Программа элективного курса по русскому языку Культура речи и нормы литературного языка (11 класс)


Рабочая программа
элективного курса
«Культура речи и нормы литературного языка»в 11 классе на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Нугаева Э.К.

2014 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса для дистанционного обучения предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 часа.
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для прохождения итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к выполнению заданий частей 1 ЕГЭ по русскому языку, формировать умение создавать собственный текст о тексте ( часть 2, сочинение по прочитанному тексту).
формировать умение работать с программой дистанционного обучения «МООDLE».
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
использовать возможности ИКТ для эффективной подготовки к итоговой аттестации.
Программа
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2015. Изменения в ЕГЭ 2015. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Модуль 1
Подготовка к выполнению заданий части 1
Задание 1. Информационная обработка письменных текстовЗадание 1 проверяет умение работать с информацией, содержащейся в коротком тексте. Нужно внимательно прочитать и осмыслить текст, а потом соотнести своё понимание с предложенными формулировками
Задание 2. Средства связи предложений в текстеВ задании 2 нужно, поняв текст и нюансы смысла, восстановить недостающий смысловой компонент. Он выражен словом или сочетанием слов, предложенными для выбора
Задание 3. Лексическое значение словаВ задании 3 демоверсии ФИПИ вам встретятся обозначения: -а — окончание родительного падежа, муж. — обозначение рода, П. — сокращение слова план в примерах, какого-н. — сокращение местоимения какого-нибудь, чему-н., чего-н. — сокращения местоимений чему-нибудь и чего-нибудь, книжн. — условное сокращение слова книжное, перен. — условное сокращение слова переносное (переносное значение), поэтому необходима работа с толковыми словарями
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)Задание 4 проверяет владение орфоэпическими (акцентологическими) нормами. В силу множества причин ошибки на ударение не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что ставят ударение неправильно. Объём слов определён списком орфоэпического минимума ФИПИ
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)Задание 5 посвящено употреблению слов-паронимов. Подготовиться поможет Словарик паронимов, в нём имеется толкование значений и примеры лексической сочетаемости слов
Задание 6. Морфологические нормы (образование форм слова)Задание 6 — это одно из самых сложных и объёмных заданий. Нужно знать типичные ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, наречий, глаголов и уметь замечать их в ряду предложенных для анализа примеров
Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управленияЗадание 7 — это совершенно новое задание. Оно может принести целых 5 баллов. Поэтому оно требует особого внимания
Задание 8. Правописание корнейЗадание 8 — это несложное задание, в котором требуется верно определить орфограмму «Проверяемая гласная в корне» и, подобрав проверочное слово, правильно записать выбранное слово в ответе
Задание 9. Правописание приставокЗадание 9 объёмное, но нетрудное. Проверяется правописание приставок
Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН)Задание 10 объёмное, но нетрудное. Проверяется правописание суффиксов
Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастийЗадание 11 требует внимания, следует закрепить пошаговую тактику решения, исключающую ошибку
Задание 12. Правописание НЕ и НИЗадание 12 требует знания, в каких случаях НЕ или НИ становится приставкой
Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание словДля выполнения задания 13 нужно вспомнить основные правила слитного, раздельного и дефисного написания слов и научиться различать омонимы
Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речиЗадание 14 охватывает целый ряд правил написания Н и НН. Это одно из самых ошибкоопасных заданий
Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.За задание 15 можно получить 2 исходных балла. Для этого нужно верно расставить знаки препинания в пяти предложениях и выбрать из них два таких, в которых нужна лишь одна запятая
Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)Задание 16 — одно из сложных. Следует повторить , что такое обособление и какие виды обособлений встречаются в КИМах Задание 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложенияЗадание 17 проверяет умение узнавать вводные слова и сочетания и не путь их с омонимичными членами предложения. Вспомним списки вводных слов. Узнаем, какие слова не бывают вводными
Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложенииЗадание 18 посвящено пунктуационному оформлению сложноподчинённых предложений. Рассмотрим разные случаи, встречающиеся в КИМах Задание 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связиЗадание 19 проверяет умение расставлять запятые в сложном предложении. Рассмотрим ошибкоопасные случаи
Задание 20. Смысловая и композиционная целостность текста.Для задания 20 никаких специальных знаний не требуется, но нужно суметь внимательно прочитать и осмыслить текст
Задание 21. Функционально-смысловые типы речиЗадание 21 требует различать функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, а также уметь давать правильные характеристики предлагаемым фрагментам текста
Задание 22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблениюЗадание 22 требует понимания значения основных терминов лексикологии и навыков анализа примеров из текста
Задание 23. Средства связи предложений в текстеВ задании 23 названы средства связи предложений в тексте. Предстоит определить, в каком из указанных предложений они использованы
Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.Задание 24 — это бывшее В8. Все знают, что за него можно получить сразу 4 балла. Задание трудное, но повышает конкурентоспособность тех, кто с ним справится
Модуль 2
Подготовка к выполнению задания части 2 (сочинение)
Тема, проблема, идея исходного текста
Выявление и формулирование в той или иной форме темы, идеи, одной из проблем исходного текста
Способы формулировки проблемы исходного текста
Употребление косвенного дополнения, постановка вопроса, использование сложноподчиненного предложения
Виды комментария к проблеме, поставленной автором
Текстуальный и контекстуальный комментарий поставленной проблемы
Выявление и формулировка авторской позиции
Определение позиции автора исходного текста. Составление синтаксических конструкций для её выражения
Способы аргументации собственного мнения автора сочинения
Подбор аргументов из художественной, публицистической, научной литературы или с опорой на знания и жизненный опыт
Композиция сочинения
Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения
Речевое оформление композиционных частей сочинения
Работа над точностью и выразительностью речи автора сочинения
Практикум по написанию сочинения
Совершенствование навыка написания сочинения по исходному тексту
Календарно-тематическое планирование
Наименова-ние разделов Тема занятия Ко-лич.
ча-совПла-ни-руемая дата прове-денияФактическаядата прове-дения1. Введение 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. 1 Модуль 1
2. Подготовка к выполнению заданий части 1 1. Информационная обработка письменных текстов (Задание 1) 1 2. Средства связи предложений в тексте (Задание 2) 1 3. Лексическое значение слова (Задание 3) 1 4 Орфоэпические нормы (постановка ударения) (Задание 4) 1 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) (Задание 5) 1 6. Морфологические нормы (образование форм слова) (Задание 6) 1 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Задание 7) 1 8. Правописание корней (Задание 8) 1 9. Правописание приставок (Задание 9) 1 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН) (Задание 10) 1 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (Задание 11) 1 12. Правописание НЕ и НИ (Задание 12) 1 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов (Задание 13) 1 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (Задание14) 1 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. (Задание 15) 1 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями (Задание 16)1 17. (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (Задание 17)1 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (Задание 19) 1 20. Смысловая и композиционная целостность текста (Задание 20) 1 21. Функционально-смысловые типы речи (Задание 21) 1 22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению (Задание 22) 1 23. Средства связи предложений в тексте (Задание 23) 1 24. Речь. Языковые средства выразительности (Задание 24) 2 Модуль 2
3. Подготовка к выполнению задания части 2 (сочинение)
Сочинение
(Задание 25) 8: 1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. 1 2. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий) 1 3. Выявление и формулировка авторской позиции 1 4. Изложение и аргументация собственного мнения 1 5.Композиция сочинения 1 6.Речевое оформление композиционных частей сочинения 1 6. Практикум по написанию сочинения 2 Итого 34
часа Список рекомендуемой литературы
1. Сайты:
http://www.fipi.ru/ ;http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.;
http://new.fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rfhttp://russkiy-na-5.ru/sections/210, а также http://russkiy-na-5.ru/sections/211
2.И.П.Цыбулько. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). Москва. ФИПИ. 2014.
3. Открытый банк заданий ЕГЭ.
4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2014.