Технологическая карта ОУД по теме Знакомство со звуками [з], [з] и буквами З, з.

Технологическая карта организационной деятельности для класса предшкольной подготовки
Образовательная область: Коммуникация
Тема: Звуки [з], [з'|. Буквы 3, з.
Раздел: Основы грамоты и письма
Цель:
закрепить звуки [з], [з'], их отчетливое произношение, умение находить наличие и место звука в слове, составлять слова по первым звукам названий картинок; составлять звуковую схему слов;
познакомить с буквами 3, з; закрепить их зрительный образ:
закрепить «работу» гласных букв я, ё, е, ю;
отрабатывать умение читать слоги, ориентируясь на гласную букву, договаривать слоги до целого слова; подбирать картинку (слово) к звуко - буквенной схеме; читать слова и предложения с 3 и другими буквами;
подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже; понимать многозначность слов, составлять с ними предложения;
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, память;
воспитывать умение правильно, понятно для окружающих излагать свои мысли.

Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей

Мотивационно-побудительный
Организационный момент
Дидактическое упражнение с мячом «Назови пару».
- Называю мягкий согласный звук – «маленького братца», а вы называйте его пару – твердый согласный звук «большого братца» и бросать мяч обратно.
Сегодня мы будем изучать новую букву.
- А какую, сейчас вы догадаетесь выполнив задания.

Называют пару – твердый согласный звук «большого братца» и бросают мяч обратно.


Организационно-поисковый
1. Назовите слова - предметы. (азбука-тетрадь)
По первым звукам составьте слово (зима).
Назовите, что изображено на картинках. (азбука-тетрадь)
- Где спрятались звуки [з], [З']. - Соедините слова-названия со схемами.
- Какой предмет (или слово) лишний? Объясните.
Лыжи - в этом слове нет звуков [з], [з'].
Составьте 3 предложения с этими словами. Ребенок произносит предложение, а все дети считают количество слов в нем.
Загадка.
4. В небесах она сверкает, Нашу елку украшает. Не померкнет никогда
В новогодний день ... (звезда).
- Составьте звуковую схему слова звезда.
- С какого звука начинается слово звезда.
-Где можно услышать этот звук?
- Нас приветствует буква З.
Характеристика звука.
- Они согласные: [з] - согласный твердый, [з'] - согласный мягкий.
- Произнесите эти звуки.
- Знакомство с буквами 3, з.
- Сегодня это буква 3, она обозначает и звук [з], и звук [з'].
- Обведите звездочки с правильным изображением буквы 3.
Обучение чтению слогов, слов, предложений с изучаемой буквой? (азбука-тетрадь) - чтение слогов с твердой согласной [з] и мягкой согласной [з'].
Игра «Назови предметы на картинках»
Допишите слово к слогу –за-.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумай как можно больше слов со слогами: зе-, за-, За-, зи.
Физминутка.
Хлопья белые летят,
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет!
Ты не испугала.
Игра «Дополни».
- Если я скажу слово зимний что может быть зимний?
- К слову зимняя, зимнее, зимние?
- Прочитай слово, которое имеет несколько значений.
- Составь предложения с каждым из них.
- Прочитай предложения, вместо рисунков вставь подходящие слова.
Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.
Гимнастика для пальцев «Мы во двор пошли гулять »
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли
Съели суп мы от души.
- Нас приветствует печатные буквы З, з.
Печатание букв З, з.
Печатание букв З, з и слова ЗИМА по образцу.
Определяют первые звуки в словах: зеркало, игла, матрешка, астра.



Находят лишнее слово - лыжи. Объясняют, что в слове нет звука [з].
Составляют предложения и определяют количество слов в предложении.

Составляют звуковую схему слова звезда.
Находят и приклеивают отгадку.
Определяют количество звуков, слогов, ударный слог. Позицию звука [з].




Находят букву и приклеивают букву.

Обводят звездочки с правильным изображением буквы 3.

Читают слоги: двузвучные и трехзвучные.
Называют предметы на картинках: коза, заяц, зебра.




Легкий бег на месте.
Приседание.
Наклоны туловища влево-вправо.
Прыжки на месте.
Зимний день, зимний лес.
Зимняя погода, зимняя одежда.
Зимнее пальто,
Зимние варежки, зимние вечера.
Планета Земля, земля вокруг нас, земля в горшке.
Читают предложения, находят подходящие слова.

Загибают пальчики по одному.
«Идут» по столу указательным и средним пальчиком.
Лепят комочек двумя ладонями.
Крошат хлеб всеми пальчиками.
Ведут ук. пальцем по ладони.
Ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной.
Оттряхивают ладошки.
«Едят ложкой» суп.

Печатают буквы З, з и слова ЗИМА по образцу.


Рефлексивно-коррегирующий
Итог.
- Какими согласными звуками мы познакомились?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
Самооценка.
- большая снежинка – отлично, маленькая – хорошо.



Отвечают на вопросы и выбирают снежинки.


Ожидаемый результат:
Воспроизводят: буквы 3, з и звуки [з], [з'],
Понимают: позицию звука в слове и составляют слова по первым звукам названий картинок; звуковую схему слов; многозначность слов и составляют с ними предложения;
Применяют: умение договаривать слоги до целого слова; читать слоги, ориентируясь на гласную букву; и подбирают существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже; навыки чтение и письма.