Технологическая карта урока русского языка по теме «Знакомство со звуками [р] [р`], с буквами Р, р»


ГБПОУ КК КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Пробный урок литературного чтения
по теме «Стихи А.Майкова и Ф.И.Тютчева о природе»
студентки 3 курса группы "Б"
Марченко Виктории,
проведённый в 4 "Г" классе
30.11.15г
Методист_________\ Пермякова А.В\
Учитель________\Лапшина Е.В.\
Оценка _____ ___________
План – конспект урока литературного чтения в 4 «Г» классе.
Тема: «Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе».
Тип урока: Комбинированный
Цель: Формировать умения полноценно воспринимать читаемый текст, способствовать развитию речевых и читательских навыков. Приобщать детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа стихотворений Тютчева и Майкова.
Задачи урока:
Предметные: - совершенствовать навыки выразительного чтения; корректировать и развивать связную устную речь; формировать умение работать с текстом.
Метапредметные (УУД):
Познавательные - общеучебные - осознанность восприятия почитанных стихотворений; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Оборудование: доска, учебник, презентация.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке. Мотивация учебной деятельности.
Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет готовность к уроку. Дети приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Организует повторение с целью актуализации знаний.
Проверка домашнего задания — выразительное чтение стихов А. К. Толстого и А. Плещеева.
-Только ли эти поэты писали о природе, весне?
-Послушайте знакомые вам строки, вспомните имя поэта, чье стихотворение будем читать сегодня.
1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром...
Продолжают учащиеся.
2. Зима недаром злится...
3. Еще в полях белеет снег...
4. Есть в осени первоначальной...
-Кто же написал эти стихотворения?
-Конечно, это Федор Иванович Тютчев и сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его стихотворений. -Нет.
-Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
-Прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора.
-А воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег.
-Короткая, но дивная пора, весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера.
-Ф.И Тютчев.
3. Изучение нового материала. Биография.
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)
Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о Родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей.
После возвращения в Россию Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых.
Тютчев был почти ровесником Пушкина. Но, когда Пушкин был уже знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пушкин один из первых оценил его стихи и в 1836 году напечатал их в своём журнале “ Современник ”. А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет ещё почти 20 лет спустя, в 1854 году, когда поэту исполнилось уже 50 лет.
Стихи Тютчева высоко оценили многие поэты и писатели, например И.Тургенев писал о Тютчеве так:“ Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно ”. всюду в его стихах природа живая, деятельная, будто она сама ведёт свой календарь. Пришла зима , и в стихи Тютчева вошла сказка.

— Имя другого поэта, возможно, вам тоже знакомо. Его фамилия начинается с названия последнего весеннего месяца.
Биография.
Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Родился 23 мая 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.. А. Н. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете. Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем.
Чтение стихотворения А. Майкова.
Словарная работа:
Саван – белое одеяние для покойников.
Тщедушный – слабый, хилый.
Благовонных – ароматных, душистых.
- В чем его необычность? На что обратили внимание?
-Сколько в нем героев?
-Какая Зима описана в стихотворении?
- Какой представлена Весна?
-Что принесла с собой красавица – весна?
- Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых существах?
-Найдите слова, которые обращены к зиме и весне.
Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.
-Что вы представили читая стихотворение?
-О чем оно? О каком времени года?

Работа с 1-й строфой.
-О чем предупреждает нас первая строка?
- Чей голос мы слышали в третьей строке?
-Как вы понимаете строку «Принахмурилась земля?»
Нарисуйте словами принахмурившуюся землю, что вы видите, что изменилось в ожидании грозы и как?
Работа со 2-й строфой.
- Почему описание надвигающейся грозы прерывается многоточием?
- Есть ли разница между словами «зеленеющие» и «зеленее»? Подберите синоним к слову «зеленеющие»
Работа с 3-й строфой.
-О чем рассказывает, что рисует глагол «пробилась» — тучу или молнию?
- А с чем сравнивается молния? С чем бы вы ее сравнили?
Работа с 4-й строфой.
-Как поэт рисует усиление грозы?
Работа с 5-й строфой.
Что значит «взглянуло исподлобья?»
- Прочитайте строчки, в которых солнце смотрит на землю уже смело и охотно.
-А. Майков.
-Весна и зима здесь изображены как живые, сказочные существа.
-2 (весна и зима)
-Седая, старая, тщедушная, т.е. слабая.
-Она весёлая, красивая, шумная.
-Она взяла с собой цветы, пение птиц, жужжание пчёл, пёстрых бабочек.
-Олицетворение.
-Уходи зима седая. Уж красавицы весны, колесницы золотая, мчится с горней вышины.
-«Чу, …»- Растущие, поднимающиеся.
- В первую очередь — тучу она плотная, тяжелая, низкая, огромная и т.д.
-Тучи уходят, но краешек еще прикрывает солнце.
4. Физминутка. Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять. Повторяют движения за учителем.
5. Закрепление. - Сколько раз гром пугал и солнце, и землю, и нас, читателей, в стихотворении?
- Как, с помощью каких слов передает поэт состояние тревоги, волнения в природе?
- Как менялось настроение в стихотворении?
Выразительное чтение стихотворения.
Отгадайте две загадки.
1. На дворе горой, а в избе водой.
2. Бежит, звенит, о весне кричит.
-Как вы думаете, снегу или ручейку больше понравились бы стихи Тютчева, Толстого, Майкова, Плещеева? Почему? Отвечают на вопросы.
-Снег.
-Ручей.
6. Итог урока.
Рефлексия. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.
-С какими авторами мы познакомились сегодня на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание понравилось больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Как вы оцените свою работу на уроке? Хорошо или Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
7. Домашнее задание. Стихотворение Ф.И. Тютчева или А. Майкова выучить наизусть.