Исследовательская работа на тему Влияние массы школьного ранца на здоровье ученика


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 35»
Номинация: «Человек и здоровье»
Влияние массы школьного ранца на здоровье ученика
научно-исследовательская работа
Выполнила: Е. М. Королева
ученица 7 «Б» класса
МБОУ «Школа № 35»
Руководитель: О. В. Порошина,
учитель биологии
МБОУ «Школа № 35»
Полысаевский городской округ
2015г.
Содержание
Стр.
Введение ______________________________________________________ 3
Глава 1. Осанка человека_________________________________________ 5
Что такое осанка?__________________________________________ 5
1.2. Классификация типов осанки (классификация Штафеля)__________ 6
Значение осанки в жизни человека___________________________ 6
Глава 2. Выбор школьного портфеля______________________________ 6
2.1. Виды сумок для учащихся____________________________________ 6
2.2. Гигиенические требования к школьным портфелям, ранцам и к аналогичным изделиям для детей_________________________________ 7
Глава 3. Практическая часть_____________________________________ 9
3.1. Результаты анкетирования____________________________________ 9
3.2. Результаты измерений массы портфелей учащихся 6 б класса_______ 9
3.3. Результаты медицинских исследований_________________________ 10
Выводы________________________________________________________ 11
Заключение_____________________________________________________ 11
Список литературы_______________________________________________ 13
Приложения ___________________________________________________ 14
Введение
Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Вот и мы с мамой отправились в магазин. Этого радостного события я очень ждала. Портфель является одним из главных атрибутов школьника. Всем хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября мы любим рассматривать портфели одноклассников. Я иду в шестой класс, стала уже почти взрослой. Мне хотелось, чтобы и портфель это подчеркивал. Но при выборе портфеля у нас с мамой возникли разногласия. Мама хотела, чтобы портфель был удобным, а мне очень хотелось, чтобы он был красивым. Но мама меня убеждала, что яркие портфели не всегда бывают безопасны для здоровья.
По статистическим данным, в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в  детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место. Меня заинтересовал этот вопрос. И я решила узнать о видах школьных портфелей, познакомиться с мнением врачей и исследовать портфели учеников пятого – шестого классов нашей школы для того, чтобы в дальнейшем я и мои товарищи сумели выбрать портфель правильно.
В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
  Цель: доказать, что тяжелый ранец вредит здоровью.
  Задачи
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Проанализировать сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать.
3. Описать, как тяжелый ранец влияет на осанку школьника.
4. Провести эксперимент и опрос учащихся
5. Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: осанка ученика
Предмет исследования: школьный портфель
Участники исследования: учащиеся 6б класса.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
В работе использованы методы исследования:
подбор и изучение материала по теме;
опрос в форме анкетирования;
практическая работа: взвешивание портфелей и учебных принадлежностей.
Глава 1. Осанка человека
Что такое осанка?
Осанка-это положение головы и туловища в состоянии стоя, сидя и в режиме хождения.
Если говорить на профессиональном языке, то осанка–это биомеханический параметр человека, который обуславливается тремя составляющими: скелетным балансом, мышечным балансом и двигательным стереотипом.
Осанка определяется особым выстраиванием в цепь отдельных сегментов тела. Сегменты тела-это единицы тела, которые объединены общим принципом расположения относительно друг друга. На формирование осанки человека основное влияние оказывают: шейный, грудной и поясничный сегменты (всего 8 сегментов тела), а также стопы. И, конечно же позвоночный столб, который отвечает за обеспечение поддержания вертикальной позы в состоянии покоя и при движении. Именно позвоночник связывает в единую цепь голову, плечевой и тазовый пояса. И именно позвоночник имеет наибольшее значение в формировании правильной осанки.
У взрослого человека позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости: лордозы и кифозы. Изгибы выпуклостью вперед называются лордозами, изгибы назад - кифозами.
1.2. Классификация типов осанки (классификация Штафеля)
а) Нормальная осанка[Приложение 1]-наблюдаются нормальные изгибы позвоночника; сбалансированное положение головы, грудной клетки, и стоп; небольшой наклон таза вперед. Нормальная осанка–это эталон, такой осанкой обладают не более 5 % осмотренных пациентов.
