Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – М.Ю.Лермонтов.


МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 5»
Литературный вестник

№ 3 сентябрь 2014 года
Вершины достигаются не сразу
Paulatim summa petuntur (лат.)

-69850-183515
Михаил Юрьевич Лермонтов - 200 лет со дня рождения
21590116840
У памятника ЛермонтовуТы стоишь, не знающий покоя,Молодой, уставший от дорог,Думаешь над новою строкою –Так, как ты лишь думать мог.Ты ещё, наверно, не заметил:Отшумели тысячи дождей,Миновало более столетьяБесконечной юности твоей.Золотятся, как и прежде, нивы,Пахнет воздух хлебом и жнивьём.Голос твой свободно и счастливоВходит гостем в каждое жильё.Жить и жить в граните и металлеВечно юной пламенной душе!Слышишь, как деревья зашептали:«С днём рожденья, дорогой Мишель…».
Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург, художник, выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию. Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского. Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).

Дата рождения:
3 октября 1814 
Место рождения: Москва
Дата смерти: 15 июля 1841 
Место смерти: Пятигорск, Россия
Род деятельности: прозаикГоды творчества: 1828—1841
Направление: романтизм, реализм
Жанр: стихотворения, поэмы



В Тарханах
Лермонтов с детства в родовом имении матери наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова. После ссоры хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны (бабушки), с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, уже на девятый день после смерти жены он вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачал детские годы Лермонтова, отец лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой. Его окружали любовью и заботами, но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:
«...ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».
На Кавказе
Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года). «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. «Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой».
В феврале 1840 года после дуэли на балу у графини де Лаваль с Э. де Барантом, сыном французского посла, Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью «За храбрость»), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк». Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов хотел выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против. Она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру, и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Где встретился с большой компанией веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью. По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: 
«... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу».
Графическое и живописное наследие М.Ю. Лермонтова
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ…
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником. 
Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие.
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска: «Бештау около Железноводска»

«Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять». (ч.I "Бэлла")
М.Ю.Лермонтов

Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере. 
Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю
В.Ф. Одоевскому. Долгие годы её местонахождение было неизвестно, а 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

ДуэльВечер тих, будто спящий ребенок.Облака разбрелись, как стада. На вершинах и бархатных склонах,Наигравшись, примолкли ветра.Все спокойно и так молчаливо!Где-то свищет в траве коростель.У скалы, что глядит сиротливо,В этот вечер случится дуэль.Мудрый старец Машук недоволен,Растревожен и чем-то смущен,  Он один в этот час неспокоен:«Плохо кончится»,-чувствует он.У людишек свои погремушки,И амбиции тоже свои:То картишки,балы и пирушки,То смертельные с жизнью бои.
***
«Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя…».
М.Ю.Лермонтов
Игры были меж ними все круче,И высокие делали ставки:Желчный Лермонтов - бравый поручикИ Мартынов  - майор, но в отставке. Так недавно считались друзьями! Вдохновенно слагали стихи, Забавлялись войной и балами, А теперь вот – к барьеру пошли.Только десять шагов - и все прахом!Только десять шагов - и беда!Кто-то думал: « Убью одним махом!»,Кто-то: «В воздух пальну, господа!» И когда в синеву небосвода Страшный выстрел с земли прогремел - Зарыдала, завыла природа, Словно туча,Машук потемнел.И поручик, прижав к сердцу руки,На тропинке недвижим лежал,Но в лице - ни укора, ни муки:Так случилось,как он предсказал. Вся природа,казалось,стенала, По горам ветер реквием пел. И прощальной грозой омывало Этот кровью клейменный предел.
Читайте с удовольствием !
Учредитель: МБОУ «Гимназия № 5»
Адрес: Красноярский край, г. Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 12
Сайт: www.gimn5.edusite.ru e-mail: gimn5@mail.ru
Над выпуском работали:
Главный редактор: Акбутаева Татьяна Яковлевна
Члены редакционной коллегии: Кошелева Ульяна, Стяжкина Элина, Сукач Анастасия,
Сирота Марина, Шикалина Ольга