«Дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодежи»

Сектор гражданско-патриотического воспитания и социальных инициатив
Центр патриотического воспитания

Клуб допризывной подготовки «К защите Родины готов!»









Открытое занятие по теме:

«Развитие военного дела в России»

Возраст детей – 15-17 лет.
Образовательная программа детского объединения «К защите Родины готов!»,
раздел 3. «Дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории», тема 1, занятие 5.


Разработал: педагог дополнительного образования
Рубан Анатолий Владимирович














Ростов-на-Дону
2017 г.


II. План-конспект

5 апреля, 15.00-15.45, средняя школа № 110

Тема 1: Дни воинской славы России. Занятие № 1. День начала Великой Отечественной войны. День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой

Раздел 3. «Дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории»

Методическая цель открытого занятия.
Проверить правильность методики обучения, темам образовательной программы, оказать помощь, педагогам дополнительного образования, в обучении и воспитании обучающихся, обменяться опытом и выработать единство взглядов на методику организации и проведения занятий, посвященных победам, одержанным в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Тип.
Систематизация и углубление знаний.

Вид.
Открытое занятие.

Форма занятия.
Рассказ-беседа.

Технологии и методы обучения.
Применение презентации и комплект видеоматериалов для ТСО в соответствии с образовательной программой, в ходе процесса взаимодействия между педагогом и учениками, с целью мотивации обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Цели занятия.
Дать учащимся представление о начальном этапе Великой Отечественной войны, пояснить цели и планы сторон, проанализировать причины поражения Красной Армии в первые дни войны.
Формировать умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные исторические источники.
Дать характеристику деятельности правительства СССР на начальном этапе войны.
Рассмотреть события, связанные с обороной Москвы и сделать вывод об историческом значении битвы под Москвой.


Задачи.
Обучающие.
Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных моментов истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Сформировать и закрепить у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Развивающие.
развивать у обучающихся навыки публичного выступления, умение отстаивать свое мнение, пользуясь аргументами и фактами, слышать собеседника и уважать мнение оппонента.
Развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и компетенцию в области военной подготовки, волевые качества, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии.
Развивать у обучающихся умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитательные.
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения. Побуждать детей к изучению истории страны, к оказанию помощи ветеранам.
Воспитывать у учащихся патриотические качества, интерес к истории России, чувство патриотизма, сопричастности к событиям времён Великой Отечественной войны.
Приобщать обучающихся к героическим подвигам советского народа в годы войны.

Основные понятия, используемые на занятии.
Антигитлеровская коалиция – военный союз государств, сражавшихся во Второй мировой войне против агрессивного блока в составе Германии, Италии, Японии и поддерживавших их государств. Начало создания коалиции относится к июню 1941 г., когда правительства Англии и США выступили с заявлениями о готовности оказать поддержку СССР, подвергшемуся нападению со стороны фашистской Германии. К концу войны в состав коалиции входило около 50 государств. 
Блицкриг – теория скоротечной войны с достижением победы в кратчайший срок. Созданная в Германии в начале XX в., эта тактика немецкого военного командования потерпела крах в Первой и Второй мировых войнах.
Брестская крепость – крепость в черте г. Брест, в Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны малочисленный гарнизон Брестской крепости под руководством П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина с 22 июня до 20-х чисел июля 1941, находясь в окружении, оборонялся против превосходящих сил немецко-фашистских войск. В 1965 Брестской крепости присвоено звание 10 крепость-герой с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1971 мемориальный комплекс
Великая Отечественная война – война советского народа с гитлеровской Германией и ее союзниками (22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.), составная часть II мировой войны. Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в русскоязычной традиции после радиообращения И.Сталина 3 июля 1941 года. 
Второй фронт – фронт, возникший против фашистской Германии в Западной Европе во II мировой войне. Был открыт США и Великобританией в июне 1944 года высадкой десанта в Нормандии (Франция).
Геноцид – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Коренной перелом в ходе войны – стратегические и политические изменения в ходе военных действий, как: переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой; обеспечение надежного превосходства оборонной промышленности и тыловой экономики в целом; достижение военно-технического превосходства в снабжении действующей армии новейшими видами вооружения; качественные изменения в соотношении сил на международной арене.
Ленд-лиз – система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и т.д., предпринятая США в годы Второй мировой войны. Расходы США на проведение операций по ленд-лизу с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. равнялись 46 млрд. долларов. Объем поставок Британской империи составил свыше 30 млрд. долл. (% кредита составил 472 млн.) Советскому Союзу 10 млрд. долларов (% кредита составил 1,3 млрд. долл.).
Оккупация (от лат. “захват”) – временный захват чужой территории военной силой без законных на нее прав.
Партизанское движение  вид борьбы народа за свободу и независимость Родины или за социальные преобразования, которая ведется на территории, занятой противником, при этом вооруженное ядро опирается на поддержку местного населения. В партизанском движении могут принимать участие регулярные части, действующие в тылу врага.
План «Барбарроса» – (Barbarossa), кодовое наименование плана агрессивной войны фашистской Германии против СССР. Разработан в 1940. Предусматривал молниеносный разгром основных сил Красной Армии западнее рек Днепр и Западная Двина, а затем выход на линию Архангельск Волга Астрахань. Войну предполагалось выиграть в течение 2-3 месяцев. Осуществление плана «Барбаросса было сорвано героической борьбой народов СССР.
Рихард Зорге – советский разведчик, Герой Советского Союза (1964, посмертно). В 30-40-х гг., находясь в качестве немецкого журналиста в Германии, Китае и Японии, добывал ценную развединформацию. Сообщил дату предстоящего вторжения немецко- фашистских войск в СССР, количество дивизий и общую схему их плана военных действий. В октябре 1941 арестован японской полицией и в ноябре 1944 казнен.
Театр войны – термин используется в узком значении, как территория третьих государств, не являющихся главными участниками войны.
Ставка Верховного главнокомандования – создана 23.06.1941 как высший орган стратегического руководства Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны; первоначально именовалась Ставкой Главного Командования (под председательством С. К. Тимошенко), с 10.7.1941 Ставкой Верховного Командования, с 8.8.1941 СВГК (во главе с И. В. Сталиным).


