Дидактический материал по русскому языку 4 класс


Дидактический материал по русскому языку
для 4-го класса
Дидактический материал по русскому языку для 4-го класса
Тема Номера карточек
1. Повторение пройденного в 3 классе
Правописание гласных и согласных в корне слова
Части речи
2. Однородные члены предложения:
3. Части речи:
1). Имя существительное2). Имя прилагательное3). Местоимение4). Глагол  
№1-2№1-6
№1-7
№. 1–4№. 1-7№. 1-5№. 1-13
Повторение пройденного в 3 кл.
Правописание гласных и согласных в корне слова. №1.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. На какие две группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните столбики своими примерами.
Сно..., лу..., обу...ь, поко..., пло..., верблю..., фла..., медве...ь, жира..., пару..., мор..., самолё..., поез....
№ 2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.
Грус...ный, радос...ный, несчас...ный,И прелес...ный, и ненас...ный,Злос...ный, пос...ный, час...ный, мес...ный,Неизвес...ный, ус...ный, чес...ный.
Повторение пройденного в 3 кл.
Тема: «Части речи».
№1.
Прочитайте. Спишите. У имён существительных укажите склонение, число.
Что такое вышина?Тучи, ветер, тишина,А за тучами гуляютСолнце, звёзды и луна.Эту чудную картинуЯ увидел из окна!
№ 2.
Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу.
Чищу овощи для щей.Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо!
№ 3.
Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него.
Родной, далёкий, близкий,Чужой, знакомый, низкий. Плохой, хороший, милый, славный, Весёлый, ласковый, забавный. Кто смог слова все прочитать, Тот скажет, как их называть.
Повторение пройденного в 3 кл.
Тема: «Части речи».
№ 4.
Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.
Однажды паук Поскользнулся на стенке И на пол свалился, Задев табурет. Упал табурет — Раскололся паркет, И дом развалился.А так как стоял этот дом На пригорке, То с грохотом дом Покатился по горке, Запрыгал и в речкуширокую — Хлоп!Засыпало речку, Случился потоп. И всё потонуло: Долины и горы, Деревья и камни, Трава и заборы.
№ 5.
Что означают эти фразеологизмы? Соедини фразеологизмы с их значениями линиями.
От корки до коркиЗнать назубокВилами на водеЗарубить на носуКрасная строкаЛезть на рожонНа лбу написаноВтирать очкиПеремывать косточкиСпустя рукава красивая буквавсе сомнительно, неяснозапомнить крепко-накрепкопревосходно выучитьнадувать, обманыватьот начала до концаделать что-нибудь лениво, нехотя, медленнодействие, обреченное на провалясно по выражению лицасплетничать, злословить, судачить.
Повторение пройденного в 3 кл.
Тема: «Части речи».
№ 6.
Какие фразеологизмы мы употребляем, когда хотим сказать...
1. Расти очень быстро и в изобилии.2. Очень похожи друг на друга.3. Очень сильно дрожать.4. Внезапно появился, возник.5. Делать что-либо вяло, неторопливо, без всякого желания.6. Задремал на мгновение и опустил голову.7. Нестись, мчаться очень быстро, стремительно, с большой скоростью.8. Одежда, пропускающая холод.9. Оказался в глупом, неловком положении.10. Под надежной охраной.
Найди правильные ответы.
Как сонная муха. Как две капли воды. Клевать носом. Сел в лужу. На рыбьем меху. Как с неба свалился. Как грибы после дождя. Нестись на всех парусах. За семью замками. Дрожать как осиновый лист.
4 класс. Тема: «Однородные члены предложения»
№ 1.
Прочитайте. Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.
1. Вот мужик думал-думал взял кота посадил в мешок завязал и понёс в лес.2. Принёс волк барана ободрал шкуру и стоит в раздумье. 3. Заколол бедный крестьянин гуся сложил его в мешок и понёс помещику. Зашёл он к помещику стал здороваться кланяться сгибаться во все стороны.
№ 2.
Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.
1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать.2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш.Перро)3. По дороге Элли находит друзей — Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А.Волков)4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Проказница Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И.Крылов)5. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. (Ф.Тютчев)
№ 3.
