Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 43.02.10 «Туризм» заочной формы обучения по МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности

департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»









ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания к изучению курса и
и контрольные задания

Для студентов специальности 43.02.10 «Туризм» заочной формы обучения












ББК 65.433
Т38




Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа


Составитель О. А. ЖИЛИНА




Т38
Технология и организация туроператорской деятельности : метод. указания и контрольные задания : для студентов специальности 43.02.10 «Туризм» заоч. формы обучения / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. О.А. Жилина]. – Воронеж : ВГПГК, 2016. –20 c.
Изложены цели и задачи изучения МДК; методические рекомендации к изучению МДК,основные требования, предъявляемые к контрольной работе; порядок выполнения, проверки, защиты и оценки. Приведены варианты контрольных заданий, основной, дополнительный список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
ББК 65.433


-------------------------
Редактор Р. И. Остапенко
Компьютерная верстка О. А. Жилина

Подписано в печать 15.11.2016. Формат 60 Ч 84 1/16. Бумага для офисной техники.
Гарнитура Таймс. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,22. Уч.-изд. 0,57. Тираж 20 экз.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)
Учебно-производственный участок оперативной полиграфии ВГПГК
Адрес колледжа и участка оперативной полиграфии:
394036, г. Воронеж, пр. Революции, 20


©
©

Жилина О.А., 2016
Воронежский государственный
промышленно-гуманитарный
колледж, 2016

Введение

Цели изучения МДК. 03.01. Технология и организация туроператорской деятельности – подготовка будущего специалиста по туризму к деятельности по предоставлению туроператорских услуг и овладение общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта
ПК 3.2.Формировать туристский продукт.
Во время аудиторных занятий студенты прослушивают вводный курс лекций и выполняют практические работы в соответствии с содержанием МДК. 03.01. Технология и организация туроператорской деятельности и списком рекомендуемых источников. Развернутое изучение тем и выработка практических навыков производится студентом самостоятельно.
Формой аттестации по МДК. 03.01. Технология и организация туроператорской деятельности является экзамен. Для допуска к экзамену необходимо выполнить домашнюю контрольную работу.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
188

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
38

в том числе:


лекции
22

практические занятия
16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
150

Итоговая аттестация в форме экзамена


Методические рекомендации К ИЗУЧЕНИЮ
МДК. 03.01. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематический план

Наименование разделов и тем
Максимальная учебная нагрузка студента (ч)
Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
Самостоятельная работа студента (ч)



Теоретические занятия
Практические работы








Тема 1.1 Организационные основы туроператорской деятельности
36
8
4
24

Тема 1.2 Технология формирования турпродукта
34
6
4
24

Тема 1.3 Взаимодействие туроператора с турагентами по реализации и продвижению турпродукта
32
4
4
24

Тема 1.4 Документальное оформление взаимоотношений при работе с консульскими учреждениями, государственными организациями и страховыми компаниями
30
4
2
24

Зачетное занятие
26
-
2
24

Самостоятельная работа обучающихся по написанию контрольной работы
30
-

30

Итого
188
22
16
150


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ПО МДК. 03.01. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. ПМ.03. Осуществление туроператорской деятельности
188


МДК. 03.01. Технология и организация туроператорской деятельности
188


Тема 1.1 Организационные основы туроператорской деятельности

Содержание




1
Роль туроператора на туристском рынке. Понятие туроперейтинга. Виды туроператоров. Организационно-правовые основы деятельности туроператоров. Государственная регистрация, организационное оформление и прекращение деятельности туристского предприятия
8
2


2
Организация работы туроператора с поставщиками услуг

2


Практические занятия




2
Анализ деятельности туроператоров
4



3
Содержание договоров с поставщиками услуг. Ответственность участников туриндустрии в организации отдыха (тура) туриста.




4
Способы устранения проблем, возникающих во время тура.
-


Тема 1.2 Технология формирования турпродукта


Содержание




1
Понятие и элементы турпродукта, их состав: тур, туристские услуги, туристские товары. Характеристика туристского продукта. Спецпредложения и горящие туры.
6
2


2
Технология проектирования тура: объекты внешней среды взаимодействия туроператора, этапы проектирования тура, порядок проектирования отдельных видов туристеских услуг: «Туристское путешествие», «Туристический поход», «Туристический маршрут».

