Фрагмент открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Роль приставки и суффиксов в словах»


Галиуллина Д. М.
Фрагмент открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме:
«Роль приставки и суффиксов в словах»
Цели: -показать роль суффикса и приставки как средства образования новых слов, многообразие суффиксов и приставок в русском языке;
-научить выделять их в слове, определять значение;
-развивать умение разбирать слово по составу;
-воспитывать интерес к  изучению морфемного состава слова, в том числе, применяя
сингапурские структуры.
Элементы сингапурской методики:
МЭНЭДЖ МЭТ (Мanage Mat) – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
КОНЕРС - «углы», обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ответа.
ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) - «раунд робин в течение определенного  времени» -  обучающая  структура,  в  которой  каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Ход урока.
Орг. момент.
– Давай те посмотрим в окно. Какой сегодня день? Какое у Вас настроение?
- В такой замечательный и добрый день давайте пожелаем добро.
Настрой.
Я дарю добро.
Дарю себе,
Дарю Вам,
Дарю тебе.
Дарю всем.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поприветствуем и подарим нашим гостям нашу частичку доброты. нашими добрыми улыбкам и начнём урок.
- Открываем тетради. Начинам с минутки чистописания и орфографической минутки. Запишем слово КОСТЁР.
- Это словарное слово. Нужно запомнить написание буквы -о-. Придумайте предложение с этим словом. Две строчки вниз.
Запишем сегодняшнее число. Классная работа.
Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках мы изучали такие понятия как форма слова и однокоренные слова.
И вот Вам первое задание каждый в своей группе даст определение этим понятиям. Каждому участнику дается 20 секунд. Начинает участник под номером №1.
ТАЙМ РАУНД РОБИН
- Теперь открываем учебник на стр. 44 выполним упражнение 6.
- Но таким образом. Участники групп №1 и №3 выписывают по 1 группе слов из номера 2, а №2 и№4 выписывают группу слов из №1, каждый в тетрадь. Любую группу.
-На это Вам 2 минуты.
- Теперь подумайте и выберите нужный угол.
-Найдите себе партнера и обсудите Ваш выбор. Докажите. 30 секунд. Начинает тот у кого волосы светлее.
- Кто готов защитить свой выбор угла при всех.
- Пройдите на свои места. Давайте запишем однокоренные слова. (Ученик у доски.)
Сторожка, осторожный, настороженный, стражник.(Сергей)
-Наша жизнь из чего - то состоит. Семья, текст, предложение, слово.
- Разберем эти слова по составу. Порядок разбора слов по составу вспомнить.
- А теперь скажите, какие части слова помогли нам образовать однокоренные слова?
Назовите тему сегодняшнего урока. Какую цель поставим перед собой??
-научиться находить и выделять их в словах, научиться разбирать слова по составу.
- Запишем предложение. (1 ученик у доски)
Но нужно определить какое слово нужно дополнить.

В морозный день скрипит под ногами … (листва, фантики, снег) Амир- Выберите из представленных слов правильное им. сущ. Почему?
- Назовите орфограммы подчеркните. Подчеркните грамматическую основу.
- Запишем слово скрипит.
Разберем по составу.
- Подберите к нему однокоренные слова со значением: предмета, лица и признака.
- Разберем слова по составу. Что помогло вам образовать новые слова?
- Значит делаем какой вывод?
- Давайте на доске Я запишу приставки и суффиксы которые нам сегодня встречались, которые Вы знаете. Вы мне их называйте, а Я запишу.
- Сейчас из представленных приставок и суффиксов образуйте слова.
- Запишите их на листочке. Крупнее.
- Встаньте задвиньте стульчики. Сейчас зазвучит музыка. Ван нужно будет найти партнера. Задание для партнера…
- Устно назвать приставки и суффиксы которые употребил Ваш партнер. Начинает тот кто выше, глаза светлее. Прыгнет выше.
Обсуждение.
- Кто ни разу не ошибся в названии приставки и суффикса?
- Кто встретил слова, в которых были орфографические ошибки?
- Какие слова показались интересными?
Замечательно. Спасибо всем за внимание.