Прочитайте. Как можно украсить салат? Спишите, вставляя пропущенные запятые.
Подавая на стол салат, можно красиво украсить его. Для украшения салатов обычно берут: петрушку яйца морковь свёклу репу зелёный лук кусочки яблок зеленый горошек репчатый лук. Вот у вас есть всё необходимое. Попробуйте украсить готовый салат сами. Как? Это будет зависеть от вашего вкуса изобретательности умения. Украсить готовый салат – это тоже своего рода искусство!
4 класс. Тема: «Однородные члены предложения»
№ 4.
Прочитайте. Запишите рецепт приготовления винегрета. Расставьте запятые.
Для приготовления винегрета возьмите вареный картофель свёклу морковь солёные огурцы антоновское яблоко квашеную капусту лук. Всё это нарежьте и заправьте растительным маслом уксусом. Соль сахар кладут по вкусу. Приятного аппетита!
№ 5.
Прочитайте. Запишите толкования слов бортник и бортничество. Объясните их происхождение.
Когда человек приручил пчелу, мы не знаем. Но мёд он оценил очень давно. Мёд диких пчёл собирали ещё первобытные люди.Шло время, и люди стали специально разыскивать пчелиные гнёзда и добывать мёд и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных деревьях дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево раньше называли борть. Поэтому людей, которые устраивали для диких пчёл искусственные дупла, способствовали расселению пчёл и потом добывали мёд и воск, называли бортниками. А такой способ пчеловодства — бортничеством.
№ 6.
Прочитайте. Как называют жителей Москвы? Объясните значение слова Подмосковье. Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.
Если ты родился в России, она твоя Родина, а ты — россиянин. Жителей Москвы зовут москвичами. Их малая родина — Москва. Всё, что около Москвы, называют Подмосковьем. Это небольшая часть нашей страны, и если ты родился и живёшь в Подмосковье, то это твоя малая родина.Подмосковье больше, чем Дания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Албания.Подмосковье, как и Москва, горело в пожары вытаптывалось вражескими войсками оборонялось строилось заново трудилось развивалось и становилось важным центральным районом всей Руси.
4 класс. Тема: «Однородные члены предложения»
№ 7.
Прочитайте. Попробуйте восстановить текст. Найдите абзац, который лучше поставить первым в данном тексте, вторым, третьим. Расставьте запятые.
ЧЁРНЫЙ ДРОЗД
Кормится дрозд на земле: листья опавшие перевёртывает червячков да личинок под ними собирает.Красивая эта птица: сама чёрная, как сажа, а клюв и ободки вокруг глаз — жёлтые. И вся она такая блестящая стройная.Сядет солнышко наступит вечер вылетит дрозд на вершину дерева спрячется в ветках — и поёт. Голос у него свистовой громкий торжественный но будто задумчивый печальный.
(В.Флинт)
4 класс. Тема: «Имя существительное».
№1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите имена существительные в два столбика: в первый – имена существительные в единственном числе, во второй – во множественном.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
№ 2.
Прочитайте. Запишите слова в две группы – по склонениям.
Чистильщик, цемент, центнер, щавель, алфавит, доска, досуг, квартал, магазин, свекла, столяр, каталог, танцовщица.
№ 3.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончание имён существительных: укажите склонение, падеж.
Эту историю о девочк... и Белочк... ра...казал мне воробей Чин, мой старинный друг, большой знаток горо...ской и л...сной жизн... .Была ос...нь, парк обл...тел, в углу тлела куча опавших листьев, и в воздух... пахло дымком.Гуляющих в парк... было мало. Я с...дел на своей любимой скамейк... под старым топол... и грус...но см...трел на ре...ких прохожих.
№ 4.
Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж.
Элли подобрала у края дорог... толстую ветку и предложила её Страшил... вместо трост... . Сначала Тотошк... не нравился новый спутник. Он бегал вокруг Страшил... и обнюхивал его, считая, что в солом... внутри кафтана есть мышиное гнездо.
