Конспект урока по литературному чтению на тему Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь №2 (3 класс)


Урок литературного чтения в 3-ем классе.
Тема урока:
«Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2».
Тухбатшина Гульнара Анасовна,
Учитель начальных классов
Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2.
Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.
Оборудование: жетоны, рисунки детей, портреты: Бунина, Бальмонта, Некрасова; названия станций: "Узнавай-ка", «Называй-ка», «Перепутай-ка», «Отдыхай-ка», «Поправляй-ка», «Угадай-ка», «Вспоминай-ка», «Проверяй-ка»; карточки для конкурса «Узнавай-ка», «Поправляй-ка», «Проверяй-ка» - по количеству групп; карточки с названием стихотворений, именами, фамилиями поэтов; смайлики, аудиозапись, выставка книг, награды.Ход урока
I. Организационный момент.
(Дети делятся на 3 группы и садятся за отдельные столики.)
  - Доброе утро, солнце!
  - Доброе утро, небо!
  - Доброе утро, всем нам!
II. Речевая разминка.
Упражнения на дыхание:
«Свеча» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.
«Погаси свечу» - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).
«Проколотая шина» - вдох через нос и медленный выдох на звук «с».
«Надоедливый комар» - продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце.
III. Сообщение темы и целей:
- Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?
- С творчеством каких писателей мы познакомились?
-Ребята, сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №2», совершим небольшое путешествие по станциям в «Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме.
- В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
- Путешествовать мы будем тремя группами. Правила работы в группе.
За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведём итог и выявим лучших знатоков изученных произведений.
- Перед вами также листы самоконтроля. Не забывайте на каждом этапе отметить знаками + или – свою работу.
- Усаживайтесь поудобнее. И так, в путь!
IV. Путешествие по станциям.
1. "Узнавай-ка ".
- Вот мы оказались в Поэтическом уголке, и первая остановка называется "Узнавай-ка". Вы должны прослушать информацию о жизни и творчестве писателя и назвать полностью его фамилию, имя, отчество.
Задание 1 группе.
Детство и юность поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был жестоким помещиком, внушавшим страх крестьянам и собственной семье. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный безрадостный труд взволновал мальчика до слёз. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Поэт призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу, за счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», писал он.
СЛАЙД
(Николай Алексеевич Некрасов)
Задание 2 группе.
Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщался к чтению книг, к занятиям живописью. С увлечением читал Пушкина, Лермонтова, Гоголя, а в 17 лет начал писать стихи сам. Долгим и нелёгким был его путь в поэзии. Обладатель Нобелевской премии. Умер в Париже, похоронен на русском кладбище.
СЛАЙД
(Иван Алексеевич Бунин)
Задание 3 группе.
Первые 10 лет своей жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:
Я вспоминал. Младенческие годы.
Деревня, где родился я и рос.
Мой старый сад. Речонки малой воды.
В огнях цветов береговой откос.
Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл и как переводчик (переводил на русский язык американскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу. Для своей дочери Нины он сочинил «Фейные сказки».
СЛАЙД
(Константин Дмитриевич Бальмонт)
- На листах самоконтроля отметьте, пожалуйста, знаками.
- И так, узнали писателей, а сейчас отправимся дальше.
2) «Поправляй-ка»
Текст стихотворения записан на доске, а слова-рифмы – на карточках. Детям раздаются тексты со стихотворением и даётся время на обдумывание.
- Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: метели – ели, сияет – тает, берёз – Мороз.
Ночью в полях, под напевы … (метели),
Дремлют, качаясь, березки и … (ели)...
Месяц меж тучек над полем …(сияет), -
Бледная тень набегает и … (тает)...
Мнится мне ночью: меж белых … (берез)
Бродит в туманном сиянье … (Мороз).
- Давайте прочтём получившееся стихотворение.
Это отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Метель».
МетельНочью в полях, под напевы метели,Дремлют, качаясь, березки и ели…Месяц меж тучек над полем сияет, —Бледная тень набегает и тает…Мнится мне ночью: меж белых березБродит в туманном сиянье Мороз.Ночью в избе, под напевы метели,Тихо разносится скрип колыбели…Месяца свет в темноте серебрится —В мерзлые стекла по лавкам струится…Мнится мне ночью: меж сучьев березСмотрит в безмолвные избы Мороз.Мертвое поле, дорога степная!Вьюга тебя заметает ночная,Спят твои села под песни метели,Дремлют в снегу одинокие ели…Мнится мне ночью: не степи кругом —Бродит Мороз на погосте глухом…

- Как вы понимаете значение слова «мнится»?
МНИТСЯ – предполагается, кажется, мерещится.
4) «Отдыхай-ка»
ФизминуткаМы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у всех на свете:
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
5) «Угадай-ка»
- Вам необходимо определить из какого стихотворения эти строки, найти произведение в учебнике и зачитать четверостишье.
1.Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они... Полевые цветы
2. Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит...
3. Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега. Золотое слово
4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога... Густой зеленый ельник у дороги…
5. … Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде…
6. … Было потехи у баб, ребятишек
Как прокатил я деревней зайчишек…
6) «Вспоминай-ка»
- А теперь, выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось и прочитайте его выразительно.
7) «Проверяй-ка».
- Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №2», а теперь пришло время проверить их.
Тест
1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.
А) Н.А. Некрасов
б) И.А. Бунин
в) Афанасий Афанасьевич Фет
г) К.Д. Бальмонт
2. Кто автор этих строк?
«Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…»
а) Бальмонт
б) Н.Некрасов;
в) И.Бунин.
3. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?
а) Полевые цветы;
б) Дед Мазай и зайцы;
в) Золотое слово.
4. В каком стихотворении И.А.Бунина говорится о «солнечных палатах»?
а) Полевые цветы;
б) Детство;
в) Густой зелёный ельник у дороги.
5. Узнайте произведение по его строчке
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет…» «Детство»
6. Какое стихотворение написал К.Д. Бальмонт
а) Золотое слово
б) Полевые цветы
в) Славная осень! Здоровый ядрёный
V. Работа с выставкой книг.
- Мы завершаем наше путешествие, и в конце, я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями уже знакомых писателей.
VI. Итог. Рефлексия.
- Вот мы и закончили наше путешествие.
- Поднимите руку, кому оно понравилось.
Подсчитывание набранных балов каждой командой.
- Какой праздник приближается?
- Перед вами на столе стоит ёлочка. Приклейте, пожалуйста, свои жетоны на ёлочку.
Выявление команды-победителей.
- Молодцы, ребята!
СЛАЙД Самооценка
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?
- Кто считает, что мог работать ещё лучше?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами листы самоконтроля. Подсчитайте знаки «+», если 5 и больше знаков поставьте оценку»5», если 4 знака, то оценку»4».
-В одном из своих стихотворений И.Бунин писал:
«О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…»
-Давайте и мы с вами будем радоваться каждому прожитому дню.
-А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошел урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность.
- А я хотела прочесть вам одно из стихотворений Ивана Алексеевича Бунина, которое встречается в этих книгах.
На фоне мелодии читаются стихи.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами -
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
- Вам понравилось стихотворение? О чём оно?
-Ребята, в фразе «Запахли мёдом ржи», как вы понимаете слово «ржи»?
Ржи – рожь - хлебный злак, из зерен которого изготовляется мука для выпечки черного хлеба.
Межи – межа - граница земельных участков.
Иволга - лесная певчая птица с оперением желтого и черного или зеленоватого цвета.