Конспект урока литературному чтению Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь 1


Конспект урока литературного чтения по теме «Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь 1»
Цели урока: обобщить знания обучающихся по  изученной  теме; способствовать развитию познавательных способностей детей, их интеллекту, творческим способностям; способствовать расширению кругозора учащихся, привитию их интереса к литературе, развивать мышление учеников.
воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.
Ход урока
Организационный момент.
-Прозвенел звонок, а это значит, что начинается урок. Приветствие гостей.
Релаксация.
-Представьте себе, что в ваших ладошках лежит что-то родное, доброе, мягкое.Почувствуйте, как оно согревает ваши руки,тело,душу. Оно заряжает вас энергией и улучшает настроение. Вот с этим позитивным настроением мы и начнём урок.
Обобщение и закрепление знаний учащихся.
Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний.
«Ты только вдумайся, только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.»– Ребята, мы закончили чтение стихов из первой поэтической тетради. И сегодня мы подведём итог по изученному разделу«Поэтическая тетрадь №1» (Слайд №1)
Совершим небольшое путешествие по станциям в «Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме. На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, тот ряд, у кого будет всего жетонов, и победит. При ответе не выкрикиваем, а поднимаем руку.
- Усаживайтесь поудобнее. Вы готовы? Итак, в путь!
1.Станция «Выбирай-ка» (слайд № 3)
Вам нужно выбрать тех авторов, творчество которых мы не изучали в этом разделе. (слайд № 4)
- И так, вы узнали авторов, молодцы, а сейчас отправимся дальше.
2.Станция «Называй-ка» Назвать автора и стихотворение (слайд № 5)
- А теперь давайте соотнесём автора и его произведение (слайд № 6-7)
3.Станция «Угадай-ка » (слайд №8)О каком времени года идёт речь? Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
грохочет в небе голубом. Весна (Тютчев Ф.И.«Весенняя гроза») (слайд № 9)
(Выразительное чтение стихотворения)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.Лето (ФетА.А. «Зреет рожь…»
(Выразительное чтение стихотворения.)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложится. Зима (Суриков И.З. «Зима») (слайд №10)
(Выразительное чтение стихотворения.)
Но птички отпели ,Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли. Осень (Тютчев Ф.И. «Листья»)
Упражнения на дыхание:
«Осенний листик» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемый листик.
4.Станция «Поиграй-ка» Игра «ДА-НЕТ» (слайд №11-12)
(Дети на листочках записывают ответы.)
1. Тютчева зовут Фёдор Иванович? (да)
2. Автор стихотворения «Весенняя гроза» Фет А.А.? (нет Ф.И.)
3. Никитина зовут Иван Саввич? (да)
4. Автор стихотворения «Встреча зимы» Никитин И.С.? (да)
5. Автор стихотворения «Зима» Тютчев И.Ф? (нет Суриков И.З)
6. Автор стихотворения «Листья» Тютчев И.Ф? (да)
7. Фета зовут Афанасий Андреевич? (нет Афанасьевич)
8. Стихотворение «Степь» написал Суриков И.З.? (нет Никитин ИС.)
Работа в парах.
Обмениваются листочками, проверяют ответы игры«ДА-НЕТ»,подсчитывают кол-во правильных ответов. (слайд 13)
6.Станция «Добавляй-ка» Доскажи словечко (слайд 14)
Сейчас мы проведем разминку «Складно-нескладно» Я буду называть пары слов. Если они рифмуются, вы хлопаете в ладоши, если нет- поднимаете руки вверх. Будьте внимательными!
Вода-молода, вода-водопровод, вода-билиберда, вода- рука, вода-борода, вода-нога, вода-года, вода-вот это да!
-Слова, рифмующиеся в стихотворении , не только должны звучать складно, т.е. созвучно, но и подходить по смыслу.
- Попробуйте восстановить текст стихотворения по рифмам:
– Вспомните, из какого стихотворения эти строки, кто их автор.
– Найдите рифмы в одном из прочитанных отрывков стихотворений.
Их тощая зелень(слайд №15)
Как иглы …….(ежа)
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не …….. (свежа) Тютчев Ф.И. «Листья»
- Давайте прочтём получившееся стихотворение.
Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова «тощая»?
«тощая»-тоненькая
В полдень дождь перестал, (слайд №16)
И, что белый …(пушок)
На осеннюю грязь
Начал падать … (снежок) Никитин И.С. «Встреча зимы»
Но меж тем уж село(слайд №17)
Солнышко …(давно)
Поднялася вьюга,
На небе … (темно) Суриков И.З.«Детство»
Учащиеся находят рифмующиеся слова, а затем зачитывают их классу.
– Что такое рифма?
– В переводе с греческого слово «рифма» означает «соразмерность». 
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Итог урока. Оценки. Рефлексия. Дом. задание.
- Ребята, это была последняя станция. Теперь давайте посчитаем наши жетоны и узнаем, какой ряд был самым активным и дал больше всего правильных ответов. Молодцы! Ребята!
- С произведениями каких поэтов мы с вами работали на уроке?
Что вам сегодня понравилось на уроке?

Домашнее задание: нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. Спасибо за урок.