Программа внеурочной деятельности Советы доктора Нехворайки

Согласовано Утверждаю
зам. директора по УВР: директор школы:
________ Н.Л.Кривоногова _______ Т.В.Пагина
Приказ №_____
от «___» ________ 2017г.










Программа
внеурочной деятельности
«СОВЕТЫ ДОКТОРА НЕХВОРАЙКИ»





Срок реализации: 4 года
Учитель: Кривоногова Н.Л.























2016-2020 учебные годы


Результаты освоения курса внеурочной деятельности
 
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Советы доктора Нехворайки»  является формирование следующих умений:
 1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Советы доктора Нехворайки» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.     Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учащимися  давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 
   3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Советы доктора Нехворайки» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепления  здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
правила дорожного движения;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики при простудных заболеваниях;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
 заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую помощь при кровотечении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
выполнять правила дорожного движения;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

Содержание программы, формы организации, виды деятельности
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Программа по внеурочной деятельности «Советы доктора Нехворайки» состоит из следующих разделов:
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Основы здорового образа жизни.
Разговор о правильном питании.
Формы организации
Урок
Эвакуация
Экскурсия
Практическое занятие
Практическая работа
Групповая работа
Игровая программа
Урок-презентация
Устный журнал
Аукцион знаний
Ролевая игра
Практическое занятие
Защита проектной работы
Спортивный праздник
Диспут и др.
Виды деятельности
Составление рассказа по картинкам
Просмотр видеофильма
Оздоровительные минутки
Беседа
Рассказ
Обсуждение конкретных ситуаций
Чтение сказок, стихов, рассказов
Практическая работа
Работа с иллюстрациями, плакатами, рисунками
Работа в группе
Дидактическая игра
Просмотр мультфильмов
Составление кластера
Разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов
Викторина
Творческая работа
Рисунок на заданную тему
Разыгрывание ситуаций
Инструктаж
Составление памятки
Выставка книг
Тест
Работа в рабочей тетради
Просмотр презентации
Соревнование
Тренинг безопасного поведения
Тест «Закончи предложение»
Практические упражнения
Подвижные игры
Заполнение анкеты
Составление книжки
Закончи предложение
Инсценирование
Защита сообщений
Синквейн
Работа с таблицами, диаграммами и др.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Раздел
Тема
Количество часов
Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Окружающая среда – что это?
2 часа
Что такое безопасность, источники безопасности. Чрезвычайная ситуация. Причины и последствия катастроф и стихийных бедствий. Меры защиты человека при возникновении ЧС. Организация защиты населения при ЧС.


Правила дорожного движения
6 часов
Опасные объекты города, села, микрорайона. Безопасный путь в школу. Элементы городской дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка). Правила перехода дороги. Знакомство со знаками «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Светофор. Для чего служат светофоры. Назначение трехсекционного светофора, последовательность расположения его сигналов. Другие виды пешеходных светофоров. Регулировщик. Сигналы регулировщика. Работа ГИБДД. Правила поведения на дороге. Где можно и где нельзя играть.


Современное жилище
5 часов
Особенности жизнеобеспечения современного жилища; чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Правила пользования электроприборами, газом, домашней аптечкой. Опасные ситуации, способы их предотвращения. Методика действий в чрезвычайной ситуации (острые и режущие предметы, незнакомец звонит по телефону и др).


Огонь – друг и враг человека
3 часа
Причины возникновения пожара (в помещении, на транспорте, на природе), его опасность. Противопожарные меры и методика действий при пожаре. Профессия – пожарный


Водоемы
2 часа
Водоемы нашей местности. Правила купания на воде.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»

Основы здорового образа жизни

5 часов
Понятие о здоровье и факторы, на него влияющие. Личная гигиена.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни»

Разговор о правильном питании

6 часов
Продукты, наиболее полезные и необходимые человеку каждый день. Основные принципы гигиены питания. Необходимость и важность регулярного питания, соблюдение режима питания. Завтрак, обед и ужин как обязательные компоненты ежедневного меню. Полдник. Значение молока и молочных продуктов.



