РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ 1КЛАССА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 625»
117449 г. Москва, ул. Шверника, дом 17, корп. 2. Телефон 8(499) 126-48-20. E-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1027739050866, ИНН 7727028555, КПП 772701001. Сайт гимназии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ДЛЯ 1КЛАССА
(4часа в неделю, 68 часов в год)

Составитель: Косорукова Л.Б.
























Рабочая программа по литературному чтению 1 класс.
УМК «Начальная школа XXI века»

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Цели и задачи обучения литературному чтению
Цель курса: курс литературного чтения призван ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие
художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-
эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Общая характеристика курса литературного чтения 1 класс
В Примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
«Литературное чтение. Уроки слушания».
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов - классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Научно-познавательная книга. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс. Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Восприятие литературного произведения. Эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится - не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Навык чтения. Плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся (желательно: темп чтения вслух не менее 30 слов в минуту; для читающих детей - не менее 60 слов в минуту). Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Место курса литературного чтения в учебном плане
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.
Всего на предмет «Литературное чтение» в 1-ом классе – 132 ч (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 1 ч в неделю (33 ч в течение года) отводится на Литературное слушание (обеспечивается учебником – хрестоматией «Литературное чтение»).
В первом полугодии на «Литературное чтение» 64 ч (48 ч + 16 ч на Литературное слушание), во втором полугодии 68 ч (51 ч + 17 ч на Литературное слушание).

Ценностные ориентиры содержания курса литературного чтения
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературного чтения
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Результатами освоения программы по литературному чтению являются:
Личностные:
1. Осознание языка как основного средства человеческого общения.
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
3. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4. Готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него.
Метапредметные:
1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.
3. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
4. Умение задавать вопросы.
Предметные:
Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Освоение способов находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, член предложения, простое предложение.
Освоение способа контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Содержание курса литературного чтения
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60–70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130–150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10–12 %; русская литература ХIХ века – 15–20 %, отечественная литература ХХ века – 40–45 %, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10 %, зарубежная литература – 20 % учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Основные содержательные линии
В Примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в первом классе ученик научится:
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
различать книги по темам детского чтения.
слушать сказки, рассказы, стихотворения;
читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне - пересказывать по готовому плану;
знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень  самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
работать с доступными книгами – справочниками и словарями.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по предмету «Литературное чтение»
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. - М. : Вентана – Граф, 2013.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение :Уроки слушания : Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф,2013.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение. Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Литературное чтение. Начальная школа. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2-х частях. Часть 1. Для 1-2 классов. Ефросинина Л.А.
Литературное чтение. Методическое пособие. 1 класс. Ефросинина Л.А
Литературное чтение. Уроки слушания. Методическое пособие. 1 класс. Ефросинина Л.А.
Литературное чтение. Программа. 1-4 класс. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.


КТП предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Всего уроков в учебном году: 68

№ урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Примечание

1


Народные и литературные сказки..А.С..Пушкин «Сказка о царе Салтане»


2


Русская народная сказка «Пузырь,Соломинка и Лапоть»


3


В.Г.Сутеев «Кораблик» Кир Булычев «Скороговорка»


4


Лит.слуш. В.Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»


5


В.В. Бианки «Лис и Мышонок» . Загадка.


6


Проверь себя. «Книжная полка»


7


К.Д. Ушинский «Играющие собачки»


8


В.А.Осеева «Кто наказал его» И.Северянин «Ее питомцы»


9


Е.Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы


10


Лит.слуш, Е.Пермяк «Пичугин мост»


11


В.А.Осеева «Потерянный день». Пословица


12


В.А.Осеева «Три товарища», «Печенье». Пословицы.


13


А.Л.Барто «Я-лишний». Я.Л.Аким «Мама»


14


Лит.слуш. Н.Саконская «Мы с мамой», Э.Успенский «Все в порядке»


15


Проверь себя


16


Л.Н.Толстой «Солнце и ветер», В.В.Бианки «Синичкин календарь», Э.Мошковская «Лед тронулся»


17


И.С. Соколов-Микитов «Русский лес», загадки, песенка-закличка


18


С .Я.Маршак «Апрель»


19


М.М.Пришвин «Лесная капель»


20


Лит.слуш. Е.Трутнева «Когда это бывает», «Книжная полка»


21


И.Мазник «Давайте дружить»


22


Лит.слуш Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы, Ю.Коваль «Бабоч1са»,загадка


23


С.В.Михалков «Аисты и лягушки», загадка


24


Е.И.Чарушин «Томкины сны», И.Жуков «Нападение на зоопарк»


25


М.М.Пришвин «Ёжик», Ю.Могутин «Убежал»


26


Б.Заходер «Ежик» М.М.Пришвин «Норка и жулька»


27


Лит.слуш. В.В.Чаплина «Мушка»


28


Русская народная песня «Котик», загадка


29


Э.Шим «Глухарь», Г.А.Скребицкий «Самые быстрые крылья»


30


Проверь себя


31


М.Пляцковский «Добрая лошадь»


32


Лит.слуш. С.А.Баруздин «Весёлые рассказы»


33


В.Осеева «Кто хозяин», «Просто старушка», пословица


34


В.В.Голявкин «Про то, для когo Вовка учится», пословица, Е.Пермяк «Самое страшное», С.Востоков «Кто кого»


35


Лит.слуш. Е.Ильина «Чик- чик ножницами»


36


И.Бутмин «Трус»


37


Е.Пермяк «Бумажный змей»


38


В.Берестов «Сережа и гвозди»


39


Проверь себя


40


Библиотечный урок, Книги о детях и для детей, «Книжная полка»


41


М.Пляцковский «Урок дружбы», пословица


42


В.Орлов « Как малышу нашли маму»


43


А.Усачев «Грамотная мьшка» М.Яснов «В лесной библиотеке»


44


Лит.слуш. Г.Х. Андерсен «Стойкий Оловянный солдатик»


45


В.Сутеев «Цыпленок и утенок»


46


С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить»


47


Д.Биссет «Дракон и Комодо»


48


Лит.сл. Русская нар. сказка «Терешечка»


49


Проверь себя


50


Н.Н.Сладков «На одном бревне».Пословицы


51


Лит.сл. «Лисичка - сестричка и волк»


52


Е.И.Чарушин «Томка и корова».Загадка.


53


В.Берестов «Выводок». Е.Чарушин «Большие и маленькие»


54


Лит.слуш. Г.А.Скребицкий «Мать»


55


Проверь себя.


56


Библиотечный урок.Книги о животных. « Книжная полка»


57


И.С.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо»


58


И.Шевчук «Ленивое эхо», К.Чуковский «Загадка»


59


И.С.Соколов-Микитов «Май», А.Барто «Весенняя гроза»


60


А.Плещеев «Травка зеленеет»


61


Я.Тайц «По ягоды»


62


К.Чуковский «Радость». Загадка


63


М.Есеновский «Моя небольшая родина»


64


Лит.слуш. Ю.Коринец «Волшебное письмо»


65


Р.Валеева «Здравствуй, лето» В.Лунин «Я видела лето»


66


Обобщающий урок.


67


Творческая мастерская.


68


Обсуждение литературы на лето.



15