Урок №33 Пщеварение в желудке и кишечнике.


Урок №33: Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа №7 «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал».
(8 а, б классы)
Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания о процессе пищеварения, выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.
Продолжить формировать понятие «фермент», «субстрат».
Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.
Развивающие:
Сформировать умение выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Продолжить формирование навыков работы с учебником, оборудованием.
Показать практическую направленность полученных знаний.
Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Оборудование: Оборудование для опыта: накрахмаленная тканевая салфетка, раствор йода, ватная палочка, чашка Петри.
Ход урока
Актуализация знаний:
Разминка
Проверка домашнего задания:
Задание 1 (фронтально)
Учитель: Поставь по порядку - глотка, - печень, - ротовая полость, - желудок, - желчный пузырь, - толстый кишечник- поджелудочная железа, - тонкий кишечник, - пищевод, - прямая кишка - двенадцатиперстная кишка, - аппендикс.
Ответ: 1 - ротовая полость, 2 - глотка, 3 -пищевод, 4 - желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 - толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка. Задание 2
Учитель: Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.
Углеводы аминокислота
Жиры глюкоза
Белки глицерин, жирные кислоты
(Схема остается на доске с заполненной одной стрелкой: углеводы - глюкоза, а над стрелкой - амилаза, ротовая полость )
Задание 3
Индивидуальный опрос:
Учитель:
Как распознается качество пищи?
Какое значение имеет химическая и механическая обработка пищи?
Каковы строение и форма зубов?
Задание 4
Учитель:
Какие железы находятся в ротовой полости и каковы их функции?
Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне?
Почему у людей, даже здоровых, ротовая полость богата микробами?
Задание-5
Учитель: Расскажите о составе и функции слюны (проверка по слайду)
Поставьте опыт, показывающий роль амилазы в расщеплении крахмала
Задание-6
Учитель: Вспомните, какие зубы у высших приматов? Какие типы зубов, зубы молочные и постоянные?
Ответ: сообщение учащегося о гигиене в ротовой полости?
Задание-7
Создание проблемной ситуации – подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: На схеме мы поставили только одну стрелку, а где и под действием чего будет перевариваться бутерброд? Где переварится мясо, жиры?
Примерные ответы учащихся, выход на тему урока!
Изучение нового материала.
Совместно с учащимися определяем основные вопросы, которые будем рассматривать на уроке.
Познакомимся со строением желудка и двенадцатиперстной кишкой.
Раскроем особенности процессов пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.
Раскроем свойства ферментов желудочного сока и пищеварительных соков 12- ти перстной кишки.
Узнаем о роли печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Учитель: Пищевой комок из ротовой полости рефлекторно проглатывается, проходит по пищеводу и попадает в желудок. Организуется работа с текстом параграфа по изучению строения и функциям желудка. Опрос по плану:
- Что способствует перемешиванию пищи в желудке и почему, кроме воды, пища не сразу попадает в кишечник?
- Объясните, под действием, какого фермента происходит расщепление пищи в желудке? Какие железы находятся в желудке, какие секреты они вырабатывают?
пепсин, НClБелок Аминокислоты
Динамическая пауза, зарядка для глаз.
Учитель: Куда попадает и как продолжается переваривание пищи?
Организуется работа в парах по изучению вопроса: Пищеварение в кишечнике по плану:
Роль печени,
Роль желчи.
Значение трипсина, липазы и амилазы кишечного сока в пищеварении.
Совместная запись реакций на доске и тетради:
трипсин Белки Аминокислоты
амилаза Углеводы Глюкоза
липаза Жиры Глицерин+жирные кислоты
Закрепление: выполнение лабораторной работы №7 «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал». Инструкция учителя.
Домашнее задание прочитать тест параграфа, ответить на вопросы №2,3.
Рефлексия.
Учитель: Выскажитесь по любому вопросу:
Какую главную проблему Вы решали, изучая данную тему?
Какие выводы Вы сделали, изучая пищеварение в желудке и кишечнике?
Какие новые вопросы или проблемы возникли у Вас?