Статья «Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»


«Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Авраменко Алена Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №16 им. Д. М. Карбышева».
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в нашей стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Статистические данные ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», материалы о выполнении Федеральной программы развития образования, отчет межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения, а также результаты научных исследований свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков.
Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение учащихся к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Здоровье, здоровый образ жизни – основные понятия здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в свете внедрения ФГОС - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОСов – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.Методологическим основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход.
Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед педагогом встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
 создание положительно - эмоциональной, комфортной среды.
На своих занятиях для создания благоприятного микроклимата на использую похвалу учащихся. Похвала может быть вербальной (Молодец! Умница! Ты-супер! Талантливо! Замечательно) и невербальной (улыбка, жесты, мимика, аплодисменты, специальные жесты). Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов!».
А также, считаю, что на создание комфортной среды влияет и стиль общения педагога с детьми. Мне свойственен демократический стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности. Ребенок, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.
Использование ИКТ
Ведь использование компьютера на внеурочных занятиях повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию рабочего процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником педагога, учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
Применение разных видов деятельности, разных по сложности заданий в течение одного занятия. Это вызывает интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в своей практике использую следующие средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
На занятиях по внеурочной деятельности я широко использую нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры.
Использую следующие средства двигательной активности: физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; дыхательная гимнастика.
На уроках – экскурсиях использую оздоровительные силы природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.
Из гигиенических средств достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения использую проветривание; мытье рук; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ).
Используя уроки – игры, уроки – конкурсы, применяя игровые технологии во внеурочное время в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляю мотивацию на изучение предмета, помогаю вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
В течение занятия в зависимости от состояния учащихся использую разнообразные приёмы и методы здоровьесбережения.
1.Релаксационные паузы
Занимают по 2-3 минуты.
а) Ритмотерапия – музыкально-ритмические упражнения которые помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка снимает нервное напряжение, улучшает речь ребёнка. Ритмическая гимнастика наиболее благоприятна после долгого сидения, усиливает кровообращение, разгружает позвоночник.
Пример: “Прогулка по сказочному лесу”. Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу. "Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка”.
б) Упражнения для снятия сильного эмоционального стресса и саморегуляции (Центр психологической помощи МГППУ) – серия упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп с чередованием сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления («Муха», «Лимон», «Сосулька» и др.)
2) Физкультминутки, 1-2 раза по 2-3 мин., через 15-20 мин. после начала занятия.
а) Для снятия утомления с плечевого пояса и рук, мелких мышц кисти, мышц туловища.
б) Для профилактики нарушений зрения.
У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление. С детского сада они привыкли к игре, в том числе и ролевой.
Постепенно ролевая игра заменяется дидактической, что способствует развитию логического мышления ребёнка. Упражнения, которые используют для двигательных оздоровительных разминок, должны быть сюжетными, содержать образ. Поэтому использование ИКТ-физминуток оправдано.
в) Пальчиковая гимнастика
3) Упражнения – энергезаторы.
Упражнения - энергезаторы призваны снять напряжение, настроить на позитивное восприятие. Они могут:
снимать мышечное утомление;
улучшать общий эмоциональный настрой;
активизировать внимание;
закреплять в игровой форме умения и навыки.
Энергезаторы могут использоваться для знакомства, для сплочённости группы, для разминки, расслабления, оживления активности участников, для деления на группы, для развития у участников коммуникативных навыков.
Например Энергезатор - Приветствие:
1. Здравствуй, друг. (Рукопожатие)
2. Ты пришел? (Положить руку на плечо)
3. Я не ждал. (Развести руки в стороны)
4. Как я рад! (Обнять друг друга)
Используя все выше перечисленные приемы и методы здоровьесбережения способствую укреплению и сохранению здоровья учащихся, удовлетворяю потребность детей в двигательной активности, формирую здоровый образ жизни, укрепляю мотивацию на изучение предмета, помогаю вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.