Рабочая программа к УМК под ред. А.Д. Шмелёва


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района
«Средняя общеобразовательная школа №11 »,
Астраханская область
Рассмотрено на МО: Согласовано: Утверждено:
Протокол № _1__ Зам. директора по УВР Директор
От «4_» _09.2012__ ______Г.И.Умерова_________Е.Е.Усманова________________ « ____» _____ 2013 «____»_________ 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
УМК. Русский язык: 5 класс под ред. А.Д. Шмелёва. М.: Вентана-Граф, 2012
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
В.Ф. Халяпина2013
Пояснительная записка
Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области. Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на 2 ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования.
В программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный подходы к организации материала и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи.
В учебниках, на основе которых составлена данная рабочая программа, четко выражены системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения. Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.
Программой учитывается направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. В УМК «Русский язык» под ред. А.Д.Шмелёва отведена значительная роль исследовательской и проектной деятельности обучающихся нацеленной на овладение учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.Вклад предмета «Русский (родной) язык»
в достижение целей основного общего образования
Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основекомпетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знанийо лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч.
Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю)
Всего 170 ч.
Резервные уроки 5 ч.
Язык и речь 12ч.
Текст 17 ч.
Орфография и пунктуация 38 ч.
Культура речи 8 ч.
Система языка 78 ч.
Фонетика и графика 10 ч.
Морфемика и словообразование 12 ч.
Лексика 10 ч.
Синтаксис 12 ч.
Морфология 34 ч.
Повторение 17 ч.
Контрольные работы 9 ч.
Контрольные сочинения и изложения 4 ч.
Тематический план на 175 часов (5 часов в неделю)
Модуль=глава Разделы В том числе на: Часы сроки
Разделы главы теорию практику контроль сам.работыПо плану фактически
Глава 1.
Наш родной язык 21 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 3 Вводный урок 1 Родной язык + + + 1 Язык и речь + + + 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА (повторение изученного в начальной школе) 8 Звуки и буквы + + + 1 Состав слова + + + 1 Имя существительное + + + 1 Имя прилагательное + + + 1 Местоимение + + + 1 Глагол + + + 1 Предложение + + + 1 Входной контроль (Диктант) 1 1 ПРАВОПИСАНИЕ 5 Орфограммы и орфографические правила + + + 1 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова+ + + 1 Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова + + + 1 Двойные согласные в корне слова+ + + 1 Непроизносимые согласные + + + 1 ТЕКСТ
Признаки текста + + 1 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Культура речи + + 1 ПОВТОРЕНИЕ
3 Комплексное повторение материала главы 1 + + + 1 Контрольная работа и её анализ
1 1 2 Глава 2.
На каком языке мы говорим 18 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
2 Общенародный русский язык
Русский литературный язык + + 1 Система русского литературного языка + + 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА
7 Фонетика
Звуковой состав слов и транскрипция + + 1 Слог и ударение + + 1 Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные + + 1 Согласные звуки: твёрдые и мягкие + + 1 Гласные звуки: ударные и безударные + + 1 Графика
Буквы русского алфавита.
Обозначение звука [й’] + + 1 Фонетический разбор слова + + + 1 ПРАВОПИСАНИЕ
4 Гласные а, у, и, ыпосле шипящих и ц + + + 1 Правописание букв ь и ъ + + + 1 Употребление прописных и строчных букв + + + 1 Контрольная работа (тест) + 1 ТЕКСТ
3 Тема и основная мысль текста + + 1 Р.р. Обучение изложению + + + 2 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Нормы русского литературного языка + + 1 ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа + 1 Глава 3.
