Конспект классного часа по правовым знаниям А нужны ли правила


Азбука права. А нужны ли правила?
Цель: подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми и т.п.).
Возраст учащихся: 9- 11 лет
Оборудование:
- сказка Бондаренко «Доброе слово».
Ход занятия
Сообщение темы и цели занятия.
- Вам часто приходится слышать слова «нельзя» и «надо». Как вы думаете, почему существуют правила и нужны ли они? Стоит ли это обсудить. Вот об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии.
Послушайте стихотворение:
Вся жизнь моя (буквально вся)
Пока что - из одних «нельзя»!
Нельзя крутить собаке хвост
Нельзя из книжек строить мост
(А может, даже замокИз книжек толстых самых!)Кран у плиты нельзя вертеть,
На подоконнике сидеть,
Рукой огня касаться,
Ну, а ещё кусаться.
Нельзя солонку в чай бросать,
Нельзя на скатерти писать,
Грызть грязную морковку
И открывать духовку.
Чинить электропровода
(пусть даже осторожно)…
Ух, я вам покажу, когда всё- всё
Мне будет можно!
Р. Рождественский.
- Какие правила названы в этом стихотворении? Почему этого делать нельзя? Какая мечта была у этого мальчика? А может действительно обходиться без правил и делать что захочется? Значит, правила нужны?
Обсуждение правил.
Обсудить правила поведения на дороге:
- Какие правила поведения на дороге вы знаете?
- Что было бы, если бы их не было?
- Что происходит, если кто- то их не выполняет?
Вывод: несоблюдение правил поведения на дороге приводит к травмам, несчастным случаям, авариям, несёт горе людям.
Обсудить правила противопожарной безопасности.
- Какие правила противопожарной безопасности вы знаете? Наверняка, вам о них рассказывали дома родители, на уроках учителя?
Нельзя играть спичками, нельзя разводить костры на улице и т.п.
Зачитать и обсудить правила поведения учащихся в школе.
Выведение правил доброты.
Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку Бондаренко «Доброе слово».
- Как вы думаете, какая цель была у Гадюки?
- - Какое правило можно вывести из этой сказки?
Вывод: доброе слово, добрые поступки творят чудеса.
Обсуждение пословиц:
Доброму слову – добрый ответ.
Доброе слово два века живёт.
Вопрос для раздумья (без ответа):
- Подумайте, часто ли вы совершаете добрые поступки?
- Какое главное правило должно быть в отношениях между людьми?
Вывод: поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Ролевая игра «Автобус».
Учащиеся встают в две шеренги спиной друг к другу. Они изображают «плотно набитый» автобус. Каждый по очереди должен «протиснуться» к выходу, пройдя между рядами «пассажиров».
Обратить внимание детей на то, кто прибегал к вежливым, добрым словам, а кто к силе и грубости.
- Как вам хотелось ответить, когда к вам вежливо обращались? А как, когда вам грубили?
5. Подведение итогов.
- Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о правилах поведения. Нужны ли они? Для чего их следует соблюдать? К чему приводит несоблюдение правил? Какими должны быть правила, чтобы все их соблюдали? (Необходимыми, справедливыми, обеспечивать безопасность)
Приложение1.
«Доброе слово» Бондаренко.
Чтение по ролям: автор, Пеночка, Гадюка.
Доброе слово.
У Пеночки-веснички вывелись в гнёздышке птенцы. Это были первые её птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовёт её: - Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнёздышке.
Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:
– Дрозд, ну что ты там всё щёлкаешь? Иди посмотри, какие птенцы у меня в гнёздышке лежат.
На старом берёзовом пне грелась Гадюка. Услышала она как говорила Пеночка- весничка Зарянке:
- Это они у меня пока птенцы, а вырастут- птицами будут.
«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».
Её не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке-весничке отомстить сразу за всех.
А Пеночка увидела её и крылышками всплеснула:
- Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнёздышке… Ну что ты остановилась? Иди сюда.
Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит её. Её, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «Змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.
- Ну что же ты,- погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.
Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых живых комочков с открытыми ртами. Сказала:
- Они будут птицами.
И отодвинулась в сторону. С тонкой губы её упало на лист воробьиного горошка тяжёлая капля яда. И лист сразу же стал чёрным.