Урок русского языка. 3 класс. Тема: Болото. Исследование: лексическая, этимологическая, орфографическая, морфологическая работа над словом «болото».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Болото. Исследование: лексическая,
этимологическая, орфографическая,
морфологическая работа над словом
«болото».
/урок русского языка./
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Шмаль Валентина Ивановна.

2013 – 2014 учебный год
ЦЕЛИ УРОКА:
Провести исследовательскую работу над словом с разных позиций науки о русском языке.
Продолжить поисковую работу на уроке, учить мыслить логически, развивать орфографическую зоркость.
Воспитывать в детях любовь к природе и окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Словари В.И.Даля, С.И.Ожегова, школьные словари.
Карточки с текстом и словами.
Книга «Мир природы» издательства «Русич».
Книга «А зори здесь тихие» Б.Васильева.
Символ слова «болото»
Подсвечник со свечой.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Урок начинается с девиза:
Я желаю всем добра,
Ты желаешь всем добра,
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня, 2февраля, отмечается Всемирный день водно-болотных угодий,
призванный обратить внимание общественности и правительства разных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты. По этому вопросу, в начале года в Амурской области, была проведена пресс-конференция, на которой было отмечено, что если мы хотим сохранить Землю как экосистему, то просто обязаны беречь водно-болотные угодья. В настоящее время о роли и значении водно-болотных угодий практически не информированы государственные структуры. Это создает серьезные проблемы для охраны и расширения площадей. В течение этого времени все школьники области будут заниматься исследованием водно-болотных угодий.
Этот год в Амурской области назван годом «БОЛОТЕНОК».
Какова же цель нашего урока? (высказывания детей)
ДА, мы с вами вместе со школьниками области продолжим исследование водно-болотных угодий. Проведем исследовательскую работу над словом «болото» с разных позиций науки о русском языке.
Какие ассоциации вызывает слово «болото?» (жаба, топь, страх)
А какие мысли у вас вызывает пламя этой свечи? (учитель зажигает свечу), (свет, понимание, огонек в темноте).
я надеюсь, что огонек этой свечи высветит это слово с иной стороны. И пусть иные ассоциации возникнут у вас.
В проведении исследования на этом уроке нам помогут знания, которые мы получили в работе над проектом по теме «Болото», по окружающему миру.
Значит мы с вами кто? (исследователи). И так в путь!
Исследование с позиции « лексики».
Скажите, с чего начнем наше исследование? (с лексики).
Что изучает лексика? Пожалуйста, слово шестой группе, которая работала со словарями (лексическое значение слова, на доске появляется слово «Слово»).
Дайте, пожалуйста, определение слову «болото». ( Болото – избыточно – увлажненный участок суши…)
Давайте обратимся к определению слова «болото» к толковым словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова, слово предоставляется учащемся шестой группы (на доске определение).
Прочитайте (читают).
Какое определение считаете более точным и почему? ( Ожегова, в нем раскрыты признаки болота).
Подберите синонимы к слову « зыбкая» (неустойчивая, шатающаяся, неровная).
Итак, подведем итог: Какой раздел русского языка помог разобраться в значении слова «болото?» (лексика).
Исследование с позиции этимологии.
-А теперь познакомимся с этимологией этого слова, т.е. его происхождением (сообщение учащегося шестой группы.)
даже трудно представить, ребята, что слово « болото» первоначально было именем прилагательным.
Исследование с позиции орфографии.
Объясните орфографию слова «болото».
Какая орфограмма? (безударная гласная в корне).
Какая безударная гласная? (непроверяемая, значит это словарное слово).
Откройте школьные словари стр.7 и прочитайте, как пишется это слово, (открывают, читают).
Какую особенность заметили? (три буквы «о»).
Произнесите это слово про себя, вслух, закройте глаза и представьте его написание.
Откройте тетради. С красной строки, с большой буквы запишите слово. Обозначая орфограммы.
Три «О» нечасто встречаются, давайте попробуем изобразить символ, который поможет нам запомнить написание этого слова (лучшие работы исследователей второй группы показываю; показываю свой символ изображения).