4 класс. Тема: «Имя прилагательное».
№ 1.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.
ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Ночью стар... сосна,Полусонн... со сна,Шепчет маленьк... детишкам,Озорным соснов... шишкам:"Тихо, шишки, не шалите!Лучше спите, крепко спите..."
№ 2.
Спишите. Озаглавьте текст. Вставьте окончания прилагательных, обозначьте падеж.
А весенн... солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весенн... ветерок, прилетевший с тёпл... моря. Набухли почки на берёзах, а мохнат... ветви елей покрылись мягк... светл... почками. Это были молод... побеги новой хвои, выглянувшие зелён... глазками. Через мокр..., почерневший снег пробился своей жёлт... головкой первый подснежник.
№ 3.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзов... опушках зацвела иван-да-марья, показались лилов... колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душист... ночн... фиалки. А у глух... ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.
№ 4.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания к схеме: прил. + сущ.
Осень, глуб... осень! Сер... небо, низк... , тяжёл..., влажн... облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн... чаще, куда летом не проникал глаз человеческ... . Стар... деревья давно облетели, и только молод... отдельн... березки сохраняют ещё свои увядш... желтоват... листья.
4 класс. Тема: «Имя прилагательное».
№ 5.
Прочитайте. Озаглавьте текст. Какими увидел осенние листья автор? Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Сколько разноцветн... корабликов сегодня на нашем пруду: желт..., красн..., оранжев... — целая флотилия!Все они прилетели сюда по воздуху.Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветн... стеной окружающих наш красив... пруд. Теперь пока летят всё больше кленов...: они раньше других пускаются в путь – в своё перв... и последн... путешествие. А какие между ними есть нарядн..., просто прелесть! Вот плывёт целый отряд совсем пунцов..., — так и горят на солнышке! Это всё, должно быть, с того пышн... клена, который красуется вон там, на берегу, разрумянившись на славу.
№ 6.
Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы.Бел... как снег, с блестящ... , прозрачн... небольшими глазами, с черн... носом и черн... лапами, с длинн... , гибк... и красив... шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелён... камышей по тёмно-син... гладк... поверхности воды.
№ 7.
Прочитайте. Что вы знаете об оренбургских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.
Может быть, вы слышали об оренбургск... пухов... платках? Они очень красив..., тепл... и такие тонк..., что больш... платок можно легко пропустить сквозь маленьк... колечко. Эти знаменит... на весь мир платки делают из пуха коз оренбургск... породы. Она выведена в нашей стране — в Оренбургской области.
4 класс. Тема: «Местоимение».
№ 1.
Прочитайте. Почему в некоторых предложениях местоимение вы пишется с большой буквы? Спишите.
1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (А.Пушкин)2. Геннадий Сергеевич, Вы бывали в наших местах?3. Ребята, вы читали эту книгу?4. Ольга Петровна, ребята Вас уже ждут.
Придумайте и запишите предложения с местоимением 2-го лица в вежливой форме.
.
№ 2.
Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы названия басен И.А. Крылова, из которых взяты эти предложения?
1. Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ... мастерица?2. Очков с полдюжины себе ... достала.3. Как, милый Петушок, поёшь ... громко, важно!4. Кумушка, ... странно это: да работала ль ... в лето?5. Смотри, уж ... хрипишь, а ... себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает.6. А ... , друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения. Определите их лицо и число.
4 класс. Тема: «Местоимение».
№ 3.
Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род?
КОТ УСПОКОИЛСЯ
— Ну ничего, Дядя Фёдор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезёт.Так они и сделали. Скоро трактор исправляться начал. А вообще-то он был весёлый. Кабина пластмассовая, голубая, а колёса железные. И смазывать его надо было не машинным маслом, а подсолнечным.
№ 4.
Прочитайте. Спишите. У местоимений укажите лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами.
Страшила тоже пошёл в лес. Ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью, как днём, это не причиняло никаких неудобств. Но когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и всё приходилось начинать снова.
№ 5.
Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.