1 час

1 час
Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании»
Обобщающий урок по курсу

ИТОГО:
33 часа


2 класс
Раздел
Тема
Количество часов
Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Окружающая среда – что это?
3 часа
Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Опасности в повседневной жизни. 01 – вызов пожарной охраны; 02 – вызов полиции; 03 – вызов скорой помощи; 04 – вызов аварийной газовой службы. Обучение детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений.


Современное жилище
4 часа
Особенности жизнеобеспечения современного жилища; чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища (пожар, незнакомец)


Природа
4 часа
Экстремальная ситуация для человека в природной среде (жара, холод, ветер, снег, дождь, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление и др.). Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования)


Водоемы
3 часа
Наши озера, реки, пруды. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Меры безопасности при пользовании водной переправой. Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на люду. Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.


Правила дорожного движения
5 часов
Повторение материала, изученного в 1 классе. Детский дорожно-транспортный травматизм. Опасности на улице. Разбор дорожно-транспортных происшествий. Места игр и катания на велосипедах, коньках, санках. Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети», «Въезд запрещен», «Движение пешеходам запрещено», «Пешеходная дорожка», «Место остановки», «Место стоянки», «Подземный переход» и др.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»

Основы здорового образа жизни

4 часа
Забота о своем здоровье, предотвращение ситуаций, приносящих вред здоровью. Вред табака и алкоголя. Значение кожи для человека. Значение сна для человека. Опасность вредных привычек.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни»

Разговор о правильном питании

8 часов
Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Значение жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. Связь рациона питания и образа жизни, высококалорийные продукты питания. Разнообразие вкусовых свойств различных продуктов. Разнообразие овощей, их полезные свойства. Полезные блюда для праздничного стола.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании»

ИТОГО:
34 часа


3 класс
Раздел
Тема
Количество часов
Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Окружающая среда – что это?
2 часа
Чрезвычайная ситуация, действия при чрезвычайных ситуациях. Природные явления, наносящие ущерб человеку. МЧС, преодоление страха и паники при чрезвычайных ситуациях


Современное жилище
3 часа
Закрепление правил пожарной безопасности. Значение газа в жизни человека, причины утечки газа, меры безопасности при пользовании газом. Уязвимые места в доме, квартире, способы их защиты.


Домашние животные
3 часа
Меры безопасности при обращении с животными и уходе за ними (в городе и сельской местности). Правила гигиены при обращении с домашними животными. Правила ухода за кошкой и собакой


Водоемы
3 часа
Правила безопасного поведения на воде в теплое время года. Причины несчастных случаев на воде, действия в случае опасности. Плавание, стили плавания. Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы спасения.


Правила дорожного движения
7 часов
Повторение материала, изученного во 2 классе. Виды автотранспортных средств, их скоростные качества и тормозные свойства. Перекресток, виды перекрестков, безопасное поведение на перекрестке. История создания велосипеда и их разнообразие. Общее устройство велосипеда, правила безопасности при езде на велосипеде и дорожные знаки для велосипедистов. Дорожные знаки, их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Пассажиры, правила поведения в общественном транспорте.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»

Основы здорового образа жизни

6 часов
Инфекционные заболевания, способы заражения и лечения инфекций. Травма, виды травматизма и меры их предупреждения, приемы оказания первой помощи при легких травмах. Правила поведения на улице в разные сезоны. Вред курения и алкоголя.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни»

Разговор о правильном питании

7 часов
Основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли, функции этих веществ в организме. Содержание питательных веществ в различных продуктах. Разнообразное питание – условие здоровья. Роль физической активности в укреплении здоровья. Вид двигательной активности – зарядка – обязательный элемент режима дня. Закаливание как из важных способов укрепления здоровья, варианты закаливания. Правила закаливания. Зависимость рациона питания от физической активности. Предметы кухонного оборудования, их назначение. Основные правила гигиены. Принцип устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов. Дикорастущие растения как источник полезных веществ, возможность включения их в рацион питания. Ассортимент блюд из дикорастущих растений.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании»

ИТОГО:
34 часа


4 класс
Раздел
Тема
Количество часов
Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Современное жилище
4 часа
Правила поведения в помещениях. Современная бытовая техника и ее назначение. Правила пользования электробытовыми приборами. Правила пожарной безопасности, последовательность действий в случае пожара. Правила пользования огнетушителем.