Встретите это слово, не забудьте эту хитрость, где три «О».
Какой раздел науки о русском языке учит нас писать грамотно? (орфография).
прочитайте, пожалуйста, слова:
болотина
болотник
болотный
болотоведение
болотце
болотники
Что можно сказать об этих словах? (однокоренные).
докажите, что они однокоренные. ( корень – болот-)Что еще можно сказать о них? (слово «болотоведение» - сложное, в нем два корня, соединительная гласная «о»).
Что такое «болотоведение? (наука, изучающая болото).
Значение, каких слов вы хотели бы уточнить?
(болотина – место, образующее болото;
болотник – тот, кто живет на болоте;
болотники – охотничьи бахилы)
Исследование с позиции « морфологии».
найдите слова, которые относятся к схеме (болотный, болотце).
Мы с вами сказали, что обозначает это слово, как оно произносится, как пишется. Что еще можно сказать об этом слове?
(Болото – существительное, единственного числа, среднего рода, неодушевленное, нарицательное).
Какой раздел науки о языке помог нам рассуждать с этих позиций? (морфология).
Итак, мы рассмотрели это слово как часть речи.
Самостоятельная работа.
Возьмите карточки и прочитайте слова. С точки зрения морфологии, что можно сказать? (это существительное).
Докажите! (отвечает на вопрос что? обозначает название предмета).
Возьмите карандаш и подчеркните слова, которые можно соотнести со словом «болото».
Взаимопроверка.
Проверка.
Какие слова подчеркнул первый вариант?
Как их назвать одним словом? (деревья, краткое сообщение о растительности болота учащимся второй группы)
Второй вариант? (ягода), третий вариант? (кустарники).
береза багульник брусника
ольха касандра морошка
сосна сирень голубица
дуб клюква смородина
Как можно назвать все это одним словом? (растения).
Ученые говорят, что эти растения и другие, живущие на болоте, образуют растительное сообщество болота.
А сейчас к слову «болото» запишите:
первый вариант вопрос «что делает?»;
второй вариант вопрос «какое?»
Запишите рядом слова, которые можно соотнести со словом «болото» (самостоятельно работают в парах).
Начинаем проверку с первого варианта:
болото «что делает?» (топит, засасывает…)
болото «какое?» (мутное, зеленое…)
болото зеленое, болото мутное, что это за сочетание слов? (словосочетание).
А я тоже составила словосочетание, прочитайте «болото», «торф».
Что вы можете сказать о них? (это не словосочетание, потому что не связаны между собой, нельзя задать вопрос).
какая экологическая зависимость между словами? (торф образуется на болоте)
Что мы знаем о торфе? (сообщение исследователей третьей группы.)
Исследование с позиции синтаксиса.
Составьте из слов « болото» и «торф» предложение. ( Дети составляют, лучшее предложение записывают в тетради, один ученик у доски.)
Как образуется торф?
Запишите это предложение. Торф образуется на болоте из отмерших растений.
Какое это предложение? (повествовательное, распространенное).
Почему? (состоит из главных и второстепенных членов предложения).
Подчеркните главные члены предложения, установите связь слов.
А сейчас я вам предлагаю прочесть отрывок из произведения « А зори здесь тихие» Бориса Васильева, с которым вы будете знакомиться в старших классах (читают исследователи первой группы).
Как описывает автор болото?
Каков стиль текста? (художественный)
Какие стили произведений еще известны? (научный ).
Игра «Наборщик».
Какие слова спрятались в слове «болото», что это за слова? (лоб, лото, тол, лот).
3. Итог урока.
Итак, урок подходит к концу. Давайте соберем все языковые единицы, с которыми работали на уроке:
Текст
Предложение
Словосочетание
Слово.
Домашнее задание: Обобщите наши исследования и напишите сочинение на тему: »Что я знаю о болоте» или о другом слове, следуя нашей работе на уроке. Это и будет итогом нашего урока.
- Я надеюсь, что огонек этой свечи помог нам увидеть и в этом, на первый взгляд, неприятном слове интересное, новое, светлое.

-Когда я готовилась к уроку, то мне встретились замечательные слова Мопассана о болоте: «Болото – особенный мир, отдельно живущий своей жизнью, имеющее постоянных обитателей, свои голоса, свои шумы, и главное свои тайны».
- Спасибо за сотрудничество на уроке. Надеюсь на взаимную удовлетворенность в уроке.
Итак, проект завершен! Приглашаю для дальнейшей работы над проектом
«Экологическое панно».
Физминутка на 20 минуте урока.
-