ВЕСЁЛЫЙ ЖУК
Он весел и счастливОт пят до макушки –Ему удалось убежать от лягушки.Она не успелаСхватить за бока И съесть под кустом Золотого жука.Бежит он сквозь чащу, Поводит усами,И чаща встречает Его голосами.Зелёные стебли, Как сосны в лесу, На крылья его Осыпают росу...
4 класс. Тема: «Глагол».
№ 1.
Прочитайте загадки. Спишите. Найдите глаголы, укажите время.
1) Осенью в щель заберётся, А весной проснётся.2)На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.3)В лесу у пня суета, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет.
№ 2.
Замени фразеологизмы синонимами.
Волком выть, во всё горло, баклуши бить, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.
№ 3.
Прочитайте. Проверьте себя: умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь.
"Не надо, — сказал я, — подушку взбивать,А также простынкой кровать накрывать, А также не надо кровать согревать Моим одеялом из шерсти верблюда! Я спать не пойду ни за что, никогда! Я буду слоняться туда и сюда, ПлясатьИли просто за ухом чесать, Но спать, безусловно, я больше не буду! Кататься верхом на слоне — это да! Запеть петухом в тишине — это да! Шептаться со львом при луне — это да! Шататься от стенки к стене — это да! Но только не спать ни за что, никогда!
4 класс. Тема: «Глагол».
№ 4.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени.
Зимой в заснеженном лесу зелён..., в бел... шапочк... и бел... шарфик... ёлочка – перв... красавица. Густ... лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел... укроет, и на ночь приютит.Но есть дерево, у которого хвоя к осен... желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей.
№ 5.
Прочитайте. Что вы узнали о ящерице круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.
От жары и опасности ящерица круглоголовка зарыва...тся в песок. Да так быстро, словно тон...т в нём. А вот так она врагов пуга...т: хвост пружиной закрут...т, пасть раскро...т — даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.
№ 6.
Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки.
ВетерВ наш лесПесню донёс.Песню пролаялОхотничий пёс.ВолкЭту песнюПровыл на опушке.ДружноПроквакалиПеснюЛягушки.БыкЭту песню,Как мог, промычал.РысьПромурлыкала.СомПромолчал.ФилинПрогукал.УжПрошипел.А соловейЭту песнюПропел.
4 класс. Тема: «Глагол».
№ 7.
Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончание.
Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица — страус. В реках и озёрах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.
№ 8.
Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.
Лает, квака...т, ползёт,
Ду...т, прыга...т, идёт.Шьёт, на дудочке игра...т,белит кистью, подмета...т.Вар...т, пил...т, приседа...т,Скач...т, ёжится, лета...т.Бьёт, ласка...т, крут...т, спит,И за партою сидит.
№ 9.
Прочитай. Попробуй вставить пропущенное слово. Спиши. У глаголов настоящего времени укажи лицо и число.
В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна? ... ! Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, — отсюда и название дерева.
4 класс. Тема: «Глагол».
№ 10.
Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.
Плывёт, плывёт кораблик,Кораблик золотой, Везёт, везёт подарки, Подарки нам с тобой. На палубе матросы Свистят, снуют, спешат. На палубе матросы — Четырнадцать мышат. Плывёт, плывёт кораблик На запад, на восток. Канаты — паутинки,А парус — лепесток. Ведёт корабль утка, Испытанный моряк. — Земля! – сказала утка. —Причаливайте! Кряк!
№ 11.
Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Укажите у глаголов лицо и число.
У цапли клюв — пика. Долго стоит цапля на берегу — застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на неё внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза...т воду. Удар — и добыча оглушена. Схват...т, подброс...т цапля свою поживу и проглот...т. Да так ловко лов...т, что проскальзыва...т рыбка сквозь глотку головой вперёд. Так она ни за что не застрян...т.
№ 12.
Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не. Какие глаголы с частицей не вы "подсказали бы" Магдалине Харитоновне? Запишите их.
Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зеленых ягод не есть и еще штук пятнадцать разных противных "не".
4 класс. Тема: «Глагол».
№ 13.
Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не.
Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! — смеялся над ним отец. — Ты и ружья не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться.Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице.Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов — бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.