РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ 04. Руководство детским художественным объединением для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ уЧРЕЖДЕНИЕ
рОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«вОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(гбПоу ро «впк»)











рабочая ПРОГРАММа
профессионального модуля

ПМ 04. Руководство детским художественным объединением

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования области изобразительной деятельности и ДПИ
(программа подготовки специалистов среднего звена)




















Волгодонск
2015
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.


Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ВПК»

Разработчик: Алла Анатольевна Пономарева, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВПК»

Рассмотрена на заседании ПЦК эстетического цикла (ГБПОУ РО «ВПК»)
протокол № 58 от 07.09. 2015г.

Одобрена: Методическим советом ГБПОУ РО «ВПК»
протокол № 2 от 07.09. 2015г.





СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

9

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

21


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 04. Руководство детским художественным объединением

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 44.02.03 - Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): Руководство детским художественным объединением и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать руководство детским художественным объединением, в том числе конкурсами, олимпиадами, соревнованиями, выставками.
ПК 2.2. Руководить детским художественным объединением.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в руководстве детским художественным объединением. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты руководства детским художественным объединением.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию детского художественного объединения.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке дисциплин эстетического цикла.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа планов и руководства детским художественным объединением различной направленности в учреждении дополнительного образования;
определения педагогических целей и задач, разработки и проведения мероприятий, занятий детского художественного объединения;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам руководства детским художественным объединением;
организации совместной с детьми подготовки занятий и мероприятий;
проведения занятий и мероприятий в детском художественном объединении с участием родителей (лиц, их заменяющих);
наблюдения, анализа и самоанализа занятий и мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, методистами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов и др.) для обеспечения руководства детским художественным объединением;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности в руководстве детским художественным объединением.

Уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки и проведения занятий и различных мероприятий в детском художественном объединении;
анализировать различные программы в области руководства детским художественным объединением;
определять цели и задачи мероприятий с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей и особенностей группы (коллектива), разрабатывать рабочие программы;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
планировать и руководить детским художественным объединением;
разрабатывать сценарии занятий и мероприятий детского художественного объединения;
вести занятия и мероприятия детского художественного объединения;
диагностировать интересы детей и их родителей в области руководства детским художественным объединением, мотивировать их участие в руководстве детским художественным объединением;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей;
организовывать репетиции, вовлекать занимающихся в разнообразную творческую деятельность;
анализировать процесс и результаты руководства детским художественным объединением;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.

Знать:
основные направления детских художественных объединений в учреждениях дополнительного образования детей;
основные формы руководства детским художественным объединением;
особенности организации и руководства детским художественным объединением;
хозяйственный механизм, поступление и использование внебюджетных средств от организации дополнительного образования в руководстве детским художественным объединением;
методику бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнерами при руководстве детским художественным объединением;
виды документации, требования к ее оформлению.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 198 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 66 часов;
учебной и производственной практики – 108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Руководство детским художественным объединением, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 2.1.
Определять цели и задачи, планировать руководство детским художественным объединением, в том числе конкурсами, олимпиадами, соревнованиями, выставками.

ПК 2.2
Руководить детским художественным объединением.

ПК 2.3.
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в руководстве детским художественным объединением.

ПК 2.4.
Анализировать процесс и результаты руководства детским художественным объединением.

ПК 2.5.
Оформлять документацию, обеспечивающую организацию детского художественного объединения.

ПК 3.1.
Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы), на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2.
Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4.
Оформлять педагогические разработки в форме отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.
Ставить цели. Мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося

Учеб-ная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


МДК.04.01.Теория и методика организации детских художественных объединений
90
60
17

30




ПК 2.1-
ПК 2.5.

Раздел 1 ПМ 04. Определение целей и задач, планирование, организация и руководство детским художественным объединением.
49
34
9

15




ПК 3.1.-
ПК 3.5.
Раздел 2 ПМ 04. Оформление и разработка документации, методических материалов обеспечивающих организацию и руководство детским художественным объединением.
41
26
8

15





УП.04 Практика по руководству детским художественным объединением
54



18

54



ПП.04 Руководство детским художественным объединением
54



18


54


Всего:
198
60
17

66

54
54

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

МДК 04.01.
Теория и методика организации детских художественных объединений

90


Раздел 1 ПМ 04.
Определение целей и задач, планирование, организация и руководство детским художественным объединением.

49


Тема 1.1.
Основные направления организации детских художественных объединений

Содержание
2
2


1
Детское художественное объединение-основное структурное звено в системе дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение организации детских художественных объединений. Концепция модернизации дополнительного художественного образования детей, методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях, методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях.




2
Основы и этапы организации детских художественных объединений: проектный, организационно- деятельностный, аналитический. Ознакомление с нормативными документами, регулирующими руководство детским художественным объединением.




