Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения


Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КОПЕЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ С.В. ХОХРЯКОВА»
ГБПОУ «КПК имени С.В. Хохрякова»
СТАТИСТИКА
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Копейск 2016
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании цикловой комиссии Зам.директора по УР
____________________________ _____________Н.В. ТипушковаПредседатель ЦК «___ »________________20__ г.
__________________А.М. Костарева
«___»____________________20__ г.
Составитель: Костарева А.М. – преподаватель экономических дисциплин
Рецензенты: Агафонова Т.В. – преподаватель экономическая дисциплин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статистика - одна из древнейших отраслей знания, возникшая на базе хозяйственного учёта. Трудно переоценить роль статистики как практической (экономической) деятельности людей, направленной на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к различным явлениям и процессам общественной жизни.              Роль статистики была значительна на разных этапах развития государств, но особенно заметно она возросла в XX в. и сохраняется в наши дни. Любая практика неразрывно связана с теорией познания предмета исследования. Теория обеспечивает научный подход к пониманию и толкованию изучаемых явлений. Накопление опыта практической деятельности, направленной на количественное изучение массовых явлений в общественной жизни, разработка всё новых приёмов для всесторонней характеристики и анализа  этих явлений, в конечном счёте, привели к формированию особой отрасли знаний - статистики как науки, содержащей теоретические положения о методах изучения массовых явлений.            Статистики - наука о методах или способах и приёмах исследования, применяемых при изучении массовых явлений, где имеет место вариация признаков у отдельных единиц совокупности. (в целом однородной по каким-либо существенным признакам), в целях:
получения итоговых обобщающих показателей;
изучения особенностей распределения единиц совокупности по тому или иному признаку;
определения средней величины того или иного количественного показателя и его вариации;
выявления взаимосвязи между отдельными показателями;
изучения динамики отдельных показателей (как единичных, так и агрегированных) и т.д.
1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебная дисциплина Статистика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Изучение учебной дисциплины «Статистика» способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий.
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 4.3 Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
ПК 4.4 Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
Изучать курс следует самостоятельно по тематическому плану. Теоретический курс необходимо прорабатывать последовательно по отдельным темам. Чтобы облегчить усвоение изучаемого материала, следует вести конспект и заносить в рабочую тетрадь основные положения, схемы, рисунки. Особое внимание следует обратить на новые понятия, термины, для лучшего запоминания которых необходимо вести словарь.
После изучения тем, входящих в задание, студент выполняет практическую работу.
Работа должна быть написана разборчиво, без произвольных сокращений слов. Страницы должны быть пронумерованы, иметь поля. В конце работы должен быть список использованных источников информации, выполненный по ГОСТу, подпись и дата.
Тематический план
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Наименование разделов и тем
Раздел 1.Введение в статистику
Тема 1.1 Предмет, метод и задачи статистики
Тема 1.2 Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ
Раздел 2 Статистическое наблюдение
Тема 2.1Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения
Тема 2.2Формы, виды и способы организации статистического наблюдения
Раздел 3 Сводка и группировка статистических данных
Тема 3.1 Задачи и виды статистической сводки
Тема 3.2 Метод группировок в статистике
Тема 3.3 Ряды распределения в статистике
Раздел 4 Способы наглядного представления статистических данных
Тема 4.1 Статистические таблицы и графики. Виды таблиц и графиков, правила постороения, предъявляемые требования
Раздел 5 Статистические показатели
Тема 5.1 Абсолютные и относительные величины в статистике
Тема 5.2 Средние величины в статистике
Тема 5.3 Показатели вариации в статистике
Тема 5.4 Структурные характеристики вариационного ряда разделения
Раздел 6 Ряды динамики в статистике
Тема 6.1 Виды и методы анализа рядов динамики
Тема 6.2 Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики
Тема 6.3 Модели сезонных колебаний
Раздел 7 Индексы в статистике
Раздел 8 Выборочное наблюдение в статистике
Тема 8.1 Способы формирования выборочной совокупности
Тема 8.2 Методы оценки результатов выборочного наблюдения
Раздел 9 Статистическое изучение связи между явлениями
Тема 9.1 Методы изучения связи между явлениями
Тема 9.2 Корреляционно-регрессионный анализ
Список рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2011. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2012. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Перечень практических работ
1 Разработка программы статистического наблюдения
2 Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных
3 Построение статистических таблиц. Построение столбиковых, линейных, квадратных, круговых диаграмм.
4 Исчисление и анализ различных видов абсолютных и относительных величин.
5 Исчисление средней арифметической: простой и взвешенной; средней гармонической; средней величины из интервального ряда

