Классный час совместно с родителями Новогодние традиции на Руси


Классный час "Новогодние традиции на Руси"
Цели: знакомство с историей, обычаями и традициями празднования Нового года в России.
Задачи:
актуализировать знания о новогодних традициях на Руси;
познакомить с историей возникновения новогодних традиций на Руси;
формировать познавательный интерес к получению новых знаний;
способствовать развитию классного самоуправления;
развивать доброжелательное отношение к одноклассникам и окружающим людям;
привлечь родителей к делам классного коллектива;
способствовать взаимодействию родителей и детей класса.
Формируемые УУД
Познавательные:
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.
Личностные:
- проявлять интерес к культуре, истории и традициям своего народа, родной страны;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Регулятивные:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные:
- организовывать самостоятельную речевую деятельность в устной и письменной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование:
для учителя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, толковый словарь русского языка С. Ожегова, цветной (красный) картон, песня "Я елка современная", новогодняя мелодия;
для учащихся и родителей: ножницы, цветная (зеленая) бумага, булавки, листы для составления синквейна.
Электронный ресурс: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=32116, http://detskiemelodii.ru/load/1-1-0-139, https://petamusic.ru/?string=%CD%EE%E2%EE%E3%EE%E4%ED%E8%E5+%EC%E5%EB%EE%E4%E8%E8 - Новогодняя мелодия – Jingle Bells (инструментальная)
Технологическая карта занятия
Этапы,
виды деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Примечание
Оргмомент, создание эмоционального настроя ресурсный круг Ребята, потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его друг другу по цепочке легким нежным пожатием руки стоящему рядом человеку. Тот, кто получит частичку тепло, сообщает об этом. Пусть на протяжении всего занятии вам будет так же тепло и уютно. Выполняют действия. Встают в круг вместе с детьми, выполняют те же действия. Вхождение в тему Ребята, а вы заметили, что с наступлением зимы в воздухе витает приятный запах, который проникает повсюду, куда бы ни зашли? Даже в нашем классе он присутствует. Чем же пахнет? Думают над вопросом. звучит новогодняя мелодия
Сегодня наш классный час посвящен замечательному празднику Новому году. Слайд 1
Работа в парах А вы знаете, что обозначает слово "традиция"?
Чье объяснение оказалось наиболее близким по значению? Пытаются объяснить значение слова "традиция" Давайте проверим себя по толковому словарю Ожегова
(показывает словарь).
Словарь также можно найти в интернете
http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=321161. то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи), национальные традиции, воинские традиции.
2. обычай, установившийся порядок в поведении, в быту Один из учеников читает вслух определение Слайд 2
Какие традиции празднования Нового года вы знаете?
1. Празднование 1 января;
2. Добрые поздравления и пожелания окружающим людям;
3. Украшение ёлочки;
4. Богатый стол.
4. Приход Деда Мороза и Снегурочки. Целеполагание,
мотивация Ребята, а вы никогда не задумывались над тем, как появились эти традиции?
Хотели бы узнать об этом?
Слайд 3
Сообщение новых знаний с элементами диалога Прочитайте еще раз тему. Как вы думаете, эти традиции зародились давно или недавно?
Да, этим традициям много лет, так как появились они тогда, когда наша страна называлась словом Русь. Как вы думаете, всегда ли Новый год праздновался 1 января?
Празднование этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. Его встречали как праздник весны, солнца, света, ожидания нового урожая. В новогоднюю ночь, одетые в шкуры животных и маски люди ходили по домам, пели песни, танцевали, сыпали на пол зерно и желали всем хорошего урожая.
Когда на Руси приняли христианскую веру начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. По одной из версий, это связано с решением православной церкви, ведь сентябрь - очень важный месяц для верующих. Думают над ответом, обращают внимание на слово "Русь" Слайд 1
Слайд 4
Слайд 5
Актуализация полученных ранее знаний В 1700 году дата празднования Нового года вновь изменилась.
Кто это? Вы узнали этого человека? Вспоминают по изображению Петра I. Слайд 6
Сообщение новых знаний с элементами диалога В 1700 году царь Петр I перенес празднование Нового года на 1 января. Он издал указ «О праздновании Нового года», в котором говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября, а встречать его в ночь на 1 января.
Указ царя:«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять – на санках с гор катать».
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
Сам он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все веселились, танцевали и пели, поздравляли друг друга, дарили подарки, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи.
Кстати, когда Пётр I отмечал со своими придворными Новый год, он и о народе не забывал - выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином. Народ веселился от души: взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.
Царь всегда следил за тем, чтобы этот праздник был очень веселым и радостным для всех: и для бедных, и для богатых. Один из учеников читает вслух указ Слайд 7
Слайд 8
Слайды 9,10
Слайд 11
Слайды 12,13
Со времен Петра I главным украшением дома стала елка.