3
Примерные должностные инструкции педагога дополнительного образования. Права и обязанности обучающихся и родителей в детских художественных объединениях.




4
Сущность, цель и задачи организации ДХО. Функции ДХО в развитии младшего школьника. Требования ФГОС НОО к организации ДХО.



Тема 1.2.
Основные формы организации детских художественных объединений и их особенности





Содержание
2
2












1
Формы детских художественных объединений и их особенности. Кружок.




2
Студия как форма детского художественного объединения




3
Творческая мастерская как форма детского художественного объединения




4
Клуб как форма детского художественного объединения




5
Художественная школа и центр как форма детского художественного объединения




6



Особенности массовых мероприятий. Принципы организации ДХО: принцип добровольности; принцип равного права как сильных, так и слабых школьников; принцип индивидуального подхода; принцип развития способностей; принцип занимательности; принцип систематичности и др.





7
Педагогические и гигиенические требования к организации ДХО. Определение целей и задач в ДХО. Планирование ДХО с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Приемы и способы мотивации обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в организации и руководстве ДХО.



Тема 1.3.
Основные формы проведения занятий и массовых мероприятий в детских художественных объединениях


Содержание
4
2


1
Формы проведения занятий в ДХО: традиционная беседа, экскурсия, лекция, консультация, семинар, дидактическая сказка, игра, встреча с интересными людьми, мастерами и т.п.




2
Формы организации занятий в ДХО: коллективная (фронтальная), групповая (более 2-х человек), парная, индивидуальная.




3
Формы подведения итогов: выставки; тесты; зачеты; соревнования; конкурсы; фестивали; творческие работы; защита творческого проекта и т.п.




4
Совместная деятельность нескольких детских художественных объединений: нескольких групп, кружков, студий, клубов. Вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования и др.





Практические занятия
2




разработка плана-конспекта массового мероприятия





Самостоятельная работа
6




Разработка сценария праздника



Тема 1.4.
Определение целей и задач занятий и мероприятий с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей


Содержание
2



1
Педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности Понятие «индивидуализация обучения» Цели индивидуализации обучения

2


2
Методики изучения индивидуальных особенностей учащихся




3
Здоровье-сберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.




4
Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству




5
Игровые. Педагогической поддержки.



Тема 1.5.
Методы и приемы активизации познавательной и творческой деятельности детей, организации и стимулирования общения в процессе руководства детским художественным объединением

Содержание
4
2


1
Словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия и др.




2
Наглядные: метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.); метод демонстраций (демонстрация предметов, изделий, картин, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)




3
Использование в занятиях методов проблемного обучения, исследовательского, эвристического.




4
Метод игры. Игры в ДХО:
- дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.
-на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения.
-игра-конкурс, игра-путешествие, компьютерные игры, деловая игра.
-настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.




5
Активные формы познавательной деятельности. Смена видов деятельности в течение учебного года.





Практические занятия
2




Разработка программы фестиваля искусств





Самостоятельная работа
4




Разработка плана-конспекта занятия в объединении



Тема 1.6.
Технология разработки сценариев и программ детских художественных объединений
Содержание
4




1
Принципы дидактики при разработке образовательной программы ДХО.
Классификация программ: типовая (примерная), модифицированная или адаптированная,
экспериментальная, авторская.




2



2
Программы по содержанию деятельности: комплексные, интегрированные,  модульные,  сквозные 


3
Уровни (типы) программ.




4
Основные этапы учебного занятия: организационный этап, основной этап, итоговый этап




5
Требования к современному занятию в ДХО.




6
Типы занятий.




7
Формы организации деятельности детей: традиционные и нетрадиционные




8
Образовательные технологии, применяемые при организации занятий: структурно-логические или заданные технологии, игровые, компьютерные, диалоговые технологии и др.





Практические занятия
2




Разработка сценария массового мероприятия





Самостоятельная работа
5




Разработка сценария новогоднего карнавала



Тема 1.7.
Виды документации, требования к ее оформлению. УМК.
Содержание




1
Планирование комплексно-методического обеспечения. Понятие об учебно-методическом комплексе (УМК). Материалы УМК: учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы)
5
2


2
Структура УМК педагога ДХО.
-Учебно-теоретические (учебники, учебные пособия )
-Учебно-практические( сборники упражнений, практических заданий
-Учебно-методические
-Учебно-справочные
-Учебно-наглядные




3
Этапы разработки УМК.




4
Требования к оформлению УМК.





Практические занятия
3




Методика подготовки и проведения выставки



Тема 1.8.
Педагогические и гигиенические требования к организации детского художественного объединения

Содержание
2




1
Необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий. Инструктаж по технике безопасности.

