал
Вызвало затруднение..
Было необычным .
Теперь я могу
Мне это пригодится.