Доклад-выступление на методическом объядинении классных руководителей на тему: «Мир переживаний подростков или как разрешить проблему самоопределения».

Выступление на заседании МО классных руководителей на тему: « Мир переживаний подростков или как разрешить проблему самоопределения».

Подростковый возраст согласно системе периодизации возрастных периодов жизни человека определяется по периодизации Выготского как «пубертатный возраст» -от 13до 17 лет, а по периодизации Эльконина этапом отрочества как «Ранняя юность» - с 15 до 17 лет и рассматривается как переходный возраст : от детства к взрослости, что непосредственно и является переживанием подростка.

В психологии подростковый возраст имеет свои противоречия, которые выражаются в нескольких аспектах.

Во-первых, подростковый возраст – это переходным возраст.
Уже не ребенок, но еще не взрослый. Подросток часто ощущает себя взрослым, но при этом стремится только к расширению прав, но не к увеличению количества обязанностей.

Во-вторых, существует неравномерность линий развития подростка.
Половая, интеллектуальная и социальная зрелости достигаются не одновременно. Разрывы в разных линиях развития могут порождать психологический дискомфорт у подростка.

В-третьих, подростничество является одновременно и возрастом социализации и
возрастом индивидуализации.
С одной стороны, в подростковом возрасте происходит активное присвоение общественных норм, правил, ценностей, выражено стремление быть похожим на других, чаще всего на значимых сверстников. С другой стороны, процесс индивидуализации выражается в стремлении найти себя и быть не как все.

Следующая общая особенность подросткового возраста - это гормональный взрыв.
Подростковый возраст – период резких гормональных изменений, которые происходят быстро и часто неожиданно для самого подростка.

В это время задачами развития являются:

- освоение новой телесности, связанный с процессами полового созревания,
которая может быть сопряжена с сильными переживаниями, в том числе и негативного характера,

- развитие абстрактного мышления выступает как важная задача процесса обучения, которая способствует возможности размышлять о предметах, событиях и процессах в отрыве от их реальности,

- приобретение навыков межличностного общения с представителями своего пола и противоположного, вхождение в группу сверстников,




- становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости. Построение новой системы отношений с собственными родителями, порой через конфликты и напряжение, во многом способствуют возникновению чувства взрослости,

- выработка жизненной философии, социально принятых ценностей и моделей поведения.

Решение этих задач развития сопряжено с волнениями и переживания, сомнениями и застенчивостью, а также сильной эмоциональной значимостью этих отношений.

Решение задачи по познанию себя открывается ряд сфер жизни, наиболее значимых для подросткового возраста, как с точки зрения переживаний подростка, так и с точки зрения требований общества.

К сферам жизненного самоопределения относятся - самоопределение в сфере дружбы и любви, самоопределение в сфере идеологии, включая политику и религию. Важно, что в реальной жизни в одних сферах процесс самоопределения оказывается более быстрым и понятным, в других требует большего времени и внимания.

К такой сфере относится и профессиональное самоопределение. Которое начинается еще со школьной скамьи и до сих пор имеет свои проблемы в системе профориентации школьников и молодежи.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой профессии.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.
Активность профессионального самоопределения, самооценок, общественных оценок связана с глубокими и сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Поэтому от педагогов требуется и такт, и высокий профессионализм.



Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию помощи подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Суть педагогической поддержки, в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.
15