б) Тип осанки с круглой и сутулой спиной- HYPERLINK "http://www.ortho-m.ru/dictionary-of-diseases/17-kifoz.html" \o "Гиперкифоз. АзБука заболеваний" \t "_blank" кифотическая осанка-наличие избыточного грудного кифоза; смещение головы вперед; наклон таза и грудной клетки назад; живот обычно выпячивается. Такая осанка чаще встречается у женщин, чем у мужчин.
в) Тип осанки с плоско-вогнутой спиной-наличие избыточного лордоза в поясничном отделе; таз наклонен вперед. Редкий тип осанки.
г) Тип осанки с плоской спиной–таз наклонен назад; практически полное отсутствие грудного кифоза. Редкий тип осанки.
д) Тип осанки с кругло-вогнутой спиной- HYPERLINK "http://www.ortho-m.ru/dictionary-of-diseases/20-lordoz.html" \o "Лордотическая осанка. АзБука заболеваний" \t "_blank" лордотическая осанка-наличие избыточного грудного кифоза и поясничного лордоза; грудная клетка наклонена назад; таз наклонен назад. Распространенный тип осанки.
1.3. Значение осанки в жизни человека
Нормальная осанка–это не только важный термин, который определяет положение сегментов тела относительно друг друга. Прежде всего, для обывателей, незнакомых с медицинскими терминами, правильная осанка– это показатель физического здоровья; это профилактика заболеваний позвоночника; это залог красивого внешнего вида.
Глава 2. Выбор школьного портфеля
2.1. Виды сумок для учащихся
Прежде всего, следует определиться, что вы хотите купить: ранец, портфель, рюкзак или сумку. Оказывается, что очень многие ученики и даже их родители, не знают какая между ними разница. Я изучила литературу и вот что выяснила.
Портфель имеет твердые стенки и одну ручку сверху, а изготавливается обычно из кожи либо кожзаменителя. Сегодня портфели в магазинах школьных принадлежностей практически не встречаются и не рекомендуются ортопедами, но мы по привычке пользуемся обобщенным термином «портфель» для обозначения сумки школьника.
Ранец имеет множество отделений для хранения школьных принадлежностей, а главное–у него жесткая основа с укрепленными нижними углами. Она приучает ребенка держать позвоночник в правильном положении, защищает спину от давления выступающих изнутри предметов и предохраняет содержимое самого ранца в случае падений.
Рюкзак в этом отношении уступает ранцу-так как у него обычно мягкая спинка, поэтому рюкзаки больше подходят для старших школьников. Сегодня можно встретить модели, сочетающие в себе признаки ранца и рюкзака-у них жесткая спинка, но мягкий корпус. Такие модели вполне подходят для детей любого возраста, если они удовлетворяют всем остальным условиям, о которых речь еще впереди.
Сумки, которые вешаются на одно плечо-серьезное испытание для детского позвоночника и прямая дорога к сколиозу, поэтому из всех вариантов этот-наименее желателен.
2.2. Гигиенические требования к школьным портфелям, ранцам и к аналогичным изделиям для детей
C первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира.[5] Весь этот мир вещей в первую очередь должен защитить ребенка от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
 Использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.
Решением комиссии таможенного союза от 28.05.2010г. № 299 (ред. от 07.04.2011г.) «О применении санитарных мер в таможенном союзе» и санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ранцы, рюкзаки, портфели для детей, размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать следующим требованиям:
- длина (высота)-300-360 мм- высота передней стенки-220-260 мм- ширина-60-100 мм- длина плечевого ремня, не менее-600-700 мм- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее-35-40 ммдопускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.  
вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов–не более 1000 грамм, безопасный для здоровья детей и подростков вес содержимого школьного рюкзака или портфеля не должен превышать 3,7 кг,
для учащихся 3-6 классов – 2,2 кг,
7-8 классов – до 3,3 кг,
9-11 - от 3,2 до 3,7 кг.
Для того, чтобы обеспечить условия безопасного использования ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка;  
 ранец должен иметь достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса, а для детей начальных классов ранцы обязательно должны быть снабжены формоустойчивой спинкой;
портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям;
материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы ранцев, рюкзаков, портфелей не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия. Материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным. При использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки. 
