Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя . Тема:Путешествие в страну чудес


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Путешествие в «Страну чудес»
Цель: обогащение словаря
Программное содержание:1. расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным2.расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.3.развитие мышления, речевого внимания4.расширение словаря антонимов5.развитие умения детей образовывать множественное  число существительных 6.развитие мелкой моторики пальцев рук (с помощью прищепок)7. развитие слуховой памяти
Интеграция областей: коммуникация, социализация, музыка;Форма проведения: игра – путешествие;
Материалы и оборудование:
1.Карточки - "денежки" (цветной картон, с наклеенными на него парами слов, объединенных по цвету: "пар"+"ход"= пароход ...и т.д.2.Игровые карточки Бурдина С.В. "Скажи по-другому".3.Волшебная палочка4. Мяч5. Мягкие игрушки: Буратино, лиса Алиса, Кот Базилио.6. Аудиозаписи детских песен.

Ход занятия.
1.Оргмомент.
Воспитатель обращает внимание детей на Буратино.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?! ( Буратино).
А что с ним такое случилось? Почему он без курточки и Азбуки (ответы детей). Буратино поменял их на волшебные карточки, чтобы отправиться в страну Чудес. А вы когда нибудь были в этой стране? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в страну Чудес вместе с Буратино. А волшебными карточками Буратино с нами поделится.
Воспитатель вместе с Буратино раздает карточки детям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, карточки, и правда, необычные, на них написаны слова и все они разного цвета. Что бы это значило? Об этом мы узнаем в стране Чудес. В путь!
Дети берутся за руки и под музыку идут по кругу. Делают круг и встречают лису Алису.
2. Игра «Пропуск в страну Чудес» (Проводит учитель-логопед).
Лиса Алиса (логопед): Здравствуйте, дети, куда вы путь держите?
Дети: Мы спешим в страну Чудес вместе с Буратино, говорят, там много интересного.
Лиса Алиса: Хорошо, но для этого вам нужны волшебные денежки! Попасть в эту страну не так просто!
Дети: Волшебные денежки у нас есть! (Дети показывают карточки)!!!
Лиса Алиса: Замечательно! Но пропустить я вас смогу только в том случае, если вы справитесь с моим заданием. Чудеса начнутся прямо сейчас! У каждого из вас карточки разного цвета. Сначала, вам надо объединиться в пары по цвету карточек. На карточках написаны слова. Если вы сложите два слова в одно и у вас появится новое слово, тогда вы получите пропуск (Пропуск - прищепка, которой скрепляются две карточки). Я вам объясню: например, на одной карточке написано слово «пар», а на другой «ход», если сложить два этих слова, то получится - «пароход», тогда вы получаете прищепку, скрепляете две эти карточки и проходите в страну Чудес. Готовы?
Так как читать вы еще не умеете, я вам помогу и буду читать сама:
Пары слов:
Пар + воз = паровоз
Сам + варить = самовар
Лес + рубить = лесоруб
Снег + катать = снегокат
Вода + лазить= водолаз
Светлые + волосы = светловолосый
Сам + катит = самокат
Сам + летает = самолет
Голубые глаза = голубоглазый
Белые + лапы = белолапый
Много + голоса = многоголосый (хор).
Лиса Алиса: Придется мне вас всех пропустить в страну Чудес, вы отлично справились с первым заданием. Добро пожаловать!
А теперь вас ждут новые чудеса. Посмотрите, у меня в руках волшебная палочка, как только она попадет к вам в руки, у нас начнутся чудеса. Хотите поиграть?
Дети: Да!!!
3. Игра «Один – много».
Лиса Алиса: Я буду называть слово и передавать вам волшебную палочку. Вы, взмахнув ей, превращаете тот предмет, который я назову во множество таких же предметов и называете новое слово. Например: стол – столы, окно – окна…и т.д.
Слова для игры: стул - стулья, дерево – деревья, роза – розы, ведро – ведра, носок – носки, петух – петухи, ребенок – дети, карандаш – карандаши, зеркало – зеркала, ботинок – ботинки, сухарь – сухари, пень – пни, олень – олени, мелок – мелки, кисть – кисти, нож – ножи, страна – страны, язык – языки, место – места, рама – рамы…
Воспитатель: Лиса Алиса, а кто живет в стране Чудес?
Лиса Алиса: В этой стране живут слова. А я и мой друг кот Базилио знакомим наших гостей с ними. А вот и мой друг.
Появляется кот Базилио( в руках у воспитателя)
Кот Базилио: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вам и тоже хочу с вами поиграть.
4. Физминутка «Скажи наоборот». Проводится с перекидыванием мяча.
(Игру проводит воспитатель)
Кот Базилио называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Тренировка.
Кот Базилио: Нам с вами пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь …низко,Скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко,
Скажу я слово потолок, а ты ответишь – пол,
Скажу я слово потерял, а скажешь ты – нашел,Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.Теперь начало я скажу. Ответишь ты  - конец!
(Стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» Перевод с англ. Романа Сефа)
Материал для игры:
Существительные: день – ночь, холод - жара, грусть – радость, счастье – горе… и т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... , длинный- …, высокий - …, узкий - …, черный - …, и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
Кот Базилио: В нашей стране со словами происходят всякие чудеса! И вы это увидите!
5. Игра «Скажи по-другому» ( проводит логопед).
Лиса Алиса: Вы знаете, что есть много слов, которые звучат по- разному, а обозначают часто одно и то же действие, явление или предмет…
Я вам буду показывать картинку, и назову слово, которым обозначается то, что на ней изображено. А вы подберете мне слова, близкие по смыслу, например, посмотрите: на этой картинке мы видим на карте наше великое государство. Это Россия. А как по-другому можно назвать Россию? (Страна). Эти слова звучат по-разному, но имеют один смысл. Играем? (Да)
(Работа с картинным материалом «Скажи по-другому».
Бурдина С.В. Игра «Забавы в картинках»).
Речевой и картинный материал :
Страна – государство, ребенок – малыш, автомобиль – машина, кривая – извилистая (дорога), думать – размышлять, пища – еда, дом – жилище, умный – смышленый, бросать - кидать, друг – товарищ, школьник – ученик, работа – труд, холод – мороз, красивый – прекрасный, турист – путешественник, жара – зной, метель – пурга, храбрый – смелый, смеяться – хохотать.
6. Возвращение домой. Словесная игра «Подбери прилагательное».
Воспитатель: Ребята, вы поняли, почему эта страна называется страной Чудес? (ответы детей).
А как можно еще назвать эту страну, заменив слово «чудес»?
Страна какая? ( волшебная, загадочная, сказочная, необычная).
Воспитатель: Здесь очень интересно, но нам пора возвращаться. Спасибо лисе Алисе и коту Базилио за интересные игры, мы много узнали новых слов, многое узнали о том, как они образуются и что означают!
До свидания!
Дети прощаются с лисой Алисой и котом Базилио и под музыку, взявшись за руки, идут по кругу.
7. Итог. Прощание с Буратино.
Воспитатель: Ребята, наш гость – Буратино, совсем расстроился. После такого интересного путешествия ему очень захотелось учиться, а в школу он идти не может без курточки и Азбуки. Как нам быть? (ответы детей). Давайте подарим Буратино новую курточку и Азбуку.
Воспитатель надевает на Буратино курточку и кладет подмышку Азбуку.
Только обещай нам, Буратино, что ты будешь ходить в школу и Азбуку больше не на что не поменяешь.
Дети прощаются с Буратино под музыку БУ-РА-ТИ-НО!