3


3
Планирование и формирование программы обслуживания туристов
-
3



Практические занятия
-



1
Работа с базами данных и анализ туристских продуктов и составляющих его услуг.
4



2
Сбор и анализ информации для проектирования тура.
-



3
Проектирование тура, в т.ч. составление программ тура для российских и зарубежных клиентов




4
Презентация тура.
-


Тема 1.3 Взаимодействие туроператора с турагентами по реализации и продвижению турпродукта.


Содержание




1.
Способы реализации туристских услуг. Создание агентской сети. Содержание агентских договоров. Основные формы работы с турагентами по реализации и продвижению турпродукта. Бронирование туруслуг, работа с заявками.
4
2



Практические занятия




1
Анализ агентских договоров.
2



2
Методы поощрения турагентов и расчет комиссионного вознаграждения
2



3
Анализ сбытовой политики ведущих туоператоров
-


Тема 1.4 Документальное оформление взаимоотношений при работе с консульскими учреждениями, государственными организациями и страховыми компаниями

Содержание





Документы для консульств. Регистрации иностранных граждан. Страховые полисы. Правила их оформления.
4
3



Практические занятия





Оформление документов при работе с консульскими учреждениями (виз, приглашений и т.д.)
2




Оформление документов при работе с государственными организациями (регистрации иностранных граждан).





Оформление документов при работе с страховыми компаниями (страховых полисов)



Зачетное занятие
2


Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ. 03
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
150


Способы устранения проблем, возникающих во время тура
Содержание договоров с поставщиками услуг. Ответственность участников туриндустрии в организации отдыха (тура) туриста.
Планирование и формирование программы обслуживания туристов
Работа с базами данных и анализ туристских продуктов и составляющих его услуг.
Сбор и анализ информации для проектирования тура
Анализ агентских договоров.
Анализ сбытовой политики ведущих туоператоров
Франчайзинговые соглашения в туризме
Сфера услуг в современном обществе
Рынок услуг. Рынок туристских услуг, сегменты рынка.
Регулирование туристской деятельности в России.
Международные и российские туристские организации.
Деятельность ВТО
Правила продажи турпродукта
Предоставление сопутствующих услуг туристам
Работа туроператора с российскими и иностранными клиентами и агентами по продвижению турпродукта на рынке туристических услуг.
Налаживание контактов с торговыми представительствами других регионов и стран.
Работа с запросами клиентов
Классы обслуживания.
Оценка экономической эффективности тура.
Формирование сбытовой сети.
Подбор партнеров по сбыту.
Ваучеры и их применение в туристской деятельности.
Полис автогражданской ответственности.
Таможенное декларирование.
Нарушение таможенных правил.
Операции с валютой.
Система поощрения покупок Tax–free и Duty–free.
Стратегия и менеджмент обслуживания.
Программный туризм как основа обслуживания туристов.
Культура обслуживания туристов.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туристского бизнеса
Деятельность инициативных туроператоров
Деятельность рецептивных туроператоров
Понятие «туристская формальность».
Виды турформальностей.
Ответственность туроператора.
Овербукинг
Законодательство о регулировании туристских формальностей.
Права и обязанности туриста.
Организация совместной работы с гостиницами, бронирование мест в гостиницах.
Особенности организации сотрудничества с транспортными организациями.
Организация сотрудничества со страховыми компаниями.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Каждый студент заочного отделения колледжа должен выполнить контрольную работу, которая является допуском к экзамену. Она пишется самостоятельно на основе творческого овладения всем материалом по теме.
Контрольная работа подписывается студентом и сдается на проверку за две недели до начала сессии.
В зависимости от качества выполнения контрольной работы при проверке выставляются оценки «зачтено» (предусмотрен также дифференцированный зачет) или «не зачтено». В последнем случае контрольная работа возвращается и дорабатывается студентом в кратчайший срок и вновь представляется в колледж на проверку.
Контрольная работа должна быть распечатана на листах бумаги формата А4, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстовым документам.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту или дословно копирующая работы других студентов, не засчитывается, независимо от объема и качества выполнения.
Контрольная работа должна оформляться в следующем порядке:
титульный лист установленного образца (приложение А), который не нумеруется;
основная часть;
список использованных источников (не менее 5 источников);
приложения (при необходимости).
Основная часть контрольной работы состоит из двух заданий: теоретического и практического.
Теоретическое задание контрольной работы выполняется в соответствии с вариантом, который определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Если цифра 0, то выбирается 10-й вариант. Объем теоретической части контрольной работы 10–20 страниц.