Водоемы
2 часа
Правила поведения у воды и на воде, правила купания и меры предосторожности при купании. Основные и подручные средства спасения на воде.


Дикие животные
3 часа
Меры безопасности при обращении с животными.


Правила дорожного движения
7 часов
Правила езды на велосипеде. Правила дорожного движения. Правила поведения вблизи железных дорог. Железнодорожный переезд. Правила пользования электропоездами. ГИБДД, обязанности и задачи. Чрезвычайная ситуация на дороге, ориентирование в экстремальных ситуациях.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»

Основы здорового образа жизни

7 часов
Роль здоровья в жизни человека. Факторы, влияющие на здоровье. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни, взаимосвязь здоровья и образа жизни. Способы поддержания и укрепления здоровья. Гигиена, правила личной гигиены. Личная гигиена – залог хорошего здоровья. Инфекционные заболевания и правила их лечения. Ядовитые вещества. Вредные привычки и их профилактика.



1 час
Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни»

Разговор о правильном питании

7 часов
Многообразие и полезность продуктов, получаемых из зерна. Необходимость их включения в ежедневный рацион. Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного рациона. Ассортимент молочных продуктов и их свойства. Питьевой режим. Роль жидкости для нормальной работы организма. Разнообразие напитков и их польза. Основные способы очистки питьевой воды. Ассортимент рыбных блюд, их полезность. Морские съедобные растения и животные, многообразие блюд, которые из них можно приготовить. Польза морепродуктов, необходимость микроэлементов для организма. Кулинарные традиции своего народа. Многообразие спортивных занятий. Национальные спортивные игры. Спортивные достижения страны.



1 час
1 час
Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании»
Обобщающий урок по курсу

ИТОГО:
34 часа















Тематическое планирование
1 класс
№ занятия
Дата
Тема занятия

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (19 часов) Окружающая среда – что это?

1.

Как рождаются опасные ситуации

2.

Чрезвычайная ситуация

Правила дорожного движения

3.

Город, где мы живем

4.

Наиболее безопасный путь в школу

5.

Как рождаются опасные ситуации на дороге

6.

Наш верный друг – светофор

7.

Сигналы регулирования дорожного движения

8.

Где можно и где нельзя играть

Современное жилище

9.

Что делать при запахе газа?

10.

Как подружиться с электричеством

11.

Поговорим о домашней аптечке

12.

Как могут стать опасными домашние вещи

13.

Как говорить по телефону?

Огонь – друг и враг человека

14.

Огонь – друг или враг?

15.

Осторожно - огонь

16.

Экскурсия в пожарную часть

Водоемы

17.

Меры безопасности на воде летом

18.

Как научиться плавать

19.

Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Основы здорового образа жизни (6 часов)

20.

Если хочешь быть здоров

21.

Почему надо умываться?

22.

Как беречь глаза

23.

Как сохранить хороший слух

24.

Почему надо чистить зубы?

25.

Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни».

Разговор о правильном питании (8 часов)

26.

Самые полезные продукты

27.

Удивительные превращения пирожка

28.

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?

29.

Плох обед, если хлеба нет

30.

Полдник. Время есть булочки

31.

Пора ужинать

32.

Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании». Защита проектной работы

33.

Итоговое повторение


2 класс
№ занятия
Дата
Тема занятия

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (20 часов) Окружающая среда – что это?

1.

Взаимодействие человека с окружающей средой

2.

Опасные и безопасные ситуации

3.

Учись принимать решения в опасной ситуации

Современное жилище

4.

Дом – машина для жилья

5.

Учись управлять этой машиной

6.

Если кто-то звонит в твою дверь

7.