Методические указания для выполнения практических работ
Практическая работа 1
Тема: Разработка программы статистического наблюдения
Задания
1 Перечислите способы наблюдения с помощью которых необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на машиностроительных заводах. Аргументируйте Ваш выбор.
2 Сформулируйте определение объекта наблюдения переписи предприятий машиностроения;
3 Перечислите наиболее существенные признаки следующих единиц статистического наблюдения: а) промышленного предприятия;
б) учебного заведения
4 Какие бы Вы наметили признаки, которые следовало бы регистрировать при проведении обследования: а) промышленных предприятий в целях изучения текучести рабочей силы; б) работы городского транспорта; в) студентов вузов в целях изучения бюджета времени.
5 Что может является объектом наблюдения при переписи: а) рабочих бригад; б) стажа рабочих; в) молодых специалистов завода; г) парка выпущенных станков (машин).
5 Выделите существенные признаки, подлежащие регистрации при обследовании специалистов: а) молодых рабочих; б) рабочих, живущих в общежитии; в) молодых специалистов.
6 Определите к какому виду статистических наблюдений (опрос, непосредственное наблюдение, документальное наблюдение) относится: учет схода автомобилей с конвейера; инвентаризация материальных ценностей; учет физических данных лиц, призываемых в Армию; перепись населения.
7 Редакция журнала “Вестник статистики” желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания, разослала читателям анкету с вопросами. Необходимо ответить на вопросы и возвратить анкету в редакцию. Как называется такое наблюдение?
- по признаку полноты охвата совокупности?
- по виду опроса?
8 К какому виду статистического наблюдения относятся :- изучение средней продолжительности горения одной электрической лампочки, взятой из партии лампочек 50 штук?
- исследование товарооборота на колхозных рынках?
9 Определите к какому виду статистического наблюдения относятся по времени:
- регистрация браков (акт гражданского состояния);
- учет товарных запасов на складе предприятия;
- учет брака выпускаемой продукции;
- регистрация гуманитарной помощи, поступающей для нужд нашего города?
Методические указания
При решении задач на эту тему необходимо выделить две группы единиц совокупности и охарактеризовать их особенности с помощью системы показателей. Система показателей включает в себя: а) число единиц в каждой группе, в том числе в процентах к итогу; б) средние значения первичных признаков; в) относительные характеристики как соотношение суммарных значений двух первичных признаков. Для проведения группировки рекомендуется расположить единицы совокупности по возрастанию группировочного признака, указанного в условии, и отделить одну от другой.
Результаты группировки и сводки оформляются в заключительной таблице. Сравнительный анализ полученных результатов выполняется по группам и между группами, краткие выводы излагаются в аналитической записке.
Практическая работа 2
Тема Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных.
Задание
1 Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 20 чел., а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5000 и 30 000 руб.
2 Известны следующие данные о численности населения Центрального федерального округа РФ на 01.01.2002 г. в разрезе областей (млн. чел.):
 
1,5                            1,2                     2,2                      1,6
1,9                            1,1                     0,9                      1,8
1,6                            0,8                     1,3                      2,1
2,4                            1,3                     1,1                      1,2
 
