Статья: Воспитание музыкой. Журнал Вестник образования (приложение), №10, 2015 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
6524625-40449500-3147695-34734500ОБРАЗОВАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ
РАТНИКОВ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ, учитель музыки высшей категории, педагог дополнительного образования
Есть в центре города Нижневартовска МБОУ «СШ № 2 - многопрофильная», которую еще называют «Поющая школа».
Уроки, в школе подошли к концу. Тихо стало в классах и в коридорах, но ненадолго. Пройдет немного времени, школа опять наполнится музыкальными звуками. Начинаются репетиции хоров, вокальных и инструментальных ансамблей.
Звенит звонок. Мы осторожно открываем дверь, входим в хоровой класс, где проходят занятия по прослушиванию музыки. Зазвучала музыка, и первые звуки «Аве Мария», композитора Джулио Каччини наполняют помещение.
Интересно следить за выражением лиц ребят. Сначала, во время вступительных тактов, — лишь напряженное внимание. С появлением вокальной партии — общее удивление, затем — жадное любопытство. Что же, им, поющим с первого класса, эта музыка близка и понятна.
Сегодня хоровым искусством охвачено 120 увлеченных музыкой ребят. Основные составы: старший хор, хор мальчиков, хор девочек, сводный хор, вокальный ансамбль «Звездочки», вокальный ансамбль «Апельсин».
В хоре мы не только разучиваем новые произведения, но и продолжаем развивать те знания и навыки, которые приобретали на уроках музыки. Появляется возможность в практических занятиях глубже познакомиться с жизнью и творчеством композитора.
Давая ребятам основы музыкальной культуры, учитель музыки позволяет создать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей. Мы часто говорим о творчестве, работе учителя. Но ведь урок музыки не получится без самих учащихся. Значит надо стремиться к тому, чтобы создать такую атмосферу, в которой было бы возможно творческое восприятие музыки.
Замечаю, как радостно дети идут на уроки музыки. Здесь они не боятся ошибиться в своих ответах, поэтому учителю важно, чтобыони размышляли, делились своими мыслями о музыке, чтобы дети улыбались, когда поют веселую песню. Думаю, здесь нет противоречий между непринужденной атмосферой урока и требованием к поведению учеников.
Если уроки музыки можно назвать нравственными уроками, то занятия в хоре — школой духовного опыта, школой этики, культуры и патриотизма. По сравнению с индивидуальными занятиями музыкой, воздействие подобных уроков в хоре многократно усиливается коллективностью переживания, чувство братского единения, заставляющем всех участников жить и дышать в одном ритме.
Проходит учебный год, и в хоровые коллективы приходят новые дети. По традиции мы чествуем их на нашем хоровом занятии, которое превращается в музыкальный праздник «Посвящение в музыканты». В сценарии праздника включены стихи о музыке, мелодии известных песен, сочинение собственного текста, разучивание танцев. Новичкам — хористам — дарят ленты с надписью «Певец», и они читают клятву школе музыканта. Вот уже много лет в нашей школе проходит смотр-конкурс «Звездный дождь», который своей целью призван выявить талантливых детей в различных видах творчества: изобразительном и прикладном, хоровом, вокальном, инструментальном, литературном искусстве. Это мероприятие является ярким событием в жизни школы, имеющим большое воспитательное значение. Активное участие принимают наши хоровые коллективы в ежегодном городском фестивале «Самотлорские роднички». На этом престижном фестивале-конкурсе мы показываем все формы хорового и вокального искусства, за что неоднократно награждались званиями лауреата и дипломанта. Можно отметить и успех на международном конкурсе-фестивале «Мы вместе» (2015 г.), где солистка младшего хора Пахомова Настя стала дипломантом I степени.
Гордостью школы является ансамбль учителей «Гармония». Дважды ансамбль был удостоен звания лауреата I степени в городском фестивале работников образовательных организаций.
Прижились и наши традиционные праздники: «День Учителя», «Последний звонок», «Встречи школьных друзей», «День Победы».
Многолетняя практика работы с хором показала, что нельзя делить детей на имеющих и не имеющих слух и голос. Все дети, которые хотят и любят петь, - это находка, и в них можно открыть заложенные природой возможности петь. Человек может все: рисовать
114960406667575
0075
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Приложение 10 '2015