Что делать при пожаре в квартире? Если горит у соседей

Природа

8.

Экстремальная ситуация для человека в природе – что это?

9.

В лес по грибы и по ягоды

10.

Если заблудился в лесу

11.

Лесной пожар

Водоемы

12.

Зимняя река и география безопасности

13.

Неосторожность на воде

14.

Правила поведения на воде

Правила дорожного движения

15.

Школа выживания городского пешехода

16.

Учись читать дорожные знаки

17.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка

18.

Почему на улице опасно?

19.

Правила движения

20.

Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Основы здорового образа жизни ( 5 часов)

21.

Характеристика здорового человека

22.

Зачем нам нужна кожа?

23.

Чем важен сон

24.

Опасность вредных привычек

25.

Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни»

Разговор о правильном питании (9 часов)

26.

На вкус и цвет товарищей нет

27.

Как утолить жажду

28.

Что помогает стать сильным и ловким

29.

Где найти витамины весной?

30.

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

31.

Каждому овощу свое время

32.

Что и как мы едим

33.

Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании».

34.

Итоговое повторение


3 класс
№ занятия
Дата
Тема занятия

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (19 часов) Окружающая среда – что это?

1.

Чрезвычайная ситуация – что это?

2.

Умение преодолевать страх

Современное жилище

3.

Как защитить свой дом от злоумышленников

4.

Как справиться с утечкой газа

5.

Осторожно – огонь!

Домашние животные

6.

Животные вокруг нас

7.

Правила безопасности при обращении с животными

8.

Как ухаживать за кошкой и собакой

Водоемы

9.

Правила безопасности на воде

10.

Умение плавать – основной фактор безопасности на воде

11.

Оказание первой помощи при утоплении

Правила дорожного движения

12.

Как пешеходы и водители поделили улицу

13.

Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства

14.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма.

15.

Перекрестки и их виды

16.

Ты - велосипедист

17.

О чем говорят дорожные знаки

18.

Мы - пассажиры

19.

Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Основы здорового образа жизни (7часов)

20.

Как справиться с инфекцией

21.

Почему случаются травмы

22.

Если из раны течет кровь

23.

Безопасность при любой погоде

24.

Курение

25.

Алкоголь

26.

Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни».

Разговор о правильном питании (8 часов)

27.

Из чего состоит наша пища

28.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке

29.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

30.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

31.

Где и как готовят пищу

32.

Что можно есть в походе

33.

Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании». Олимпиада здоровья

34.

Итоговое повторение


4 класс
№ занятия
Дата
Тема занятия

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (17 часов) Современное жилище

1.

Правила поведения в помещениях

2.

Осторожно - электричество

3.

Пожарная безопасность

4.

Как правильно пользоваться огнетушителем. Практическое занятие

Водоемы

5.

Безопасность на воде

6.

Основные и подручные средства спасения на воде

Дикие животные

7.

Мы и животные

8.

Уступи змее дорогу

9.

Когда кусают насекомые

Правила дорожного движения

10.

Мы и транспорт

11.

Если ты стал водителем

12.

Основные правила езды и меры безопасности

13.

Знаем ли мы правила дорожного движения

14.

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей.

15.

Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами

16.

Предназначение и задачи ГИБДД

17.

Обобщающий урок по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Основы здорового образа жизни (8часов)

18.

Понятие о здоровье и факторы, на него влияющие

19.

Влияние окружающей среды на здоровье человека

20.

Личная и общественная гигиена

21.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни

22.

Инфекционные заболевания и их профилактика

23.

Чем и как можно отравиться

24.

Что влияет на здоровье

25.

Обобщающий урок по разделу «Основы здорового образа жизни».

Разговор о правильном питании (9 часов)

26.

Блюда из зерна

27.

Молоко и молочные продукты

28.

Вода и другие полезные напитки

29.

Что и как можно приготовить из рыбы

30.

Дары моря

31.

Кулинарное путешествие по России

32.

Спортивное путешествие по России

33.

Обобщающий урок по разделу «Разговор о правильном питании».

34.

Итоговое повторение



15