Используя эти данные, постройте интервальный вариационный ряд распределения областей Центрального федерального округа РФ, выделив три группы областей с равными открытыми интервалами. По какому признаку построен ряд распределения: качественному или количественному?
 3 Известны следующие данные о результатах сдачи абитуриентами вступительных экзаменов на I курсе вуза в 2013 г. (баллов): 
12 18 16 20 17 19 20 17 17
13 17 12 15 20 18 19 18 16
12 18 16 18 14 14 17 19 14
15 16 14 19 12 15 16 20 13
Постройте:
а) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив четыре группы абитуриентов с равными интервалами;
б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в вуз, учитывая, что проходной балл составил 15 баллов.Укажите, по какому группировочному признаку построен каждый из этих рядов распределения: атрибутивному или количественному.
Методические указания
Сводка – научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных, систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов по группам и в целом.
Группировка – разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. Устойчивое разграничение объектов называется классификацией или стандартом, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.
Группировочный признак – признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Он может носить как количественный, так и качественный характер. В ряде случаев группировка, которая представляется чисто качественной, в конечном итоге оказывается основанной на количественном признаке
Интервал очерчивает количественные границы групп и представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе. Интервалы бывают равные, неравные, закрытые (когда имеется верхняя и нижняя граница) и открытые (когда одна из границ отсутствует).
В зависимости от числа положенных в основание группировки признаков различают простые и многомерные группировки.
Простая группировка выполняется по одному признаку. Среди простых группировок особо выделяются ряды распределения. Ряд распределения – группировка, в которой для характеристики групп, упорядоченно расположенных по значению признака применяется один показатель – численность группы.
Оптимальное число групп выбирается так, чтобы в достаточной мере отразилось разнообразие значений признака в совокупности и в то же время закономерность распределении, его форма не искажалась случайными колебаниями частот. Если групп будет слишком мало, то не проявится закономерность вариации; если групп будет чрезмерно много, то случайные скачки частот исказят форму распределения.
Чаще всего число групп в ряду распределения определяют по формуле Стерждесса:
 или 
где k – число групп (округляемое до ближайшего целого числа); N – численность совокупности.
Многомерная группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи.
По отношениям между признаками выделяют: иерархические группировки, выполняемые по двум и более признакам, при этом значения второго признака определяются областью значений первого (например, классификация отраслей промышленности по отраслям); неиерархические группировки, когда строгой зависимости значений второго признака от первого не существует.
По очередности обработки информации группировки бывают первичными, составленные на основе первичных данных, и вторичные, являющиеся результатом перегруппировки ранее уже сгруппированного материала.
В соответствии со временным критерием различают статические группировки, дающие характеристику совокупности на определенный момент или за определенный период, и динамические, показывающие переходы единиц из одних групп в другие.
Практическая работа 3
Тема Построение статистических таблиц. Построение столбиковых, линейных, квадратных, круговых диаграмм.
Задания
1 Составьте макеты перечневых статистических таблиц, в которых разработка подлежащего была бы произведена по принципам: а) видовому; б) территориальному; в) временному.
2 Составьте макеты статистических таблиц, в которых разработка сказуемого была бы произведена: а) в статике; б) в динамике; в) в территориальном аспекте; г) в пространственно-временном аспекте. По данным статистических ежегодников в периодической печати подтвердите примерами каждый из перечисленных видов таблиц.
3 Разработайте макеты: а) перечневой таблицы по территориальному принципу со сложной комбинированной разработкой сказуемого по двум признакам; б) перечневой таблицы по видовому принципу со сложной разработкой сказуемого в пространственно-временном разрезе; в) групповой таблицы со сложной комбинированной разработкой сказуемого в пространственном аспекте; г) групповой таблицы со сложной разработкой сказуемого в динамике; д) комбинационной таблицы с простой разработкой сказуемого в статике.
4 Разработайте макет статистической таблицы, характеризующей распределение численности занятого населения и безработных по семейному положению, и сформулируйте заголовок таблицы. Укажите: а) к какому виду таблицы относится макет; б) его подлежащее и сказуемое; в) признак группировки подлежащего.
5 При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о числе заключенных браков населением России, тыс. чел.:
2009 2010 2011 2012 2013
1320 1277 1054 1107 867
6 По данным о протяженности электрифицированных линий железных дорог (на конец года) постройте диаграммы:
1) ленточные; 2) структурные:
2010 2011 2012 2013
Протяженность электрифицированных линий железных дорог (на конец года), тыс. км
В процентах к общей эксплуатационной длине железных дорог
33,4
39,3
37,3
42,8 38,0
43,6
38,8
44,8
7 Имеются следующие данные, характеризующие динамику развития внешней торговли Российской Федерации:
Годы Внешнеторговый оборот В том числе
экспорт импорт
2008
2009
2010
2011
2012
2013 152 899
95 384
79 360
71 104
81 345
98 821 71 148
50 911
42 367
44 297
53 001
65 666 81 751
44 473
36 984
26 807
28 344
33 155
Постройте линейные графики (все кривые нанесите на одну диаграмму). Сделайте выводы на основе полученной диаграммы.
Методические указания
Статистическая таблица - форма наиболее рационального изложения полученных в результате статистической сводки и группировки числовых (цифровых) данных По внешнему виду она представляет собой комбинацию вертикальных и горизонтальных строк, содержащую боковые и верхние заголовки. Статистическая таблица содержит подлежащее и сказуемое.
Подлежащее таблицыпредставляет ту статистическую совокупность, о которой идет речь в таблице, т. е. перечень отдельных или всех единиц совокупности либо их групп. Чаще всего подлежащее помещается в левой части таблицы и содержит перечень строк.