Глава 3. Практическая часть
3.1. Результаты анкетирования
В качестве первого этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие 19 человек- учащиеся 6 Б класса. [Приложение № 3 ]Из таблицы 1 видно, что 16 учащихся класса-рюкзаки, у 3-х сумки. Сумка на одной лямке может быть причиной искривления позвоночника из-за неравномерности нагрузки. Это может повлечь за собой развитие заболеваний позвоночника у большинства опрошенных ребят.
На вопрос: На что обращаете внимание при покупке портфеля - получили следующие результаты.
Из таблицы 1 видно, что больше всего учащиеся обращают на вес портфеля.
11 учащихся посчитали, вес портфеля нормальным, т.е. они не считают его тяжелым. Один ученик сказал, что у него легкий портфель.
Отвечая на 4 вопрос 2 ученика признались, что не постоянно носят школьные принадлежности.
Всем опрошенным ребятам их школьные портфели нравятся.
14 ребят прислушиваются к мнению родителей при выборе портфелей.
3.2. Результаты измерений массы портфелей учащихся 6 б класса
Следующим этапом моей работы стало изучение веса портфеля. Для этого я взвешивала портфель каждого ученика в течение недели. Высчитала среднее значение и занесла его в таблицу. Средний вес портфеля был рассчитан как среднее арифметическое число, исходя из веса портфеля, измеренного в 6 учебных дней и поделенного, соответственно, на 6.
У медицинского работника школы я узнала вес каждого ученика. Правильный вес ранца с принадлежностями должен составлять 10% от массы учащегося. Результаты работы вы видите в таблице.
Таким образом, по данным таблиц 2 [Приложение 4] видно, что вес пустого портфеля у всех учащихся соответствует норме: для обучающихся средних и старших классов–не более 1000 грамм.
Результаты взвешивания портфелей со школьными принадлежностями показали, что у 7 учеников 6 класса вес портфеля превышает допустимую норму. У остальных вес ранца не превысил гигиеническую норму. При этом ранцы–тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы. Избыточный вес ранца увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.
Я решила выяснить, почему наши портфели такие тяжелые. Взвесила учебники и все школьные принадлежности. Результаты занесены в таблицу № 3.[Приложение 5] Как видим, вес большинства учебников не соответствуют гигиеническим норма-400 г для учеников 5-6 классов, а значительно превышают ее. Это одна из основных причин избыточного веса наших портфелей.
3.3. Результаты медицинских исследований
Проанализировав личные медицинские карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у учащихся моего класса стоит достаточно остро: сколиоз -3 человека, нарушение осанки – 5 человек из 19 исследуемых. Возможно, что причиной этих нарушений как раз и послужили тяжелые портфели.
Выводы
Своим исследованием я подтвердила выдвинутую гипотезу: между школьным ранцем и здоровьем существует прямая связь. В результате проведённых исследований мной были получены следующие выводы:
1. Из литературных источников я узнала, что существуют различные виды школьных портфелей, среди которых выделила 4 основных.
2. Основной нормой СанПиНа относительно школьного портфеля является его вес.
3. Я узнала, какие есть типы осанок.
4. Результаты проведенного анкетирования показали, что большинству опрошенных учащихся, помощь в выборе школьного портфеля оказывают взрослые. Решающими факторами при покупке портфеля являются размер, наличие карманов, вес, рисунок.
5. Проведенный эксперимент показал, что реальный вес портфеля у многих выше допустимой нормы.
6. Из медицинских карт мы выяснили, что 15% учащихся 6 класса имеют сколиоз, 26%-нарушение осанки.
Заключение
Данная работа была для меня не только интересной, но и полезной, и её результаты позволят мне и моим товарищам сохранить и укрепить своё здоровье.
Для уменьшения тяжести портфеля мы предлагаем основные рекомендации:
Родителям
- не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика школы – 500 -1000 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

Учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Список литературы
Андреева, В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации [Текст]. – Воронеж, 2007. – 202 с.
Лопанин, А. Тяжелая ноша [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://timix.nios.ru, 15 октября 17:51:14. – Заглавие с экрана. – Яз. Рус.
Нарушение осанки: причины, виды, профилактика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medinfa.ru, 12 ноября 12:14:23. – Заглавие с экрана. – Яз. Рус.