2


2
Наличие соответствующего оборудования, материалов, инструментов.




3
Охрана труда обучающихся.




4
Способы выявления интересов детей и родителей




5
Необходимая документация при проведении занятий и мероприятий.




Раздел 2 ПМ 04.
Оформление и разработка документации, методических материалов обеспечивающих организацию и руководство детским художественным объединением.



41















Тема 2.1.
Структура программы
детского художественного объединения
Содержание
4









2



1
Пояснительная записка. Структура: актуальность программы, особенности, возраст обучающихся, сроки реализации, цель, задачи и назначение. Направление программы, организация образовательного процесса, психологическая поддержка программы, методическое обеспечение, условия реализации, прогнозируемые результаты реализации программы.




2
Учебно-тематический план и содержание программы




3
Методическое обеспечение




4
Список литературы для педагога. Список литературы для детей. Приложение. Мониторинг образовательного уровня обучающихся





Практические занятия
2




Составление авторской программы





Самостоятельная работа
5




Разработать творческий проект по одному из разделов авторской программы



Тема 2.2.
Алгоритм составления плана-конспекта занятия, мероприятия
Содержание




1
Тип занятия. Форма организации. Цели и задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. Модель составления формулировки учебных задач. Методическое оснащение занятия.
4
2


2
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, ,репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебного процесса
Форма организации деятельности детей; традиционные и нетрадиционные




3
Структура инновационного занятия, мероприятия. Проект как способ реализации досуговых мероприятий. Принципы построения, целеполагания, способы реализации. Роль педагога- проводника, координатора, эксперта. Технологии организации проекта. Представление и анализ проектного продукта по заранее отработанному алгоритму.




4
Технология игры и игровых программ. Игра как средство развития личности ребёнка. Динамичные и статичные игры. Методическая копилка игр. Выбор игр в зависимости от возраста, эстетических чувств и предпочтений детского коллектива Игра - основополагающая технология мероприятия различных направлений и форм.




5
Структура инновационного занятия, мероприятия. Структура положения о конкурсном мероприятии. Технология подготовки фестиваля, конкурса.





Практические занятия
2




Технология разработки конспекта занятия



Тема 2.3.
Календарно-тематическое планирование.

Содержание




1
Структура учебного плана
4
2


2
Структура календарно-тематического плана.




3
Вариации составления календарно-тематического плана





Практические занятия
2




Составление календарно-тематического плана





Самостоятельная работа
6




Разработать афишу и пригласительный билет на праздничное мероприятие



Тема 2.4.
Создание предметно-развивающей среды как средства реализации программы детского художественного объединения

Содержание




1
Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в кабинете дополнительного образования в области изобразительной деятельности и ДПИ. Понятие о предметно-развивающей среды в кабинете дополнительного образования.
4
2


2
Учет особенностей программ и УМК дополнительного образования при создании предметно-развивающей среды.




3
Педагогические условия создания предметно-развивающей среды. Проектирование предметно-развивающей среды кабинета дополнительного образования. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды.




4
Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических материалов и инструментов для оснащения кабинета дополнительного образования. Целостная модель предметно-развивающей среды кабинета. Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды.





Практические занятия
4




Составление бизнес-плана мероприятия



Тема 2.5.
Методика бизнес- планирования в руководстве детским художественным объединением

Содержание
2



1
Хозяйственный механизм, поступление и использование средств для проведения занятий, мероприятий нескольких объединений




2
Основы взаимодействия с социальными партнёрами (представителями предприятий, организаций, учреждений) при организации досуговых мероприятий.




3
Структура бизнес-плана. Варианты бизнес-планов Методика бизнес- планирования, основы взаимодействия с руководством при организации проекта, мероприятия. Эффективность проекта, мероприятия в представлении прогнозируемых результатов.



Учебная практика
Виды работ
36


-Знакомство с Положением и Уставом образовательного учреждения.
- Изучение структуры базового учреждения, основных направлений деятельности, кадрового состава и квалификации специалистов, контингент учащихся, особенности организации и руководства детскими художественными объединениями, специфику взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
- Ознакомление с планом работы учреждения на текущий учебный год.
- Изучение перспективного плана организации и руководства детскими художественными объединениями в образовательном учреждении с учетом календарных (народных) праздников и занести полученные сведения в дневник наблюдений.
- Изучение методической базы учреждения: методические пособия, программы дополнительного образования, информационно-рекламные материалы, сценарии мероприятий, фото- и видеоматериалы, наглядные средства. Пособия.
- Анализ содержания и основных направлений детских художественных объединений в образовательном учреждении.
- Посещение открытых занятий и мероприятий ведущих специалистов образовательного учреждения.
- Анализ содержания работы педагогов допо