Сказуемое таблицы - показатели, с помощью которых дается характеристика явления, отображаемого в таблице.
Если в подлежащем таблицы содержится простой перечень каких-либо объектов, таблица называется простой. В подлежащем простой таблицы нет каких-либо группировок статистических данных. Если подлежащее простой таблицы содержит перечень территорий, то такая таблица называетсятерриториальной.
Простая таблица содержит только описательные сведения, ее аналитические возможности ограничены. Глубокий анализ исследуемой совокупности, взаимосвязей признаков предполагает построение более сложных таблиц - групповых и комбинационных.
Групповые таблицы содержат в подлежащем группировку единиц объекта наблюдения по одному существенному признаку. Простейшим видом групповой таблицы являются таблицы, в которых представлены ряды распределения. Групповая таблица может быть более сложной, если в сказуемом приводится не только число единиц в каждой группе, но и ряд других важных показателей, количественно и качественно характеризующих группы подлежащего. Такие таблицы часто используются в целях сопоставления обобщающих показателей по группам, что позволяет сделать определенные практические выводы.
Комбинационными называются статистические таблицы, е подлежащей которых группы единиц, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по одному или нескольким признакам. В отличие от простых и групповых таблиц, комбинационные позволяют проследить зависимость показателей сказуемого от нескольких признаков, которые легли в основу комбинационной группировки в подлежащем.
Основные правила построения статистических таблиц:
1) в заголовке должны быть отражены объект, признак, время и место совершения события;
2) графы и строки следует нумеровать;
3) графы и строки должны содержать единицы измерения;
4) сопоставляемую в ходе анализа информацию располагают в соседних графах (либо одну под другой);
5) числа в таблице проставляют в середине граф, строго одно под другим; числа целесообразно округлять с одинаковой степенью точности;
6) отсутствие данных обозначается знаком умножения (•), если данная позиция не подлежит заполнению, отсутствие сведений обозначается многоточием (...), либо н.д., либо н. св., при отсутствии явления ставится знак тире (-);
7) для отображения очень малых чисел используют обозначение 0.0 или 0.00; если число получено на основании условных расчетов, то его берут в скобки, сомнительные числа сопровождают вопросительным знаком, а предварительные - знаком (*).Практическая работа 4
Тема Исчисление и анализ различных видов абсолютных и относительных величин.
Задание
1 Имеются следующие данные о расходе топлива по видам:
Вид топлива Количество израсходованного топлива Средний калорийный эквивалент перевода в условное топливо
Моторное и дизельное топливо, т450 1,43
Мазут топочный, т300 1,37
Уголь, т315 0,90
Газ природный, тыс. куб. м 500 1,20
Торф, т200 0,40
Определите общее количество потребленного в отчетном периоде топлива в условных единицах измерения.
Примечание. Теплотворная способность условного топлива принимается равной 7000 кал/кг.
2 Имеются следующие данные о выпуске продукции производственным объединением во II квартале, млн руб.:
Месяц План на квартал Фактическое выполнение
Апрель 180 198,0
Май 200 224,4
Июнь 220 237,6
Итого 600,0 660,0
Определите процент выполнения квартального плана нарастающим итогом за II квартал.
3 Планом на 2009г. установлен прирост выпуска продукции на 4% по сравнению с 2008г. Фактически увеличен выпуск продукции за 2009г. на 6%.
4 Финансовые вложения организаций по основным отраслям экономики характеризуются следующими данными, млн руб.:
2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
183,9 775,2 1245,0 2429,8 2091,3 3390,5
Исчислите относительные величины динамики финансовых вложений в процентах к предыдущему году (цепные) и к 2004г. (базисные).
5 Среднегодовая численность одного из регионов РФ в 2008г. составила 148,6 тыс. человек, число родившихся – 1796 чел., число умерших – 1690 чел.; в 2009г. – соответственно 145,2 тыс. чел., 1397 чел. и 2332 чел.
Определите относительные величины интенсивности показателей естественного движения населения Российской Федерации за 2008 и 2009 гг.
Методические указания
Абсолютные величины — это результаты статистических наблюдений. В статистике в отличие от математики все абсолютные величины имеют размерность (единицу измерения), а также могут быть положительными и отрицательными.
Единицы измерения абсолютных величин отражают свойства единиц статистической совокупности и могут бытьпростыми, отражая 1 свойство (например, масса груза измеряется в тоннах) или сложными, отражая несколько взаимосвязанных свойств (например, тонно-километр или киловатт-час).
Относительная статистическая величина — это результат соотношения двух абсолютных статистических величин.
Если соотносятся абсолютные величины с одинаковой размерностью, то получаемая относительная величина будет безразмерной (размерность сократится) и носит название коэффициент.
Часто применяется искусственная размерность коэффициентов. Она получается путем их умножения:
на 100 — получают проценты (%);на 1000 — получают промилле (‰);на 10000 — получают продецимилле (‰O).
Искусственная размерность коэффициентов применяется, как правило, в разговорной речи и при формулировании результатов, а в самих расчетах она не используется. Чаще всего применяются проценты, в которых принято выражать полученные значения относительных величин.
Чаще вместо названия относительная статистическая величина используется более краткий термин-синоним — индекс (от лат. index — показатель, коэффициент).
В зависимости от видов соотносимых абсолютных величин при расчете относительных величин, получаются разные виды индексов: динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, сравнения, интенсивности.
Индекс динамики
Индекс динамики (коэффициент роста, темп роста) показывает во сколько раз изменилось изучаемое явление или процесс во времени. Рассчитывается как отношение значения абсолютной величины в отчетный (анализируемый) период или момент времени к базисному (предыдущему):
.
Здесь и далее подиндексы означают: 1 — отчетный (анализируемый) период, 0 — базисный (прошлый) период.
Критериальным значением индекса динамики служит "1", то есть: если iД>1 - имеет место рост явления во времени; если iД=1 — стабильность; если iД<1 - наблюдается спад явления.
Если из индекса динамики вычесть его критериальное значение "1" и выразить полученное значение в процентах, то получится темп изменения с критериальным значением "1":