На что стоит обращать внимание при покупке портфеля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school19.stbur.ru, 24 ноября 19:15:27. – Заглавие с экрана. – Яз. Рус.
Новые СанПиН не позволят ребенку носить тяжелый портфель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kzn.ru, 29.08.2011 13:17: 14. – Заглавие с экрана. – Яз. Рус.
Протасов, Б.И. Что такое осанка? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.osanka.ru, 29 ноября 16:19:22. – Заглавие с экрана. – Яз. Рус.
Приложения
Приложение № 1

Приложение № 2
Анкета для учащихся.
1.Тип вашего школьного портфеля:
А) Портфель Б) ранец
В) рюкзак Г) сумка
2. На что обращаете внимание при покупке портфеля:
А) на рисунок Б) на наличие карманов
В) на размер Г) на вес
3.Оцените вес своего портфеля:
А) Тяжелый Б) легкий
В) слишком тяжелый Г) нормальный
4. Всегда ли вы носите в школу все необходимые школьные принадлежности
А) да, всегда Б) нет, не всегда
В) иногда
5. Как вы относитесь к своему портфелю:
А) Нравится Б) не нравится
6. Кто выбирает вам портфель:
А) самостоятельно Б) с родителями
В) только родители Г) это подарок

Приложение № 3
Таблица 1. Результаты анкетирования
Вариант ответа
Вопрос
Портфель Ранец Рюкзак Сумка
1 Тип школьного портфеля 16 3
2 На что обращают внимание при покупке портфеля На рисунок На наличие карманов На размер На вес
5 7 7 16
3 Самостоятельная оценка веса портфеля Тяжелый Легкий Слишком тяжелый нормальный
5 1 2 11
4 Ношение в школу всех школьных принадлежностей Всегда Не всегда иногда 14 2 3 5 Отношение опрошенных учащихся к своим портфелям
Нравится Не нравится 19 0 6 Самостоятельность при выборе портфеля Самостоя-
тельноС родителями Только родителями Подарок
5 14 Приложение № 4
Таблица 2. Результаты измерения веса портфелей в 6 класс
Ф.И. учащегося Масса ученика, кгВес пустого портфеля Норма массы портфеля (10% от массы ученика), кгСредняя масса портфеля ученика, кг% массы портфеля от массы учащегося
1.Асаулов Илья 40 350 4 4,2 10,5
2.Алфимова Светлана 48 500 4,8 3,9 8,1
3. Бауэр Елизавета 54 500 5,4 6 11,1
4. Богомолова Татьяна 31 300 3,1 3,9 12,5
5. Борзенкова Алина 39 300 3,9 3,8 9,7
6.Вершинин Николай 44 300 4,4 2,1 4,7
7. Ерлин Александр 49 500 4,9 3,1 6,3
8. Журавлева Алена 44 600 4,4 4,2 9,5
9. Колотовкин Захар 48 400 4,8 2,3 4,7
10. Королева Екатерина 36 400 3,6 3,9 10,8
11. Кулешов Алексей 45 300 4,5 4,1 9,1
12. Малышко Никита 43 500 4,3 3,1 7,2
13. Морзаков Максим 54 400 5,4 4,1 7,5
14. Пермяков Влад 42 500 4,2 3,2 7,6
15. Попов Данил 48 500 4,8 3,6 7,5
16. Ретих Алина 54 500 5,4 3,9 7,2
17. Равжаев Алексей 27 300 2,7 4 14,8
18. Старосотникова Александра 31 300 3,1 3,8 12,2
19. Трушков Игорь 61 400 6,1 3,6 5,9
Приложение № 5
Таблица 3. Вес школьных принадлежностей
Учебник Вес
6класс
Русский язык 390
Литература 410
Математика 425
Английский язык 805
История 325
Биология 410
География 365
Обществознание 475
Информатика 260
Тетради на печатной основе: Биология 95
Математика 145
Английский язык 240
Атлас по географии 96
Атлас по истории 65
Школьные принадлежности Дневник 190
Тетрадь общая 88
Тетрадь 12 листов 44
Ручка 6
Простой карандаш 6
Ластик 6
Линейка 24
Цветные карандаши (12 шт) 74
Пенал 80