До введения указа Петра I Новый год наши предки встречали либо с березкой, либо с цветущим вишневым деревом, в зависимости от того, когда отмечали праздник — осенью или весной.
Традицию наряжать новогоднюю елку царь Петр «подсмотрел» у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия, долголетия и верности. Этот обычай показался Петру I очень красивым. Слайд 14
Кто знает, как украшали новогоднюю елку в старину?
В старину елку украшали различными игрушками и лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами, фруктами и даже овощами. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. На ветках горели восковые свечи. Макушку ели венчала Вифлеемская звезда.
Бедные люди первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек.
Обязательно водили хоровод вокруг лесной красавицы. Ответы детей и родителей Слайд 15,16
Слайд 17
Чем сейчас мы украшаем елку? Электрическими гирляндами, блестящими шарами и другими игрушками, на макушке звезда и сосулька. Слайд 18
Ребята, а вы хотите поставить елочку в нашем классе прямо сейчас?
Предлагаю сделать елочку своими руками из своих же ладошек, а ваши родители вам помогут.
Но наша елочка будет не простая, а волшебная.
Мне хочется, чтобы наша елочка принесла в наш класс побольше доброты и тепла.
Вы все знаете, что изделия, выполненные своими руками имеют особенную ценность. Какую? Несут положительную энергетику. Практическая работа Перед вами на партах лежат зеленая бумага и ножницы. Перед тем как начать работу, вдохните в ваши ладошки тепло ваших сердец и быстро приложите ладошку к бумаге.
Нижний ярус будут составлять ладошки ваших родителей. А на макушке - моя ладошка из красного картона.
Наша елочка будет нести тепло сердец ваших родителей, вас и мое тепло. Изготовляют елочку из ладошек. Изготовляют составные части елочки, составляют елочку, убирают мусор. Звучит песня "Я елка современная"
Ребята, кого не хватает под елочкой?
Давайте поставим их и будем ждать новогодних подарков. Ставят Деда Мороза и Снегурочку. Дети и взрослые ждут с нетерпением Деда Мороза.
Деду Морозу очень много лет. Поначалу это был дух холода. Люди не ждали от него подарков, а дарили их ему сами, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод.
А как Деда Мороза называли в старину?
Затем его прообразом стал Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение. Называли его уже ласково и уважительно. Как?
Где сейчас вы можете встретить его имена?
Символом новогодних праздников он стал примерно 100-150 лет назад.
Снегурочка - внучка Деда Мороза. Снегурочка появилась примерно 65 лет назад. Образ внучки Деда Мороза придумали Лев Кассиль и Сергей Михалков. В старину его называли по-разному: Дед Трескун, Мороз Ёлкич, Студенец,.
Морозко, Мороз Красный нос, Мороз Иванович.
В сказках, русских народных играх. Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Наши предки придерживались особых новогодних обычаев, которые соблюдаются и по сей день.
Давайте вместе вспомним о них.
- наряжались в красивую одежду, чтобы хорошо наряжаться круглый год;
- накрывали богатый стол, чтобы жить в достатке;
- провести праздник как можно веселее, ведь недаром говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь;
- отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения. Вспоминают обычаи В каждой семье соблюдаются не только общие традиции, но и существуют свои.
Давайте послушаем ваших родителей о них. Рассказывают о семейных традициях. Рефлексия Традиции празднования Нового года сохранились до наших дней.
Скажите, что сегодня на классном часу вам запомнилось, что удивило, что понравилось, а может быть, что-то и не понравилось. выберите одну из фраз и дополните ее.
Мне запомнилось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Мне не понравилось ...
Уважаемые родители, хотелось бы выслушать ваше мнение о нашем классном часе. Был ли он для вас полезным. Высказывают свои впечатления Слайд 22
Работа в группах В заключение классного часа мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к Новому году. Составьте, пожалуйста синквейн "Новый год".
Выслушав ваши синквейны, я сделала вывод, что Новый год для всех очень светлый, добрый праздник, который несет тепло, радость в души людей. Этот праздник хранит многовековые традиции русского народа. Составляют синквейныЗадания группам Новые задания группам будут посвящены предстоящему празднику.
Всезнайки: готовят сообщения о праздновании Нового года в других странах.
Игровики: приносят интересные задания про Новый год, проводят игры на переменах.
Помощники: помогают организовать новогоднюю почту в нашем классе. Я предлагаю написать новогодние открытки своим одноклассникам, которые вы пишите заранее, отпускаете в новогодний почтовый ящик, который готовят помощники. Командиры групп записывают задания в своих блокнотах. Заключение Я поздравляю всех с наступающим Новым годом! Слайд 23