Если T>0, то имеет место рост явления; Т=0 – стабильность, Т<0 — спад.
В некоторых учебниках индекс динамики называется коэффициентом роста или темпом роста, а темп изменения — темпом прироста, независимо от получаемого результата, который может показать не только рост, но и стабильность или спад. Поэтому более логичным и чаще используемыми названиями являются именно индекс динамики и темп изменения.
Например, автосалон в январе продал 100 автомобилей, а в феврале — 110 автомобилей. Тогда индекс динамики составит iД= 110/100 = 1,1, что означает рост продаж автомобилей автосалоном в 1,1 раза или на 10%
Индекс планового задания
Индекс планового задания – это отношение планового значения абсолютной величины к базисному:

Практическая работа 5
Тема Исчисление средней арифметической: простой и взвешенной; средней гармонической; средней величины из интервального ряда
Задание:
1 По трем населенным пунктам имеются следующие данные:
Населенные пункты Число жителей всего, тыс. чел. % лиц, старше 18 лет % лиц, старше 18 лет, занятых в общественном производстве
abc1
2
3 100
60
85 60
69
54 70
75
83
Определить среднее значение каждого признака.
2 По трем предприятиям отрасли имеются следующие данные;
Предприятие Выпуск продукции, тыс. руб. Производительность труда 1 рабочего,
тыс. руб. Энерговооруженность 1 рабочего, тыс. кВт/час
abc1
2
3 1800
1200
1720 6,0
2,4
8,6 10,4
5,8
12,2
Определить среднее значение каждого признака.
3 Имеются следующие данные по трем предприятиям отрасли за 2 периода:
Предприятия Базисный период Отчетный период
Объем произведенной продукции, тыс. руб. Фондоотдача основных фондов, руб. Стоимость основных фондов, тыс. руб. Фондоотдача основных фондов, руб.
1 4500 90,0 52 95,0
2 5635 80,5 49 75,0
3 3016 75,4 36 80,0
Определить фондоотдачу в среднем по предприятиям в базисном и отчетном периоде.
4 Определите средний возраст студентов, моду и медиану.
Возрастные группы Число студентов Сумма накопленных частот ΣS
До 20 лет 346 346
20 — 25 872 1218
25 — 30 1054 2272
30 — 35 781 3053
35 — 40 212 3265
40 — 45 121 3386
45 лет и более 76 3462
Итого 3462  
Методические указания
Для вычисления средней в интервальных рядах сначала определяют среднее значение интервала как полусумму верхней и нижней границы, а затем рассчитывается средняя величина по формуле средне арифметическая взвешенная.
Средняя гармоническая имеет более сложную конструкцию, чем средняя арифметическая. Используется в тех случаях, когда статистическая информация не содержит частот по отдельным значениям признака, а представлена произведением значения признака начастоту. Средняя гармоническая как вид степенной средней выглядит следующим образом: 
 
