Устный журнал Музыка вокруг нас (о композиторе В. Шаинском), 1-4 классы

Устный журнал




«Музыка
вокруг
нас»

(В.Я.Шаинский)


Составила учитель начальных классов
Власова Тамара Николаевна
МБОУ «Уваровщинская сош»
Кирсановского района


Цель: познакомить учащихся с творчеством композитора В.Я. Шаинского; через музыкальные образы произведений, слушание музыки, инсценирование, пение показать учащимся, что В. Шаинский своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение и побуждает к творчеству

Оборудование: портрет композитора В.Я.Шаинского; рисунки учащихся на темы детских песен В.Я.Шаинского; музыкальное сопровождение: диски, аккордеон, синтезатор; слайды.



Ведущий: Открываем устный журнал «Музыка вокруг нас», посвященный известному детскому композитору Владимиру Яковлевичу Шаинскому. Владимир Яковлевич очень много написал песен для детей. Эти песни поют ни только дети, но и даже взрослые. Песни покорили своей мелодичностью, задорностью, веселостью. Давайте погрузимся в мир музыки В.Я.Шаинского.

Слайд 1: «Из жизни В.Я. Шаинского».

(учащиеся рассказывают о жизни и деятельности композитора)

Владимир Яковлевич Шаинский родился в 1925 году в Киеве, в семье инженера. Музыкальные способности проявились рано. В возрасте 3-4 лет Володя мог безошибочно спеть «взрослую» песню или повторить нестихотворный текст. Он тянулся к красивым звукам, аккордам, мелодиям.

Одаренность мальчика была замечена, и с 10 лет Володя начал заниматься по классу скрипки в Специальной музыкальной школе Киева у профессора Д.С. Бертье. С первых же уроков по специальности Володя пытается сочинять сам. Пока это менуэты, - но они разбудили творческую фантазию мальчика, и его интерес к музыкальным произведениям стал намного углубленнее.


Знакомство с клавирами Моцарта, Гайдна, Бетховена, а позже Чайковского, Шуберта, Бизе открыло юному скрипачу прекрасный мир большой музыки. Тогда и пришло горячее желание серьезно заняться творчеством.

Но грянувшая война нарушила все планы. Вместе с матерью Володя оказался среди беженцев в городе Ташкенте. В те годы в Ташкенте находились Ленинградская консерватория, видные мастера музыкального искусства страны. Володя Шаинский пытается возобновить занятия, но в 1943 году его призывают в ряды Советской Армии. Музыка остается в стороне.


Только случай помог Владимиру вспомнить свою прежнюю профессию. Однажды для воинской части, где он служил, понадобилась отрядная песня. Стихи сочинил товарищ по службе, а музыку боец Шаинский. Не было ни инструмента, ни нотной бумаги, но он сумел «на слух» не только сочинить, но и выучить с бойцами своего отряда.
Эй, радист, готовь приборы,
Аппарат установив,
Чтобы русские просторы
Услыхали твой призыв
Ему шел восемнадцатый год. Его первая песня звучала в строю.

В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, Шаинский приехал в Москву и был принят в Московскую консерваторию в класс скрипки профессора Л. Цетлина.

Консерваторию он окончил как скрипач в 1949 году. На последних курсах ему разрешили посещать ряд предметов по композиции. Для консультаций по сочинению его прикрепили к известному композитору Михаилу Леонидовичу Старокадомскому – автору многих детских песен.

Обнаружив склонность к сочинению вокальных жанров, Шаинский берет консультации у М.В. Иорданского, написав с его помощью несколько удачных произведений. Иорданский стал фактически первым учителем Шаинского в композиции. Шаинский изучает и анализирует произведения советских композиторов Дунаевского, Соловьева-Седого, Новикова.

Казалось бы, после столь внушительной музыкальной подготовки молодой автор мог рассчитывать на успех в сочинении. Однако удачи в тот период были редки. Нужна была профессиональная школа, качественный сдвиг. Почти в сорок лет он заново поступил в консерваторию, но уже на композиторский факультет. Ему повезло – его профессором в Бакинской консерватории стал народный артист СССР, композитор Кара Караев.

