Самостоятельная работа подбор и анализ статьи Будаева Эржена Владимировна журнал Вестник Бурятского государственного университета № 1 / 2015, ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика. С 102-104


Самостоятельная работа подбор и анализ статьи
Будаева Эржена Владимировна журнал Вестник Бурятского государственного университета № 1 / 2015, ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика. С 102-104
В статье автор раскрывает основные требования к профориентационной работе в школе, а также определяет направления, способствующие решению практических задач профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Самоопределение личности относится к предмету воспитательной деятельности образовательного учреждения. В рамках образовательного учреждения необходимо подготавливать школьника к осознанному выбору профессии. В этом помогают ряд мероприятий таких как: анкетирование, дифференциально – диагностический опросник Е. А. Климова, так же используются «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши). В статье идет речь о профессии учитель, как массовой профессии и как, наиболее требующего высокого уровня подготовки специалистов.
Автор статьи вынес на обсужденя такую гипотезу, как реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников. Профориентационная работа, как целостная система, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), которые в свою очередь объедененны общими целями, задачами и функциями.
Одна из подсистем – профессиональное просвещение учащихся. Которая осуществляется такими формами работы как: профессиональная констультация, профессиональный подбор и др.
Следующая подсистема – организационно-функциональная. Это деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.
Нельзя ни сказать о личностной подсистеме, которая рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения.
«В рамках нашей комплексной программы мы изучили влияние профориентационной работы на самоопределение личности старшеклассника. В исследовании участвовало 30 учеников 11-х классов общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, которые проходили тренинговые занятия в рамках «Школы лидера».
Для изучения особенностей профессионального самоопределения личности старшеклассников нами был использован дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова. Автором было выделено 5 типов профессий: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ. К первой группе (32 % от общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании) были отнесены старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу профессий «человек — техника». Это люди, охотно занимающиеся конкретными объектами и их использованием. Они предпочитают занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Во вторую группу (36 %) вошли старшеклассники с профессиональной ориентацией по профессиям «человек — художник» по ДДО Е. А. Климова. Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера — музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия. Третью группу (20 %) составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу «человек — человек» по ДДО Е. А. Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера являются общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые профессии — врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности. В четвертую группу (16%) вошли старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу «человек — знаковая система». Этот тип личности характеризуется тем, что предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т. п. Им нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий.»
Данный отрывок статьи описывает дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, который был проведен для изучения особенностей профессионального самоопределения личности учащихся. Автором было выделено 5 типов профессий: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.
В ходе диагностики данного опросника мы видим, что наиболее высокий процент показывает тип «человек – художник». Меньше всего показывает тип «Человек-знаковая система».
«Также нами было использовано «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной). У 50 % учащихся выявлена склонность к практической деятельности, у 37,5 % — к работе с людьми, 12,5 % — к профессиям творческого характера.
Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.»
В этой части статьи автор указывает на предпосылки определяющие выбор профессии старшеклассников.
К этому можно добавить, что саморазвитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профессиональной помощи.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что при разработке новых принципов оценки эффективности профориентационной работы со старшеклассниками необходимо ориентироваться на перспективу создания действительно системной и комплексной кадровой политики, что будет способствовать подготовке осознанному профессиональному самоопределению в рамках школьного обучения.»
Завершая статью, автор указывает нам на то, что нужно создать определенную комплексную кадровую политику (педагог-психолог, социальный-педагог, профориентолог и др.), для подготовки сознательного самоопределения.
В данной статье выделяется инновационный взгляд на внедрение комплексной кадровой политики в образовательные учреждения.
В статье автор упоминает о профессии учитель, как о массовой профессии, требующей высокий уровень подготовки, но проведя исследования с учащимися, не связала свою мысль с итогами диагностики опросника. Так как по результатам видно, что тип профессий человек – человек, составляет 20 %.
Статья является познавательной, с практической направленностью, по выявлению самоопределения личности старшеклассников в процессе профориентационной работы школы. На мой взгляд, статья поможет учащимся объективно подойти к выбору своей профессии.