В зависимости от формы представления исходных данных средняя гармоническая может быть рассчитана как простая и как взвешенная. Если исходные данные несгруппированны, то применяется средняя гармоническая простая:

К ней прибегают в случаях определения, например, средних затрат труда, материалов и т. д. на единицу продукции по нескольким предприятиям.
При работе со сгруппированными данными используется средняя гармоническая взвешенная:

Средняя геометрическая применяется в тех случаях, когда общий объем усредняемого признака является мультипликативной величиной, т.е. определяется не суммированием, а умножением индивидуальных значений признака.

Форма средней геометрической взвешенной в практических расчётах не применяется.
Средняя квадратическая используется в тех случаях, когда при замене индивидуальных значений признака на среднюю величину необходимо сохранить неизменной сумму квадратов исходных величин.
Главная сфера её использования – измерение степени колеблемости индивидуальных значений признака относительно средней арифметической (среднее квадратическое отклонение). Кроме этого, средняя квадратическая применяется в тех случаях, когда необходимо вычислить средний величину признака, выраженного в квадратных или кубических единицах измерения (при вычислении средней величины квадратных участков, средних диаметров труб, стволов и т. д.).
Средняя квадратическая рассчитывается в двух формах:

Все степенные средние различаются между собой значениями показателя степени. При этом, чем выше показатель степени, тем больше количественное значение среднего показателя:

Тематика заданий для подготовки к дифференцированному зачету
1 Понятие статистического наблюдения
2 Предмет, метод и задачи статистики
3 Группировка статистических данных, задачи и виды группировок
4 Абсолютные величины в статистике
5 Относительные величины, их виды
6 Статистические показатели
7 Ошибки статистического наблюдения, их виды
8 Ряды динамики
9 Средние величины, их виды
10 Выборочное наблюдение
11 Аналитические показатели рядов динамики
12 Агрегатные индексы
13 История статистики
14 Сводка статистических данных
15 Индексы
16 Виды рядов динамики
17 Понятие рядов динамики
18 Средние величины
19 Показатели рядов динамики
20 Средние показатели ряда динамики
21 Виды средних величин
22 Структурные средние величины
23 Этапы статистического наблюдения
24 Статистические связи между явлениями
25 Графическое изображение статистических данных
26 Круговые, линейные, столбиковые диаграммы
27 Показатели вариации
28 Мода и медиана
29 Статистические таблицы, их виды
30 Аналитические показатели уровня ряда динамики
31 Правила построения статистических таблиц
32 Правила построения статистических графиков
33 Сезонные колебания
34 Индексы
35 Виды индексов
36 Взаимосвязь индексов
37 Организация государственной статистики в РФ
38 Виды выборки
39 Способы формирования выборочной совокупности
40 Генеральная и выборочная совокупность
41 Ошибки выборки, их виды
42 Причинно-следственные связи между явлениями
43 Качественный анализ явлений
44 Прямая и обратная связь. Корреляция
45 Агрегатные индексы
46 Индивидуальные индексы
47 Индексы физического объема
48 Индексы цен
49 Индексы стоимости
50 Индексы затрат
Список рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2012. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 20111. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.