Как язык служит для общения 24 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ Разговорная и книжная речь + + 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА 11 Морфемика
Морфемы – значимые части слова + + 1 Образование форм слов + + 1 Основа слова + + 1 Корень слова и однокоренные слова + + 1 Суффиксы + + 1 Приставки + + 1 Варианты морфем + + 1 Словообразование
Образование слов с помощью приставок + + 1 Образование слов спомощью суффиксов + + 1 Образование слов способом сложения + + 1 Морфемный разбор слова + + 1 ПРАВОПИСАНИЕ 6 Корни с чередованием букв а и о
Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор-
Корень -лаг- /-лож
Корень-рос- / -раст- / -ращ-
Корень -скак-/-скоч- + + + 2 Беглые гласные + + + 1 Гласные и согласные в приставках + + + 1 Безударные гласные в приставках + + + 1 Буквы аи о в приставках раз- (рас-)ироз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с + + + 1 ТЕКСТ 2 Строение текста + + 1 План текста + + 1 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Речевой этикет 1 ПОВТОРЕНИЕ
3 Комплексное повторение материала главы 3 1 1 Контрольная работа и её анализ 1 1 2 Глава 4.
В чём заключается богатство языка 19 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 2 Разновидности русского языка + + 1 Стили литературного языка (общее понятие) + + + 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА
10 Лексикология
Слово – основная единица лексикологии + + 1 Способы толкования слова + + 1 Однозначные и многозначные слова + + 1 Прямое и переносное значения слова + + 1 Тематические группы слов + + 1 Омонимы + + 1 Синонимы + + 1 Антонимы + + 1 Фразеология
Фразеологизмы + + 1 Словари русского языка + + + 1 ПРАВОПИСАНИЕ 2 Буквы ои ёпосле шипящих в корне + + + 1 Буквы ииы в корне после приставок + + + 1 ТЕКСТ 3 Типы речи
+ + + 1 Р.р. Обучение сочинению + + + + 2 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Лексическое богатство русского языка и культура речи + + 1 ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 4.
Самостоятельная работа + 1 Глава 5.
Как в языке выражаются отношения людей 22 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Диалогическая и монологическая речь 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА
11 Синтаксис
Словосочетание и предложение + + 1 Синтаксический разбор словосочетания + + + 1 Виды предложений + + + 1 Распространённые и нераспространённые предложения + + + 1 Главные члены предложения + + + 1 Второстепенные члены предложения + + + 1 Предложения с однородными членами + + + 1 Предложения с вводными словами и обращениями + + + 1 Синтаксический разбор простого предложения + + + 1 Сложное предложение + + + 1 Способы передачи чужой речи + + + 1 ПРАВОПИСАНИЕ 5 Тире между подлежащим и сказуемым + + + 1 Знаки препинания в предложениях с однородными членами + + + 1 Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами + + + 1 Знаки препинания в сложном предложении + + + 1 Знаки препинания в предложениях с прямой речью + + + 1 ТЕКСТ Повествование: рассказ + + 1 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Формы обращения и речевой этикет + + + 1 ПОВТОРЕНИЕ
3 Комплексное повторение материала главы 5 1 1 Контрольная работа и её анализ 1 1 2 Глава 6.
Чем различаются устная и письменная речь 24 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ Речь устная и письменная + + 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА
10 Морфология
Части речи 1 Имя существительное
Имя существительное как часть речи 1 Разряды имён существительных 1 Одушевлённые и неодушевлённые существительные 1 Род имён существительных 1 Род несклоняемых существительных 1 Склонение имён существительных 1 Число – непостоянный признак имён существительных 1 Падеж – непостоянный признак имён существительных 1 Морфологический разбор имени существительного 1 ПРАВОПИСАНИЕ 8 Прописная буква в именах собственных + + + 1 Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных + + + 1 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- + + + 1 Гласные ои епосле шипящих и цв суффиксах и окончаниях имён существительных + + + 2 Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик- + + + 1 Слитное и раздельное написание не с существительными + + + 1 Контрольная работа. Правописание существительных + 1 ТЕКСТ 3 Тип речи: рассуждение + + 1 Р.р. Сочинение - рассуждение + + 2 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Что такое грамматические нормы? + + 1 ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 6.
Самостоятельная работа 1 1 Глава 7.
