План урока русского языка на тему Русский язык как развивающееся явление

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Цель урока: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуй, поздравляю тебя с началом нового учебного года. Уверена, что ты узнаешь много интересного и познавательного. Давай преступим к уроку.
Знакомство с учебником.
1. Слово учителя.
В 7 классе мы будем продолжать изучение большой темы -«Морфология и орфография». Нам важно проследить, как связаны части речи, их грамматические особенности с правописанием. В 6 классе мы говорили о главных самостоятельных частях речи.
- Какие это части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.)
Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения с. 3, на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики). Стр. 202
2. Вводная беседа.
- Кто авторы учебника?- Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?
III. Знакомство с темой урока. Объяснение цели урока.
- Тема нашего урока «Русский язык как развивающееся явление». Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Ушинского «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». Эти слова представлены на слайде (слайд 2).
- Как ты думаешь, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной? (Слайд 3)
- Что дает человеку изучение родного языка?(Слайд 4)
- Давай подведем итог нашим размышлениям. (Слайд 5)
- Все ли слова тебе понятны, на этой схеме? Давай попытаемся определить лексическое значение слова мировоззрение, выполнив разбор его по составу. (Слайд 6) (корень –мир, соединительная гласная – о, приставка – воз, корень – зр, суффикс – ени, окончание-е. основа слова - мировоззрени)
Мировоззрение - система взглядов на жизнь, природу, общество. (Слайд 7)
- Итак, изучение родного языка способствует формированию мировоззрения.
- А в какую группу славянских языков входит русский язык? (Слайд 8) Для того чтобы ответить на данный вопрос, тебе нужно будет открыть учебник на странице 4 и прочитать текст упражнения 1. (Восточнославянская группа)(Слайд 9)
IV. Лекция-беседа.
До середины 1-го тысячелетия до н. э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называют праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.
Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен, мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных, три формы числа единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.
Древнерусский язык существовал примерно до XIVXV веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский, белорусский.
Русский язык государственный язык России, один из мировых языков; на нем говорит более 250 млн человек.
Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка лексика. Она изменяется гораздо быстрее фонетики и грамматики.
- Как ты считаешь, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники.)
- Давай поиграем в игру «Найди «лишнее» слово». (Слайд 10)
Амбар, ратник, дискета.
Указы, кольчуга, приватизация.
Видеоигра, цирюльник, золотник.
- Почему эти слова оказались «лишними»? (Устаревшие - новые).
- А теперь давай попробуем объяснить значение следующих слов: Фойе, дизайн, партер, сувенир, экспонат, вестибюль. (Слайд 11)
Фойе – помещение в театре, кинотеатре и т.п., предназначенное для отдыха публики во время антракта или для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля.
Дизайн – оформление изделий, зданий, помещений или внешний вид изделия
Партер – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположенной стены.
Экспонат – предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
Вестибюль – большое помещение при парадном входе в здание.
- Являются ли эти слова исконно русскими?
- Почему они называются заимствованными?
- Молодец! Ты справился! Теперь давай подберем синонимы к устаревшим словам. (Слайд 12)
Козни (злые умыслы)
Стезя (путь, дорога)
Издревле (давно)
Доколе (пока)
Наречь (назвать)
- Давай проверим, что у тебя получилось (Слайд 13)
V. Подведение итогов урока.
- Что нового ты узнал на сегодняшнем уроке? (Русский язык живет и развивается. Свидетельством этого являются устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, слова в переносном смысле.)
Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством общения между людьми, но и средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Живой, как жизнь» (упражнение 6 стр. 5) , упр. 2 (стр. 4) – устно.
- Сочинение-миниатюра должна состоять из вступления (2 предложения). Основной части (4 предложения), заключения, вывода (2 предложения). Ты можешь воспользоваться словарями! Спасибо за урок. До свиданья.
Дополнительная информация к уроку:
Например, М. В. Ломоносов в XVIII веке ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горизонт, температура; в конце XVIII начале XIX века Карамзин впервые употребил такие слова, как благотворительность, личность, промышленность, влияние, сосредоточенность.
Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы (армяк, камзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок подросток, сей этот, зело очень и др.
Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.
Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Семиклассники могут привести такие слова, как презентация, спонсор, эксклюзивный, Интернет, факс, имидж, муниципалитет и др.)
Вернулись в русский язык и «старые» слова: губернатор, дума, суд присяжных и др.
Какое из данных слов старше: ботинки кроссовки; шуба куртка; спартакиада олимпиада? Дайте объяснение этому явлению.
Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают значительно медленнее, чем в лексике. Их обнаруживают ученые-лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка.
В XIX веке можно было, например, сказать: в маскараде и на маскараде, в кухне и на кухне, ехать в концерт и на концерт, играть в театре и играть на театре и т. п. Правда, профессиональные актеры предпочитали в последнем случае предлог на (на театре, а не в театре, как на сцене, на подмостках).








Урок 1.
Русский язык как развивающееся явление



15