Разработка урока обществознания в 8 классе Экономика и ее роль в жизни общества



Разработка урока по обществознанию


Класс : 8класс
Тема урока: Экономика и ее роль в жизни общества
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок смешанного типа
Цели урока: деятельностная- научить новым способам нахождения знания, ввести новые понятия и термины;
содержательная – сформировать систему новых понятий об экономике и сложностях экономических отношений, расширить знания обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I.Организационный момент
(Подготовка класса к работе)







II.Актуализация знаний
(Беседа о роли экономики в жизни общества)
























III.Изучение нового материала



























































IV. Первичное осмысление и закрепление

V. Итоги урока. Рефлексия

















































VI. Домашнее задание











Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Знакомит с темой урока, целями и планом урока.
Тема урока: Экономика и ее роль в жизни общества
План урока:
1.Потребности и ресурсы
2.Свободные и экономические блага
3.Экономический выбор и альтернативная стоимость
(Слайд 1)
Организует диалог учащихся по вопросам:
-Что означает понятие «экономика»?
-Что такое потребности человека, и какие они бывают?
- Кто является основными участниками экономики?
- Когда появилась экономика?






















Организует беседу по теме урока, показывает и поясняет слайды презентации.
Дает определение потребностей.
Приводит виды классификации потребностей по критериям (Слайд 2-5).
Вопросы учителя:
- Отчего зависят потребности людей? Приведите примеры.
- Есть ли граница у человеческих потребностей и можно ли их все удовлетворить?












Учитель дает определение ограниченности ресурсов и поясняет ее на примере природных, трудовых, временных ресурсов (слайд 6-7)




2.Работа со схемой «Свободные и экономические блага».
Дает определение понятия «Благо» (слайд 8). Комментирует схему, приводит примеры свободных и экономических благ (слайд 9).
Поясняет разделение экономических благ на предметы потребления и средства производства (слайд 10).
3.Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения самостоятельного изучения материала в учебнике по разделу «Экономический выбор и альтернативная стоимость» (с.147-150); осуществляет выборочный устный контроль по документу (с.148) и разбор ситуации (с.149).
4.Поясняет задания учебника определить и проанализировать мудрые слова (с.151).
Поясняет задания в рабочей тетради №.(с.




1.Проводит беседу по вопросам, обобщающим полученные знания:
– Откуда люди получают жизненные блага?
-В чем сложность экономического выбора?
-Что такое альтернативная стоимость?
- Как определять альтернативную стоимость выбора? Приведите примеры.
(слайд 11)





















2.Проводит мини-тестирование
по материалам урока (слайд 12) и организует взаимопроверку учащихся по ключам (слайд 13).
(Приложение 2)
3.По результатам проверки делает выводы об усвоении нового материала изученного на уроке.
4. Просит учащихся оценить свое эмоциональное состояние на уроке, полноту усвоения и доступность для понимания изложенного материала.





Объясняет домашнее задание:
для закрепления знаний, полученных на уроке необходимо изучить параграф 17 (с.143-151) и выполнить на выбор следующие задания.
1уровень - выполнить задания 1-3 рубрики «В классе и дома» (с.150);
2 уровень – объяснить письменно, как ты понимаешь высказывание «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Б.Шоу)
Приветствуют учителя.
Записывают тему и план урока в тетрадь.










Ответы учащихся:
1.Экономика - это.
- все, что связано с деньгами;
-экономное ведение хозяйства;
- производство нужных людям вещей и т.д.;
2.Потребности – это то, что необходимо людям для жизни. Они бывают: биологические (еда, отдых, воздух), социальные (общение, дружба, семья), духовные (религия, творчество) и т.д.
3. Основные участники экономики – люди, фирмы, государство.
4. Экономика появилась давно, когда люди стали производить необходимое им для жизни сами, а не брать у природы.











Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, отвечают на вопросы учителя





Ответы учеников:
Потребности людей зависят от возраста, уровня жизни, образования, условий жизни, обычаев и т.д.
Примеры: маленьким детям нужны пеленки и погремушки, а взрослым – компьютеры и автомобили; бедные думают о дешевых продуктах, а богатые об экзотических блюдах;
народам крайнего севера нужна теплая одежда, а в тропиках купальники и т.д.
Потребности людей безграничны, все время возникают новые, но удовлетворить их полностью невозможно.
Учащиеся записывают определение ограниченности ресурсов в тетрадь (с.145,учебник)





Записывают определение в тетрадь. Чертят схему в тетради.
(Приложение 1)









Читают текст, отвечают на вопросы при работе с текстом









Письменно выполняют задание в тетради.

Выполняют задания в рабочей тетради




Предполагаемые ответы учащихся:
- Люди могут получить жизненные блага от природы или произвести в процессе экономической деятельности.
-Сложность экономического выбора состоит в том, что приходится отказываться от потребления одних благ в пользу других из-за ограниченности ресурсов.
-Альтернативная стоимость – это выгода, которую мы могли бы получить от лучшего из невыбранных вариантов.
-Примеры определения альтернативной стоимости:
А) В свободное время я могу пойти на каток или в кино. Если я выберу посещение кинотеатра, то на посещение катка у меня не останется времени. Альтернативной стоимостью моего решения будет посещение катка;
Б) У меня есть 50 рублей. Проезд на автобусе стоит 50 рублей, а мороженое 45 рублей. если я куплю мороженое, то домой пойду пешком. Альтернативной стоимостью моего решения будет поездка на автобусе.
И т.д.
Выполняют задания теста, проводят взаимопроверку в парах, сообщают о полученных результатах.





Учащиеся дают эмоциональную оценку урока.








Записывают домашнее задание.









Приложение 1




























Приложение 2

Проверочный тест по материалам урока:

Верны ли суждения о потребностях человека:
А. Потребности человека безграничны
Б. Потребности одинаковы у всех людей
1. верно только А 2. верно только Б
3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны
2. Верны ли суждения об альтернативной стоимости:
А. Альтернативная стоимость существует только для потребителей
Б. Альтернативная стоимость – стоимость купленных товаров
1. верно только А 2. верно только Б
3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны
3. Что из перечисленного относится к свободным благам?
1.Солнечный свет 2. Нефть 3. Информация 4.Воздух 5.книги
4.Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности – это
1. Благо 2. Потребность 3. Ресурсы 4. Альтернативная стоимость
5. Верны ли следующие суждения:
А. В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.
Б. Каждой семье приходится выбирать, как распределить имеющиеся доходы.
1. верно только А 2. верно только Б
3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны



Список литературы
Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.Ю.Лазебникова - М.: Просвещение, 2015
Краюшкина, С.В. Тесты по обществознанию: 9 класс: К учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева "Обществознание. 9 класс" (М.: Просвещение) / С.В. Краюшкина. - М.: Экзамен, 2013. - 142 c.
Лазебникова, А.Ю. ГИА 2013. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий. Ответы. Критерии оценок / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова. - М.: Экзамен, 2013. - 143 c.
Шевченко, С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. - М.: Астрель, 2013. - 478 c.





Благо – то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей


СВОБОДНЫЕ (преимущественно природные) доступны для всех нуждающихся в них

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в ограниченном количестве

Предметы потребления:
-продукты питания,
жилье, одежда


Средства производства:
Сырье, транспорт, энергоресурсы, оборудование и т.д.