«Консерватория, занятия с Кара Караевым, - вспоминает Владимир Яковлевич – дали мне больше, чем все мое музыкальное образование». Беседы о современной музыке, разбор технических приемов, присущих новаторским исканиям в музыкальном искусстве, высокие художественные требования, творческий накал помогли Владимиру Шаинскому по-новому подойти к задачам сочинения, к пониманию главного назначения искусства в обществе. «Мне посчастливилось быть учеником этого большого художника».

К окончанию консерватории Шаинский создает симфонию в четырех частях, 10 фортепианных прелюдий, фортепианные вариации и струнный квартет. Новый этап творчества ознаменовался и крупными успехами в песенных жанрах.

Почти одновременно с созданием эстрадных песен Владимир Шаинский обращается к творчеству для детей. Он создает такие замечательные детские песни, как «Крейсер Аврора», «Кузнечик». «Антошка», «Чунга-Чанга», «Голубой вагон», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены».

Шаинский умело подошел к проблеме детской песни. Ребячья аудитория подхватила мелодии Шаинского, радуясь их свежести, ритмической упругости, запоминальной простоте. Это была творческая победа, вознаградившая композитора за столь долгий и нелегкий путь исканий.


Слайд 2: «Песни В.Я. Шаинского для детей»

(в исполнении учащихся звучат песни В. Шаинского)

1 чтец: Здоровьем, непосредственностью отмечена музыка для детей Владимира Шаинского. Он принес в детскую музыку много своего яркого, талантливого, ведя диалог с детской аудиторией на современном музыкальном языке.
Диалогическая песня с короткими репликами запева и игровым припевом особенно нравится детям. Герой песни Антошка – олицетворение беспечности и лени – хоть и является отрицательным персонажем, но у ребят благодаря музыкальной характеристике вызывает сочувствие. В детских фольклорных дразнилках и считалках – корни « Антошки».

- песня «Антошка» (инсценирование)
- песня «Считалочка»

2 чтец: А вот песня «Кузнечик» решена в ином ключе. От инструментальной музыки, от традиционных немецких и прибалтийских народных песен пришла мелодия «Кузнечика», с характерными интервальными «бросками» в запеве. Она очень «кукольна», немножко даже схематична. Но это идет от ее предназначенности для мультфильма «Приключения Незнайки», где она впервые прозвучала.

- песня «Кузнечик»
- « Песня про Жучка»
- песня «Дождь идет по улице»

3 чтец: Такими же яркими стали эпизоды мультфильма «Крошка Енот», где звучит песня об Улыбке, созданная композитором на стихи Михаила Пляцковского. Нелегка для исполнения детьми эта песня: с сложными интервальными ходами, сменой мажора минором. «Улыбка»- стала популярной песней. Ее поют малыши, она с радостью исполняется школьниками, неся идею добра, дружбы, миролюбия.

- песня «Улыбка»
- песня «Когда мои друзья со мной»

4 чтец: Лирическая песня «Крейсер Аврора» из мультфильма того же названия, где композитору удается в мягкой распевности сохранить облик легендарного крейсера.
(четыре учащихся читают стихи «Крейсер Аврора», затем прослушивают в грамзаписи один-два куплета песни)

5 чтец: Особую страницу творчества Владимира Шаинского составляют детские песни с ярко выраженной «педагогической направленностью.

- песня «Чему учат в школе»

Слайд 3: «Музыкальный калейдоскоп»

Дети слушают песни В.Я. Шаинского в записи, в исполнении учителя музыки на музыкальном инструменте, угадывают названия песен и слова из песен, подпевают.

Возможно попурри на песни В.Я. Шаинского в исполнении учителя музыки.

Устный журнал заканчивается песней В. Шаинского «Вместе весело шагать»

Использованная литература:

Журналы «Начальная школа»
Приложения к газете «Первое сентября»
Периодическая печать.
15