Статья по логопедии Биоэнергопластика


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
Лукина Е. С.
(ГККП «Детский сад «Ивушка», г. Петропавловск)Воспитание ребенка в современном мире включает в себя очень много задач и одна из самых важных - развитие речи, в частности воспитание правильного звукопроизношения.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается.
На данный момент у детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков - дислалия. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.[1, с. 4]
Нарушенное звукопроизношение приводит к неуспеваемости у детей в школе. В связи с этим, очень важно, чтобы каждый ребенок, воспитываясь в детском саду, «прошел» через логопеда, и логопед в свою очередь исправил все нарушения звукопроизношения ребенка именно к школьному возрасту, так как дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением обучение которому должно  осуществляться в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве  овладеть фонетико - фонематической стороной речи. 
Вследствие большой загруженности логопеда в массовом детском саду каждому специалисту важно найти свой подход, который позволил бы сократить время постановки, автоматизациии и дифференциации нарушенного или отсутствующего звука у каждого ребенка.
Одним из таких подходов оказалась инновационная технология, относящаяся к медицине, коррекционной педагогике - кинезитерапия (в переводе с греческого: kinesis - движение, therapia – лечение; лечение движением)». Кинезитерапия - это обучение правильным движениям, которые позволяют существовать в гармонии со своим телом, не испытывая никаких физических или психологических недомоганий. [2, с.56]
Одним из направлений кинезитерапии является «биоэнергопластика» - это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. [3, с. 5] По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Еще Кант И. в своих трудах писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Особенность работы с применением биоэнергопластики:
-артикуляционные упражнения выполняются по стандартным методикам;
-к артикуляционному упражнению присоединяется рука.
-в упражнениях применяются игровые персонажи, счёт, музыка, стихи.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. [4, с. 76] Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований. Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
Постановка звука;
Автоматизация звука;
Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.
На втором этапе следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. [5, с. 71] В данном случае, такой опорой становится рука ребенка, повторяющая движения язычка. Пользуясь положением ладошки можно объяснить ребенку неправильность движений язычком при произнесении звука, что поможет более быстрой постановке отсутствующего или нарушенного звука.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то,что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Примеры некоторых классических приемов артикуляционной гимнастики с подключением руки, имитирующей положение органов артикуляции:
«Хоботочек» - пальцы в щепотке,
«Горка» - кисть  руки принимает форму горки,
«Чашечка» - ладонь принимают форму чашечки.
При постановке звука «Л» важно имитировать  движение языка к зубам (или же сразу к альвеолам) при помощи ладони ребенка и пальцев педагога, которые выполняют роль зубов. При постановке звука «Р» важно имитировать  пальцами вибрацию переднего края  чашечки и т.д.
На этапе автоматизации звука руки педагога и ребенка, имитирующие движения язычка при произнесении отсутствующего или нарушенного являются напоминанием о том, что должен выполнять язычок и как должна проходить воздушная струя при произнесении звука. Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии  хорошо воспринимается материал, каждому занятию нужно стараться придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого  при автоматизации звуков  заучивать много стихов  со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также. [5, с. 24]
Так же сравнение положений руки и восприятие фонемы на звук поможет ребенку на стадии дифференциации звуков намного быстрее выявить различия артикуляции смешиваемых или нарушенных звуков и более четко контролировать ее.
Систематическая работа с применением биоэнергопластики:
- способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям;
- позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной, мелкой, общей моторики;
- облегчает постановку, автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в речь;
- способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.
Список использованной литературы:
1. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: Айрис Пресс, 2009 г.
2. Бубновский С.М. Теория и методика кинезитерапии методическое пособие/ под редакцией к.м.н. Бубновского С.М.. М.: 1998.
3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
4. Краузе Елена Логопедия. С.-П.: Корова.Век, 2013
5. Фомичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.