Материально-техническое и информационное обеспечение занятия.


Алексеев С.П. Двенадцать тополей: рассказы из истории Великой Отечественной войны.- М.: современник, 1985.- (Отрочество. Серия для подростков)


Богданов Н.В. Иван Тигров: рассказы о Великой Отечественной войне


Борисенок Ю.А. (Великая Победа и современность. К 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. М., 2010


Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2011 г.


Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986.


Великая Отечественная Война. Девствующая Армия. М., 2005


Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005


Великая Отечественная Война 1941-1945. М., 2012 5. Залесский К. Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. М.2013


Горбатов А.Т. "Годы войны" - М., 2010г.


Журба П.Т. Александр Матросов. Повесть о жизни и подвиге Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матросова.- Л.: Дет. лит., 1974


Захаревич С.С. Большая кровь: как СССР победил в войне 1941-1945 годов. Минск, 2009


Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В. Великая Отечественная без грифа секретности. М. 2010


Мединский В.Р. Мифы СССР, 1939-1945 М., 2011 9. Мухин Ю.И. Уроки Великой Отечественной. М., 2010


Методическая разработка по проведению открытого занятия.


Новиков В.И. " Накануне и в дни испытаний" - М., 2010г


Ольштынский Л.И. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне. М., 2010


Осокин А.Н. Великая тайна Великой отечественной: ключи к разгадке. М., 2010


Похлёбкин В.В. Великая война и несостоявшийся мир. Военный внешнеполитический справочник. М.,1997г.


Сборник «А впереди была Победа». Ярославль , 2010


Семинарий по отечественной истории на тему: «Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны: трудные вопросы». Ярославль , 2006.


Солонин Марк. "22 июня, или когда началась Великая Отечественная война?" М.:Яуза,Эксмо,2008.


Тематический план и расписание занятий.


Уткин А.И. Вторая Мировая Война. М., 2002


Ханс фон Люк. На острие танкового клина. М.:"Эксмо","Яуза",2008.



Ход открытого занятия
Деятельность
педагога
Деятельность обучающихся
Результат

Организационная часть 1 минута

Приветствие. Проверка наличия обучающихся, их готовности к занятию.
Дежурный докладывает об отсутствующих.
Обучающиеся готовятся к занятию.
Обучающиеся готовы приступить к занятию.

Этап целепологания и мотивации 1 минута

Сообщение темы урока, целей и задач.
Обучающиеся внимательно слушают, делают необходимые записи в тетради
Обучающиеся понимают тему, цель и задачи.

 Этап актуализации применение знаний, постановка проблемы 3 минуты

(Слайд № 1)
Проводится фронтальный опрос по пройденной теме. Ставится проблема.
Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на знания и учебный опыт.
Активизация работы обучающихся

Этап изучения нового материала – основной 25 минут

(Слайды № № 2-6)
Довожу терминологию и основные этапы начала и окончания войны, положение в Европе на начало нападения на СССР, стратегию фашисткой Германии в плане «Барбаросса».
(Слайды № № 7-9)
Кратко рассказать о начале Великой Отечественной войны, о потерях наших войск, о мужестве и героизме солдат, о провале плана «Барбаросса»
(Слайды № № 7-9)
Довожу состояние сил и сторон на начало октября 1941 года и начала контрнаступления под Москвой используя слайды презентации «Великая Отечественная война 1941-1945 годов»
Показ видео материалов «Один в поле - воин», «Парад 7 ноября»

Обучающиеся внимательно смотрят за действиями педагога, по необходимости делают пометки, задают вопросы.
Активное участие всей группы. Восприятие и анализ полученной информации. Систематизация знаний.

Этап первичного закрепления новых знаний - рефлексивный 10 минут

Затем обучение идет в следующем порядке:
называю одну из причин неудач Красной Армии в начальный период войны, один из обучаемых, рассказывает какие еще, по его мнению причины, послужили неудачам в первоначальный период;
можно было бы избежать нападения на СССР и если можно, то как и т.д
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, с учетом полученных новых знаний.
Выявляется степень усвоения нового материала

Этап рефлексия – подведение итогов 5 минут

Довожу домашнее задания, разного уровня. Подвожу итог урока. Отмечаю наиболее отличившиеся учащиеся.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
Правильное понимание домашнего задания.



Педагог дополнительного образовании
А. Рубан
15