Комплексный подход в социально-педагогическом сопровождении учащихся «группы риска»


МКОУ «Чатлыковская СОШ»
Роль социального педагога в работе с детьми «группы риска»
Дети, находящиеся в «группе риска» есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в данную группу:
Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
Влияние дурной компании, окружения, социума
Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,
Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.
К внутренним факторам риска относятся:
ощущение ребенком собственной ненужности,
низкая самооценка, неуверенность в себе,
недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
незнание и непринятие социальных норм и ценностей,
неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,
неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Дети группы риска, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999) - "ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации".
Это понятие высвечивает, как главное, судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.
Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Цель деятельности социального педагога с детьми «группы риска» – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.
Задачи:
– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.
Социальный педагог должен владеть функциональным алгоритмом, а на основании этого алгоритма он может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
Я придерживаюсь следующего функционального алгоритма (направлений) (по С.В. Титовой):
Выявление детей «группы риска».
Профилактическая социально-педагогическая работа с детьми и родителями.
Реабилитационная работа с детьми «группы риска».
Рассмотрим каждое направление на конкретных примерах из моего опыта:
1.Выявление детей «группы риска»
1.Формирование социального паспорта школы, класса.
2. Социально-педагогический патронаж на дому. Например: патронаж на дому будущих первоклассников, подворовой обход.
3. Анализ школьной документации учащихся (личные дела).
4. Составление банка данных на детей, состоящих на ВШУ и ПУ: сверка базы данных с ПДН, ТКДН и ЗП, ЦСПС и Д.
2. Профилактическая социально-педагогическая работа с детьми и родителями
Основная форма проведения профилактических мероприятий в школе – профилактические декады разной направленности.
Декада «Я выбираю жизнь» 9.09.2013 - 19.09.2013 гг., направлена на профилактику употребления табака, алкоголя и других ПАВ. В рамках декады проводились следующие мероприятия:
Оформление информационного уголка «Осторожно, зависимость!»
Беседа «Скажи телефону доверия «Да!»
(1-5 класс)
Анкетирование «Выявление отношения учащихся к алкоголю, наркотикам и курения»
Развлекательно-познавательная программа «Вредные привычки» (5-7 классы)
Киноклуб: просмотр видео лекции «Об алкоголе» авт. Довгань
Беседа «Мораль и право»
Профилактические рейды: ОПМ «Подросток»
Декада «Профилактики ВИЧ и СПИДА, токсикомании, правовых знаний» 25.11.2013 – 5.12.2013
Кл.час: «Несовершеннолетние и уголовная ответственность»
Анкетирование «Отношение учащихся к ВИЧ-инфицированным»
Выпуск листовок «Жизнь прекрасна. Не потрать ее напрасно»
Итернет-акция в социальных сетях «Статус - не приговор»
Кл.час «Профилактика злоупотребления ПАВ» (9-11)
Международный день борьбы со СПИДом (1-11 кл.)
Информационный уголок «Я уважаю твои права»
Беседа «Ещё раз о токсикомании…»
Декада профилактики жестокого отношения среди учащихся и в семье «Дети – цветы жизни» 13.01.2014-24.01.2014
Оформление тематических страниц в дневниках учащихся 1 – 11 классов: «Права и обязанности родителей»;
Анкетирование «Насилие среди сверстников, в образовательном учреждении, в семье» (1-11 класс)
Круглый стол «Дети-цветы жизни» (9-11 класс)
Акция «Детям заботу взрослых»
Конкурс рисунков «Дети против насилия»
Декада профилактики игровой, компьютерной и интернет-зависимостей 25.05.2014-31.05.2014
Диагностика по выявлению наличия признаков игровой, компьютерной и интернет зависимости (1-11 класс)
Кл.час «Компьютер: за и против» (5-11 класс)
Конкурс коллажей «Жизнь в реале» (5-11 класс)
Оформление тематических страниц в дневниках учащихся
2 – 11 классов: рекомендации по профилактике компьютерной зависимости «Живите с ребенком вместе!»
Консультирование детей, родителей, педагогов
Правовое консультирование детей и родителей.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей.
Лекторий для родителей школьников разных категорий: выступления на родительских собраниях («Права, обязанности и ответственность родителей», «Принципы отношений взрослых и детей», «Причины совершения н/л противоправных действий, ответственность за совершение таковых»), организация круглых столов для родителей («О чем молчат родители», «Плоды запретов», «Что можно, что нельзя», «Подросток и компьютер. Опасная грань»).
3.Индивидуальная реабилитационная работа с детьми «группы риска»
Программа индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего группы риска включает в себя:
организацию досуга подростка;
помощь в преодолении учебных затруднений;
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
сопровождение семьи;
обращение в районные социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
привлечение специалистов из других структур профилактики и реабилитации для работы с семьей и подростком.
Декабрь 2013 года Март 2014 года
Кол-во учащихся, состоящих на ВШУ 4 5
Кол-во учащихся, состоящих на ПУ в ТКДН и ЗП и ПДН 3 0
Кол-во семей, состоящих на ВШУ 3 2
Кол-во семей СОП 1 0