Что такое современный язык 17 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ Современный русский литературный язык + + 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА 7 Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи + + + 1 Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные + + + 1 Полная и краткая форма качественных прилагательных + + + 1 Формы степеней сравнения качественных прилагательных + + + 1 Склонение качественных и относительных прилагательных + + + 1 Склонение притяжательных имён прилагательных + + + 1 Морфологический разбор имени прилагательного + + + 1 ПРАВОПИСАНИЕ 4 Слитное и раздельное написание нес прилагательными + + + 1 Буквы ои епосле шипящих и цв суффиксах и окончаниях имён прилагательных + + + 1 Правописание ни ннв прилагательных
Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных + + + 1 Контрольная работа. Правописание прилагательных + 1 ТЕКСТ 3 Типы речи: описание предмета + + 1 Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине + + + 2 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление имени прилагательного в речи + + + 1 ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 7.
Самостоятельная работа + + 1 Глава 8.
Как язык объединяет людей 25 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Русский язык – государственный язык Российской Федерации + + 1 СИСТЕМА ЯЗЫКА 14 Глагол
Глагол как часть речи + + + 1 Инфинитив (неопределённая форма глагола) + + + 1 Виды глагола + + + 1 Переходные и непереходные глаголы + + + 1 Возвратные и невозвратные глаголы + + + 1 Определение типов спряжения глаголов + + + 1 Изменение глаголов по наклонениям + + + 1 Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении + + + 1 Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени + + + 1 Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени + + + 1 Условное наклонение + + + 1 Повелительное наклонение + + + 1 Безличные глаголы + + + 1 Морфологический разбор глагола + + + 1 ПРАВОПИСАНИЕ
4 Не с глаголами + + + 1 Гласные е и ив корнях с чередованием + + + 1 Буква ь после шипящих в глаголах + + + 1 Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) + + + 1 ТЕКСТ
Типы речи: описание состояния + + 1 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление глаголов в речи + + 1 ПОВТОРЕНИЕ 4 Контрольная работа (правописание глаголов) и её анализ 1 1 2 Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе + + + 1 Контрольная итоговая работа (тестирование) 1 1 ИТОГО: 8 170 ч.+ 5 ч. резерв Содержание рабочей программы 5 класса
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий: знать/ уметь)
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речь и речевое общение
Общение - важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация.
Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Виды монолога (повествование, описание, рассуждение).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос).
Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи.
Различать образцы устной и письменной речи. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения. Различать образцы диалогической и монологической речи.
Выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо.
Аудирование (слушание) и его виды (выборочное, ознакомительное).
Чтение. Стратегии ознакомительного, изучающего, поискового способа чтения; приёмы работы с учебной книгой и словарём. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам.
Говорение. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Письмо. Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику. Особенности написания официального и неофициального письма. Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы.
Иметь представление об основных видах речевой деятельности.
Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым). Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Отбирать материал на определенную тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Текст
Текст как продукт речевой деятельности.
Понятие текста, основные признаки текста.
План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста.
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Структура текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности. Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст, аргументируя свое предложение.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана.
Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; осуществлять редактирование текста с нарушением правил построения связного текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы.
Сфера употребленияразговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа, спор. Личное письмо
Сфера употребления научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение
Сфера употребленияпублицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья.
Сфера употребленияофициально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление
Изобразительные средства языка художественной литературы
Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и и основной мысли).
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки.
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики (общие сведения).
Система русского литературного языка
Соотношение языка и речи
Выдающиеся отечественные лингвисты Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка
Иметь представление об основных разделах линвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Фонетика, орфоэпия, графика
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная
функция звуков.
Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные.
Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата.
Элементы фонетической транскрипции.
Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное).
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения.
Трудные случаи ударения в словах и в формах слов.
Допустимые варианты произношения и ударения. Овладевать основными понятиями фонетики.
Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.
Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласныешумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости.
Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.
Проводить фонетический анализ слова.
Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.
Использовать орфоэпический словарь
Состав русского алфавита, названия букв.
Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. Прописные и строчные буквы Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.
Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах.
Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования..Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары.
Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.
Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Понятие о фразеологизмах.
Пословицы, поговорки. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Понимать различие лексического и грамматического значений слова. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.
Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов.
Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова.
Группировать слова по тематическим группам.
Понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности.
Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
Морфология
Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имен существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило об одушевлённости/неодушевленности А.А. Зализняка. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым.
Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.
Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.
Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.
Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.
Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.
Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры; имена существительные разных типов склонения.
Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
Использовать в речи синонимичные имена прилагательные,имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.
Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетаниекак единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.
Предложение как минимальное речевое высказывание.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения.
Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением.
Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; употреблять их в речевой практике.
Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать предложения распространенные и нераспространенные.
Опознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи.
Понимать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах. Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н инн в отыменных прилагательных.
Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных, прилагательных, глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание некоторых предлогов, союзов.
Употребление строчной и прописной букв.
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные функции знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения.. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словооб-разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.
Лексическое богатство русского языка и культура речи
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.
Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
Язык и культура
Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию.
Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе.
Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.
Распределение часов в модулях (главах) по рубрикам
Рубрики 1 модуль 2 модуль 3 модуль 4 модуль 5 модуль 6 модуль 7
модуль 8 модуль
О языке и речи
12 ч. 3 2 1 2 1 1 1 1
Система языка
78 ч. 8 7 11 10 11 10 7 14
Правописание
38 ч. 5 4 6 2 5 8 4 4
Текст
17 ч. 1 3 2 3 1 3 3 1
Язык и культура. Культура речи
8 ч. 1 1 1 1 1 1 1 1
Повторение
17 ч. 3 1 3 1 3 1 1 4
21 ч. 18 ч. 24 ч. 19 ч. 22 ч. 24 ч. 17 ч. 25 ч.
Перечень обязательных практических работ по развитию речи и контрольных работ
№ п.п. Глава. Тема Кодификатор Форма контроля
Глава 1. Наш родной язык
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». (Входной контроль) Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. Диктант
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. Тест
Глава 2. На каком языке мы говорим
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.
Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. Диктант с грамматическим заданием
Р.р. Контрольное изложение-повествование Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Изложение
Глава 3. Как язык служит для общения
Контрольная работа по теме: «Чередование гласных в корне» Объяснять орфограммы с чередованием букв а и овкорнях -гар- /-гор-, -зар- /-зор-;-лаг- /-лож; -рос- / -раст- / -ращ-; -скак-/-скоч- Диктант/ тест
Глава 4. В чём заключается богатство языка
Р.р. Обучение сочинению Уметь выстраивать композиционную схему, определятьсмысловые части, работать с планом. Сочинение
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. Диктант
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь
Контрольная работа по теме: «Правописание существительных» Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи Диктант
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение Знать композиционную схемурассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. Сочинение
Глава 7. Что такое современный язык
Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях Диктант
Р.р. Сочинение по картине Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. Сочинение
Глава 8. Как язык объединяет людей
Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике. Диктант
Итоговая контрольная работа Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. Диктант / тест
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения.
Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.
Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.
При отборе текстов диктантов, изложений и сочинений использовались произведения русских классиков.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей
учащихся 5 класса по русскому языку
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и ипосле приставок;
6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);7)в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость иоднотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Оценка«5» выставляется за - безошибочную работу;
- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка«4» выставляется при наличии в диктанте
- 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;
- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;
- 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.Оценка«3» выставляется за диктант, в котором допущены
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;
- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка«2» выставляется за диктант, в котором допущено
- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;
- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка дополнительных заданий при диктанте
Оценка«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка«2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка«4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка«3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.
Оценка«2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» - Содержание темы полностью соответ-ствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста - 1 орфографическая ошибка
- 1 пунктуационная ошибка
- 1 грамматическая ошибка
«4» - Содержание соответствует теме.
- Имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки
- 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки
- 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок
- 2 грамматические ошибки
«3» - В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.
Перечень учебно-методических средств обучения
и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники укомплектованы аудиоприложениями, включающими тексты к заданиям на развитие навыков разных видов аудирования, и приложениями с текстами учебных словарей, проектными заданиями и учебными инструкциями.
Основная литература
Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2012
Дополнительная учебная литература
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004
Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001
Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001
Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000
Справочные пособия
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994
Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004
Мультимедийные пособия
Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия: 5 класс.
Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения: 5 класс».
Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
Диск «Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».
Диск «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка»
Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные».
Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти».
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».
Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета